Файл: Практическая работа Культурное наследие тюрков как фактор влияния на формирование казахской культуры. Дисциплина Культурология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Практическая работа № 7.

Культурное наследие тюрков как фактор влияния на формирование казахской культуры.

Дисциплина: Культурология

Подготовил: Нурлигенов Рамиль

Курс: 1

Специальность: 6В011102

Алматы 2023

Материальная культура древних тюрков включает в себя жилища, одежда, блюда и предметы. Если посмотреть на жилища кочевные племена, они пользовались разборными домами – юрта. Существует два вида юрт: тюркская и монгольская. Юрта тюркского типа пользовались казахи, киргизы, башкиры и туркмены и другие тюркоязычные народы. А юрта монгольского типа пользовались монголы, буряты, калмыки и другие многоязычные народы. Согласно по письменным источникам мы можем увидеть что юрта тюркского типа покрывалась войлоком, вход был всегда с восточной стороны. Очаг устраивался в центре. На зимовках юрта строилась в основном из саманного кирпича и дерева. Также разные материалы, которые сделаны из шерсти скотов как войлоки, кошмы и шерстяные ковры использовались в качестве отделки.

Одежда тюрков шилась из шерсти, шкур и кож, тонкого войлока. Общими для тюрков были длиннополый кафтан с кантами.

Пища тюркского населения определялась образом жизни. В основном пища кочевников были молочные и мясные продукты. Но тюркские населения не только питались мясными и молочными продуктами, но и растительные пищи. Они добывали растительные пищи из дикорастущих растений, ягод, фрукты и злаки. К примеру из дикорастущих растений, которые питались кочевники можно взять лук одноцветковый и чеснок.

Города находившиеся в Южно-Казахстанской и Западно-Казахстанской области во время Великого Шелкового пути сыграли большую роль в тюркской цивилизации 6-12 веков. В 10-12 веках тюркские караваны и торговцы приходили возле Илийской побережья, в это время возникло 56 новых городов. Это было связано с тем, что города стали главными точками торговли на Великом Шелковом пути. Тюркские караваны и торговцы не только торговались между городами, но и между городами и степью. По моему мнению в это время тоже существовало понятие слова «Бартер», то есть прямой обмен товарами. Самый крупный город из средневековых городов было Отрар. Его площадь составляло около 200 гектар. Но города Великой Шелковой пути не только строились на Южной части Казахстана, но и на Центральной части Казахстана. Они распологались в долинах Сарысу, Кенгир в горах Кент. Города имели благоустройства с высоким уровнем. Согласно по письменным источникам, в городе и в степи кочевников не было почти инфекционных болезней. Обычно они имели водопровод, канализация или «ташнау», проложенные из специальных гончарных труб. Такие благоустройства помогали поддерживать чистоту в условиях жаркого климата и опасаться от смертельных инфекционных болезней. Каждый из городов имели общественные здания – мечети, библиотеки и бани.


Важным элементом городов было развитое ремесло. Особое развитие получило гончарное и стеклодувное ремесло и ювелирное дело. Средневековые города имели ювелирные техники как зернь, скань, литье, чеканка, чернь.

Семейное отношение у тюрков было моногамной. У тюрков также существовало обычай аменгерство, другими словами левират, то есть когда овдовевшая супруга снова выходила замуж за одного из братьев своего мужа, но иногда овдовевшие супруги выходили замуж не только за одного из братьев своего бывшего мужа или кто-нибудь из родственников. В тюркской семье строго разделяли родственников на старщих и младших. Группа родственников по различным линиям называлась особым термином. Традиция разделение родственников на старших и младших сохранилось до сегодняшнего дня почти у всех тюркских народов. Младших родственников у тюрков называли «инилери», в «инилери» входили младшие братья или младшие родственники по мужской линии, а «синил» - это младшая сестра.

Распространение исламской религии на территорию Казахстана началось с южного региона. Первым этапом к распространению ислама стало Таллаская битва, которое произошло в 751 году. Когда Тюргешский каганат объединившись с войсками Аббасидского халифатами, точнее с арабами одержали победу нал войсками Китайской империи Тан. Таким образом, влияние империи Тан ослабилось на южной территории Казахстана, и тюркские племена населились на прибережье Сырдарьи и Южного-Казахстана.

Хожда Ахмет Яссауи – основоположник тюркской ветви суфизма, мыслитель. По его источникам, он утверждал таким образом: «бог присутствует везде и во всем, существует вечно». Также он говорил, что для достижения истинной сущности человека, бог дал людям свободу с определенной целью. Ахмет Яссауи после 63 лет, он выбрал жить в подземелье, так как он считал, что отречение от мира и больше уделять внимание к доброте, честности и справедливости человеку дает блаженство в загробном мире. Когда он начал жить в подземелье, Ахмет Яссауи описал свой поступок таким образом: «Достиг возраста пропока, шестидесяти трех лет, для меня этого достаточно, нет необходимости жить сверх срока, отведенного пророку».

