Файл: Методические рекомендации по развитию интеллектуальных способностей обучающихся на уроках в начальной школе посредством дидактической игры 31.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Теоретические основы развития интеллектуальных способностей обучающихся на уроках в начальной школе посредством дидактической игры

Психолого-педагогические особенности развития интеллектуальных способностей обучающихся на уроках в начальной школе

1.3 Дидактическая игра как средство развития интеллектуальных способностей обучающихся на уроках в начальной школе

2 Опытно-экспериментальная работа по развитию интеллектуальных способностей обучающихся на уроках в начальной школе посредством дидактической игры

2.1 Выявление исходного уровня сформированности интеллектуальных способностей обучающихся в начальной школе

2.2 Методические рекомендации по развитию интеллектуальных способностей обучающихся на уроках в начальной школе посредством дидактической игры

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.Е. ЕВСЕВЬЕВА»

Факультет среднего профессионального образования

Предметно-цикловая комиссия профессионального цикла по специальности

Преподавание в начальных классах

КУРСОВАЯ РАБОТА

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Автор курсовой работы: _________________________________Л. Ф. Алимова

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах


Руководитель:

старший преподаватель кафедры_________________________ О. А. Евсевьева

Оценка _____________________

Саранск 2023

Содержание



Введение 4

1 Теоретические основы развития интеллектуальных способностей обучающихся на уроках в начальной школе посредством дидактической игры 7

1.1Сущность понятия интеллектуальные способности младших школьников в психолого-педагогической литературе 7

1.2Психолого-педагогические особенности развития интеллектуальных способностей обучающихся на уроках в начальной школе 12

1.3 Дидактическая игра как средство развития интеллектуальных способностей обучающихся на уроках в начальной школе 16

2 Опытно-экспериментальная работа по развитию интеллектуальных способностей обучающихся на уроках в начальной школе посредством дидактической игры 22

2.1 Выявление исходного уровня сформированности интеллектуальных способностей обучающихся в начальной школе 22

2.2 Методические рекомендации по развитию интеллектуальных способностей обучающихся на уроках в начальной школе посредством дидактической игры 31

Заключение 37

Список использованных источников 39

Приложение 1 42


Введение



Каждый период жизни и развития ребёнка характеризуется определённым видом деятельности. В жизни младшего школьника большую часть занимает игра, в результате которой у ребенка формируются абсолютно все стороны психической жизни. Сущность игры, как ведущего вида деятельности, заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.

Известный детский психолог Д. Б. Эльконин подчёркивал социальную природу игры. Он проанализировал структуру развёрнутой сюжетно - ролевой игры, выделил единицу игры  роль, которую берёт на себя ребёнок [23].


В младшем школьном возрасте игровая деятельность не теряет своей значимости, однако суть и нацеленность игры изменяется. В данный период большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение концентрироваться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Младший школьный возраст это период жизни ребёнка от 6 до 11 лет называют «вершиной детства». В данный период увеличивается подвижность нервных процессов, что определяет повышенную эмоциональную возбудимость и подвижность ребёнка. Переход в школьный возраст ребёнка связан с решительными преобразованиями в его деятельности, общении, взаимоотношениях с другими людьми [1].

Немаловажная роль отводится дидактическим играм, формирующим умение решать экономические задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов. Игра обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию качеств личности. Проведение игр на уроках позволяет включить в активную работу как хорошо подготовленных школьников, так и слабо знающих материал.

Классики русской педагогики К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн – в своих теоретических трудах и практическом опыте – уделяли особое место игре, отмечая её благотворные обучающие и развивающие возможности, и указывали на необходимость изучения методической разработки игр для школьников. «Мы придаём такое важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую семинарию, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов»,  писал К. Д. Ушинский [21].

Сущность дидактической игры заключается в решении познавательных задач, поставленных в занимательной форме. Само решение познавательной задачи связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду. Одновременно развивается логическое мышление. Усваивая или уточняя в игре тот или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам, развивают память, внимание, учатся применять четкую и точную терминологию, связно рассказывать, описывать предметы, называть их действия и качества, они проявляют сообразительность и находчивость. В дидактических играх учащиеся познают цвет, форму, величину, числовые и пространственные отношения предметов.



