Файл: 8.Образовательно-воспитательные опыты Р. Оуэна.docx

Добавлен: 09.02.2019

Просмотров: 289

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Образовательно-воспитательные опыты Р. Оуэна

Роберт Оуэн (1771-1858) философ, педагог, социалист Англии. Изменив неразумные условия и правильно организовав воспитание, можно создать «рациональный характер» и искоренить нищету и общественные беды.

Утопически полагая, что правильное воспитание людей само по себе уже обеспечит построение социализма, Оуэн начал реализовывать свои идеи на конкретных воспитательных примерах. Был владельцем фабрики, проводил социальные эксперименты, открыл ясли, детские сады на предприятиях, улучшил условия труда и жизни своих рабочих, открыл культурно-просветительские учреждения, организовал рациональное воспитание. Все окончилось провалом, подавили конкуренты и внутренние распри.

Пропагандировал идеи социализма в рабочей среде, создал просветительные учреждения, издавал научно-популярную литературу, выступал против религии. Говорил о зависимости характера от среды. Всю свою систему воспитательных учреждений Р. Оуэн назвал «Новым институтом для образования человеческого характера». Обучение сочеталось с производительным индустриальным трудом.

Сочетанием утопической романтики и присущей капитализму рациональности стал опыт колонии «Новая гармония», основанной им в США. Реализовал на практике ступени «коммунистического воспитания» (воспитание правильного гражданина).

Оуэн (Owen) Роберт (14.5.1771, Нью-таун, Уэльс, - 17.11.1858, там же), англ, социалист-утопист. В 1800 стал совладельцем прядильной фабрики в Нью-Ланарке (Шотландия), где провёл филантропич. реформы, облегчившие условия труда и жизни рабочих. В 1815 выступил с проектом закона, к-рый ограничивал рабочий день для детей и устанавливал обязат. шк. обучение. В 1816 открыл в Нью-Ланарке воспитат.-обра-зоват. комплекс "Ин-т формирования характера", куда входили: школа для маленьких детей от 1 до 6 лет (т.е. ясли для детей от 1 года до 3 и дет. сад для детей от 4 до 6 лет), дневная школа для детей от 6 до 10 лет, вечерняя школа для подростков от 10 до 17 лет, работавших на фабрике; вечером там же проводились лекции и консультации для взрослого населения. В 1818 О. посетил Швейцарию, где познакомился с И. Ф. Оберли-ном, И. Г. Песталоцци, Ф. Э. Фелленбер-гом. В нач. 1820-х гг. управление предприятием и ин-том перешло в руки квакеров, компаньонов О., не разделявших его пед. и социальных взглядов. О. продолжил попытку осуществления своих идей в организованных им коммунистам, колониях в США и Великобритании, но успеха они не имели.

О. опирался на близкую философии Просвещения идею о решающем воздействии внеш. среды на характер человека. Приписывая все бедствия и пороки пагубному влиянию частнособственнич. отношений, неравенству, религ. догматизму, невежеству, О. связывал процветание и духовное возрождение человечества с коренным изменением устоев общества. Путь к социализму видел в мирном введении коммунистич. принципов, воплощённых в общинах - "с.-х. и пром. посёлках сотрудничества".


Частью коммунистич. обновления мира считал реформу системы образования. О. пришёл к заключению, что пед. методы принесут мало пользы, если человеку не будут созданы условия жизни, препятствующие зарождению дурных чувств и побуждений. В идеальном обществе обязанности индивида совпадут с его интересами; исчезновение классовых антагонизмов, свободное чередование физич. и умственных занятий, использование механизмов, облегчающих труд и создающих полное изобилие, будут содействовать формированию совершенного человека. Только справедливый строй позволит превратить воспитание в непрерывный, целенаправленный процесс, отвечающий потребностям индивида и общества. Свои пед. воззрения О. изложил в кн. "Новый взгляд на общество, или Опыты формирования характера" (1813-14; рус. пер. 1865) и в др. сочинениях.

Систематич. воспитание, согласно О., должно начинаться в младенчестве. Врождённые задатки людей неодинаковы, но с помощью продуманных пед. мер можно развить требуемые способности и наклонности. Не отрицая роли семьи, О. настаивал на совместном, равном для обоих полов обществ, воспитании, исключающем всякую проповедь религ. догм. Дошк. воспитание (дети от года до 6 лет) призвано заложить основы физич. здоровья и нравств. принципов, пробудить в ребёнке чувство коллективизма. В общинах дети старше 3 лет должны жить отдельно от родителей в помещениях, оборудованных спальнями, столовыми, классными комнатами. Совершая под руководством воспитателей прогулки, они знакомятся с животным и растительным миром, явлениями природы, осн. видами трудовой деятельности. Особое значение О. придавал маршировке, пению, танцам и гимнастике, считая их упражнениями, к-рые лучше других закаливают ребёнка, прививают хороший вкус и манеры, приучают к дисциплине. Наряду с познават. играми эти занятия составляли основу и шк. программы (дети от 6 до 17 лет).

Задачу обучения О. видел в развитии способности самостоятельно анализировать явления и факты, отделять истину от заблуждений, осн. внимание уделял методам преподавания. Ребёнка следует знакомить только с реальными фактами, или "осязаемыми знаками", применять гл. обр. наглядные формы обучения, к-рые, по мнению О., исключают усвоение неверных или субъективных представлений. Использование книг в уч. процессе допускалось только при работе с детьми старше 10 лет, у к-рых уже прочно сформировалось "рациональное мировоззрение, критич. отношение к суевериям и предрассудкам".

Учитель, по мнению О., должен дать нужное направление мыслительной деятельности учеников; от учителя требуются не глубина познаний, а прежде всего человеческие качества, умение воздействовать на детей добротой, силой примера. Любые формы наказаний и поощрений О. считал недопустимыми, т. к. они порождают гордыню или озлобленность. Повышенное внимание могло уделяться только детям, в силу объективных причин нуждающимся в особом уходе. В качестве наставников детей мл. возраста рекомендовалось использовать подростков. Подобная практика делала бы их более требовательными к себе, приобщала к управлению обществом. В школах О. охотно прибегали к Белл-Лан-кастерской системе обучения.


Важнейшими уч. предметами О. считал математику, химию, естеств. историю, др. "полезные" науки, имеющие прямую связь с производит, деятельностью общин. Изучение гуманитарных дисциплин сводилось в системе О. к нази-дат. примерам, доказывающим неразумность прежнего уклада жизни. С 5-летнего возраста дети в ходе игр привлекаются к посильным работам, постепенно овладевают всеми ремёслами, необходимыми для жизнедеятельности общины. Приобретённые знания и умения позволяют человеку выбирать разнообразные занятия, отвечающие его склонностям и потребностям общества.

Процесс воспитания и обучения должен охватывать, по О., и взрослых членов общин. Разумно организованный досуг, предусматривающий лекции по науч. и социальным вопросам, эстетич. воспитание, призван способствовать укреплению привитых ранее нравств. устоев и убеждений.

Идеи утопич. социализма О., получившие широкое распространение в Великобритании в 19 в., оказали влияние на обществ, мысль, социальные движения, на пед. учения, в т. ч. на требования реформы нар. образования, выдвигавшиеся чартистами