Из его трудов остались несколько фрагментов и произведений, как «Мират-ул кулуб»(«Зеркало Души»), «Пакыр-нама»(«Сказание о бедном»). Наиболее известной и дошедшей до нас в нескольких вариантах является «Диван-и хикмет»(«книга мудрости»), которая написана на старотюркском языке с кыпчакским диалектом и относится к общему наследию тюркоязычных народов. В этом произведении обобщены основные положения ясавийского тариката. «Диван-и хикмет» Ахмета Яссауи проповедал ислам и способствовал мусульманство в народе.



Суфизм – в переводе арабского слова Сафа это чистота. Суфизм учит о полном посвящении своей жизни исламской религии и требует людям принять аскетизм, со смыслом отвержение от мирских благ, таких как богатство и власть в этом мире. К примеру можно взять жизнь Ахмета Яссауи, который решил жить в подземелье после 63 лет своей жизни.

С суфизмом тесно связано слово Муджахада – борьба с самим собой, которая занимает всю свою жизнь. Помимо следованию всех пяти столпов ислама, жизнь суфизма отличается от обычной верующего ислама(молитвы, чтение и изучение корана). Из 24 часов в сутках львиная доля времени посвящена поклонению и размышлению о духовном.

Духовный рост и образование в исламе делится на 4 ступени. Во-первых это шариат, во-вторых это тарикат, в-третьих это акикат и магрифат. Шариат означает ведение благочестивой жизни согласно предписаниям ислама, тарикат – это мистический путь, означающий отречение от мирского, акикат – стадия постоянного общения с богом при отречения от мирских богатств и властей, магрифат – мистическое познание и достижение экстаза, временное единение с богом.

В произведениях Ахмета Яссауи «Диван-и хикмет» первая ступень суфийского совершенства обозначается как аммара, на этой стадии душа наполнена низменными качествами как зависть, беспечность и хвастливость и другие. Вторая ступень характеризуется как лавамма, что означает осознание человеческих пороков и необходимости избавления хоть малейшего части от пороков человеческих. Третья ступень – это мулхамла, когда душа человека только вступает и у него начинат формироваться качества каганат. Каганат – это чувство удовлетворенности человека, когда он освободился от порока. Четвертая ступень является стадия мутма-инна, когда душа обретает успокоение. Пятым ступенем явлвяется разине. То есть когда душа человека начинает чувствовать удовлетворение, так как человек осознает что он живет по пути добра и не следует ко злу. Шестым ступенем является радине, душа суфия приобретает все человеческие качества, у него более нет качеств недостойных суфия. И последняя ступень это камил, когда душа обретает качества совершенности, присущие только святым. Наряду с основными этапами прохождения пути – шариата, тариката, хакиката, магрифата, важным составляющим учения произведения Яссауи, это зикр. Зикр – это такое поминание бога, которое в буквальном смысле рождается в сердце суфия, а затем исторгается оттуда с рыданиями и мольбой.


Наиболее древние памятники древнетюркской письменности - стелы (каменные плиты), найденные в севере Монголии на реке Орхон. Сохранились крупнейшие из известных рунических текстов - памятники в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина.

Казахстанскую группу памятников составляют надписи на надмогильных камнях из долины Таласа, надписи на монетах, бытовых предметах, керамике и металле.

Идея буквенного письма на базе алфавита был заимствован тюрками у ираноязычных племен Центральной Азии (арамейского происхождения). Наиболее вероятный источник - согдийский алфавит, который был сильно изменен, приспособившись к тюркскому языку.

Наряду с древнетюркским письмом в VI-X вв. широкое распространение получило согдийское письмо. Согдийцы занимали важную роль при каганах. Начиная с IX в. распространение получает арабский алфавит и письменность

Литература и наука.Вместе с появлением письменности развиваются литературные жанры (VII-X вв.). Рунические тексты Монголии и Енисея - не только исторические документы, но и выдающиеся литературные произведения. Надписи в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина - блестящие образцы политической прозы, сохранившей традиции ораторского искусства и устного повествования о богатырских деяниях.

В IX-XII вв. в связи с распространением ислама широко употребляется арабский язык. На нем создаются литературные и научные произведения.

Яркие представители научного и литературного мира Тюркской эпохи:

Абу Наср аль-Фараби (870-950). На арабском языке писал выдающийся ученый Востока Абу Наср аль-Фараби. Родился в округе Фараб (Отрар), учился в Бухаре и Багдаде. Аль-Фараби являлся энциклопедистом. Он подразделял науки на теоретические (логика, естествознание, математика) и практические (этика, политика). Он доказывал возможность познания мира посредством чувств и разума. Разносторонний вклад в науку: логика и медицина, космология и анатомия, философия и юриспруденция, математика и акустика.

