Файл: 48.Проблема точности в межличностной перцепции.docx

Добавлен: 10.02.2019

Просмотров: 366

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Проблема точности в межличностной перцепции. Социально-психологический тренинг как средство повышения точности межличностного восприятия

В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание м.б. здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако во всех случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, т.е. процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения.

При восприятии физических объектов мы можем проверить точность восприятия прямым измерением. В случае познания др. человека впечатление, полученное о нем воспринимающим субъектом, не с чем сопоставить, т к отсутствуют методики прямой регистрации многочисленных качеств личности др. человека.

Важным фактором повышения точности восприятия другого человека является получение от него обратной связи, что помогает откорректировать образ и способствует более точному прогнозу поведения партнера по общению.

Социально-психологический тренинг. Существуют специальные упражнения на повышение перцептивной компетентности, т.е. точности восприятия (Петровская, 1989). Фиксирование внимания (лиц, для которых точность восприятия др людей особенно важна) на стереотипах о связи физических характеристик и психологических особенностей. Эти стереотипы очень распространены, они берутся из жизненного опыта и обрывочных сведений из Кречмера и др. теорий.

Видеотренинг позволяет увидеть себя со стороны и сопоставить представления о себе с восприятием других. Это сближение собственных и чужих представлений о себе в определенной степени служит повышению точности восприятия. Вопрос о эффективности таких тренингов: часто приобретенные навыки не удерживаются в реальной жизни. Поэтому имеют смысл занятия только в реальных группах, объединенных совместной деятельностью.


При восприятии физических объектов мы можем проверить точность восприятия, сопоставив его результаты с объективной фиксацией, измерением нек. качеств и св-в объектов. В случае познания др. ч. впечатление, полученное о нем воспринимающим субъектом, не с чем сопоставить, так как отсутствуют методики прямой регистрации многочисленных качеств личности др. ч.

Различные личностные тесты, но, 1) не существует тестов для выявления и измерения всех хар-к ч. (сопоставление возможно только по тем хар-кам, для кот. существуют тесты); 2)тесты нельзя рассматривать как единственный инструмент исслед-я личности, поскольку им присущи те или иные ограничения.Метод экспертных оценок. По сравнению с тестами в экспертных оценках почти нет лимита выбора параметров межличн. восприятия. Экспертные оценки играют роль того внешнего критерия, кот. представляет собой «объективные данные». Но есть два ряда субъективных суждений: субъекта восприятия и эксперта (который тоже выступает субъектом восприятия, и, значит, его суждения отнюдь не исключают элемента оценки). Основная трудность – отсутствие возможности проверить точность восприятия другого человека путем прямого сопоставления с данными объективных методик – заставляет искать иные подходы к самому пониманию проблемы и путям ее решения. Один из таких путей – осмысление всей совокупности «помех», стоящих на пути межличностной перцепции. «Помехи» - механизмы, эффекты, возникающие в этом процессе. Конечно, знание того факта, что впечатления о ч. категоризуются в основном на основе прошлого опыта, или что при формировании их действует эффект первичности, косвенным образом помогает в установлении неточности межличностного восприятия. То же относится и к другому ряду средств, а именно – к более пристальному изучению перцептивных способностей субъекта восприятия. Здесь можно установить, каково соотношение хар-тик воспринимающего и объекта восприятия.


В экспериментах по межл. перцепции четыре группы факторов: а) переменные, при помощи которых субъект восприятия описывает самого себя; б) ранее знакомых личностей; в) отношения между собой и объектом восприятия; г) ситуационный контекст, в котором осуществляется процесс межл. перцепции. С их пом. их можно определить, в какую сторону свойственно сместиться восприятию в каждом конкретном случае. Важным фактором повыш-я точности воспр-я др. ч. явл-ся получение от него обратной связи, что помогает откорректировать образ и способствует более точному прогнозу поведения партнера по общению.Психологи давно пытаются отыскать ср-ва развития перцептивных способностей разл. людей. Для этих целей созданы программы псих. тренинга, не только обучающие искусству общения в целом, но и предлагающие специальные приемы, которые ориентированы на повышение перцептивной «сензитивности», т.е. точности восприятия. Одним из приемов такого тренинга является обучение адресанта способности видеть себя со стороны и сопоставлять представления о себе с тем, как тебя воспринимают др.