Цель исследования: дидактическая игра как средство интеллектуального развития детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: средства интеллектуального развития младшего школьного возраста.

Задачи:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить сущность понятия интеллектуальные способности младших школьников в психолого-педагогической литературе.

3. Рассмотреть психолого-педагогические особенности развития интеллектуальных способностей обучающихся на уроках в начальной школе.

4. Изучить дидактическую игру как средство развития интеллектуальных способностей обучающихся на уроках в начальной школе.

5. Выявить исходный уровень сформированности интеллектуальных способностей обучающихся в начальной школе.

6. Разработать методические рекомендации по развитию интеллектуальных способностей обучающихся на уроках в начальной школе посредством дидактической игры.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы,

1 Теоретические основы развития интеллектуальных способностей обучающихся на уроках в начальной школе посредством дидактической игры

    1. Сущность понятия интеллектуальные способности младших школьников в психолого-педагогической литературе



В младшем школьном возрасте процесс интеллектуального развития осуществляется наиболее интенсивно. Это связано с тем фактом, что именно в данный возрастной этап происходит развитие всех психических процессов. Помимо этого, именно в этот возрастной период ребенок начинает осознавать все те изменения, которые происходят с началом учебной деятельности. Очевиден тот факт, что именно в образовательном учреждении, а точнее в школе, осуществляется процесс интеллектуального развития в ребенка. Поступление в школу – важный этап в жизни каждого ребёнка. Именно в возрасте 5-7 лет совершенствуются когнитивные, речевые и перцептивно моторные навыки, что значительно способствует упрощению процесса научения и повышает его эффективность.

Толковый словарь В. Даля определяет способности как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный». Таким образом, понятие «способности» определяется через соотношение с успехами в деятельности [6].

В советской психологии, прежде всего трудами С. Л. Рубинштейна и Б..М. Теплова сделана попытка дать классификацию понятий «способности». Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности [17, 20].

К. К. Платонов, определяя понятие «способность», опирается на формулировку В. В. Даля: способности  это совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней [15].

А. В. Петровский рассматривает способности как психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся. Таким образом, способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, однако проявляются и развиваются на их основе.


Интеллект (от лат. «ум, разум») представляет собой высокоорганизованную систему мышления личности, при которой появляются новые продукты деятельности. Интеллект обязательно затрагивает умственные способности и все познавательные процессы.

Понятие интеллекта ввел английский ученый Ф. Гальтон в конце XIX века. За основу были взяты научные труды Чарльза Дарвина об эволюции. Характеристики интеллекта исследовали такие ученые как А. Бине, Ж. Пиаже Ч. Спирмен, С. Колвин, Э. Торндайк, Дж. Петерсон [14]. Все они рассматривали интеллект как поле безграничных возможностей человека. Задача каждого конкретного индивида заключается в том, чтобы реализовать свой интеллект грамотно, с пользой для себя и окружающих.

В разных психологических и педагогических источниках понятие «нтеллект» раскрывается по-разному.

Д. Векслер определял интеллект как глобальную способность, позволяющую действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, следовательно, интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

И. А. Домашенко рассматривает интеллект с точки зрения общей познавательной способности, которая определяет готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях [7].

Итак, интеллект представляет собой совокупность качеств индивида, которая обеспечивает его мыслительную деятельность. Согласно исследованиям И. А. Домашенко, интеллект характеризуется четырьмя факторами:

 эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства;

 способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию;

 способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;

 вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью, а также различными видами мышления.

В своих исследованиях Ж. Пиаже основывался на идеи о том, что развитие интеллекта является основой психического развития. Среди основных положений в его концепции о развитии интеллекта ребенка можно выделить следующее:

 развитие интеллекта ребенка происходит в процессе его взаимодействия с миром вещей без участия и помощи взрослого;

 в основе интеллектуальной структуры ребенка лежит система нейронных сетей