Среди множества произведений аль-Фараби содаржатся трактаты о естественных науках, математических, о музыке и других темах. Он первый ввел квалификацию наук, описав их возникновение.

ʼʼТрактат о взглядах жителœей добродетельного городаʼʼ (социально-утопическая концепция), цитаты: ʼʼГород, в котором объединœение людей имеет своей целью взаимопомощь в делах, коими обретается истинное счастье, является добродетельным городом, и общество, где люди помогают друг другу в целях достижения счастья, есть добродетельный народ. Таким же образом вся земля станет добродетельной, в случае если народы будут помогать друг другу для достижения счастьяʼʼ; ʼʼДобродетельный город подобен совершенному, здоровому телу, всœе органы которого помогают друг другу с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа с вделать ее наиболее полнойʼʼ. Иерархизация по принципу главенства и правления. Все жители добродетельного города разделœены на ʼʼмудрецовʼʼ, ʼʼпоследователœей мудрецовʼʼ, ʼʼпрочихʼʼ, а в соответствии с родом занятий - на ʼʼдостойнейшихʼʼ (мудрецов), ʼʼораторовʼʼ (проповедников, поэтов и т.д.), ʼʼизмерителœейʼʼ (геометров, врачей, астрологов и т.д.), ʼʼвоиновʼʼ, ʼʼбогачейʼʼ.


Юсуф Баласагунский (Баласагуни) (XI в.)Им написано одно из важнейших исторических и литературных произведений - поэма ʼʼКудатгу билигʼʼ (ʼʼЗнание, приносящее счастьеʼʼ или ʼʼБлагодатное знаниеʼʼ) - первый дошедший до нас памятник светской литературы тюркоязычных народов Казахстана и Средней Азии. В нем отражалась современная поэту действительность, общественное сознание и политические концепции определœенных социальных кругов, а так же специфика и традиция письменного языка тюркозячной литературы XI в. Поэма написана в виде свода наставлений и поучений, в ней высоко оценивается роль ремесленников и купцов в государстве. Имеются высказывания о значении медицины, астрономии, языка

Биография: родился в городе Баласагун (другое название - Куз-Орда), местонахождение которого до сих пор не установлено. Дата рождения, по разным источникам, приблизительно 1015-1018 годы. Относился к тюркскому племени чигилей. Образование получил в Фарабе, Кашгаре, Бухаре. Владел арабским и персидским языками. По прибытии в Кашгар, где провел 18 месяцев, он написал большое поэтическое произведение ʼʼКутадгу Биликʼʼ. Свое сочинœение он посвятил Табгач – Богра – Каракахану их династии Караханидов, за что поэту было пожаловано звание Хасс-Хаджиб - ʼʼминистр двораʼʼ или ʼʼглавный камергерʼʼ. Рукопись поэмы ʼʼКутадгу Биликʼʼ попала к австрийскому востоковеду Хаммер-Пургиталю в 1796 ᴦ. в Стамбуле. В научный оборот текст поэмы был введен в полном объёме В.В. Радловым в 1891-1900 гᴦ. (наряду с оригиналом - перевод на немецкий язык). Скудные сведения не дают полного представления о жизненном пути поэта.

Махмуд Кашгарский (Кашгари) (XI в.) – родом из Барсхана (города на берегу Иссык-Куля). В 1074 ᴦ. после многолетних путешествий составил ʼʼДиван лугат ат-тюркʼʼ (Словарь тюркских наречийʼʼ). Большой вклад в историю языкознания. Бесценный памятник истории быта͵ нравов и языка тюркоязычных народов, а также естественно-научных представлений того времени.

Биография: Махмуд ибн Хусейн ибн Мухаммед Кашгари. Сын эмира Караханидского государства. Точные даты жизни не известны. Первоначальное образование получил в городе Кашгаре, впоследствии совершил путешествие по Средней Азии и в Иран. Неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время прожил в Багдаде. В совершенстве знал арабскую филологию, занимался исследованием языка, истории и этнографии родного народа.

Ходжа Ахмед Яссави (XII в.) - выдающийся мыслитель и поэт. Жил в ᴦ. Яссы (Туркестан). Был проводником мусульманской религии в Казахстане, являлся учеником Арыстанбаба (в иерархии мусульманских святых Средней Азии и Казахстана он занимает верхнюю ступеньку: при паломничестве сначала крайне важно посœетить мазар Арыстанбаба, а потом могилу Яссави). Яссави принадлежит сборник ʼʼДиван-и Хикметʼʼ (ʼʼКнига о премудростиʼʼ) на тюркском языке. В стихах проповедуется любовь к Всевышнему,