ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Литература

Добавлен: 10.02.2019

Просмотров: 1198

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Окончив гимназию, Ш. Поступает на юрид. фак. МГУ. В годы студенчества (1894-98) заявляет о себе как писатель: в «Русском богатстве» опубликован его рассказ «У мельницы» (1895).

1895, октябрь – женившись, Ш. совершает свадебное путешествие в Валаамский монастырь и выпускает книгу очерков «На скалах Валаама» (1897).

1905 – начинает печататься в «Рус. мысли», «Дет. чтении», а в 1907 – получает отставку и целиком уходит в лит. раб. Ш. близок писателям-реалистам демократ. книгоизд. «Знание», куда Ш. вошел в 1910 . Начало выходить собр. Соч. писателя (к 1916 вышел 8-й том).

1911 – появление повести «Человек из ресторана» принес Ш. всероссийскую славу. Критики сравнивали с дебютом Достоевского.

На события пер. мир. войны он откликается сборником «Суровые дни», где говорит о на бедствиях и тяготах войны.

1916 – ушел на фронт его единственный сын Сергей, и неприятие войны получает отражение в повести «Это было» (1919). Демократические иллюзии, питавшие прогрессивную интеллигенцию, заставили Ш. горячо приветствовать Февральскую революцию. Однако Ш. не принял Октябрь. Но об эмиграции писатель не помышлял: в 1918 семья писателя уехала в Крым , где в 1920 был куплен клочок земли с домиком.

1918 – написано житие крепостного художника «Неупиваемая чаша». Гражданскую войну Ш. прожил в Крыму.

1920, ноябрь – в Севастополь вошли красные войска, всем офицерам было предписано явиться для регистрации. Ш. , прапорщик запаса, был отпущен комиссаром ревкома как автор «Человека из ресторана». Но трагической участи не избежал его сын Сергей, взятый из госпиталя в Феодосии, он был расстрелян в конце 1920. Проводившими «красный террор» в Крыму Бела Куном и Р.Землячкой были расстреляны без суда и следствия 1000 офицеров, не пожелавших эмигрировать и поверивших большевикам.

Смерть сына потрясла Ш. Вместе с женой они тщетно искали его могилу, надеясь на чудо, сами едва не погибли во время страшного крымского голода. Едва перебравшись в Москву Ш-вы начинают хлопотать о выезде за границу, куда его настойчиво зовут Бунин и Зайцев.

1922, 20 ноября - Ш-вы выезжают в Берлин, через два месяца перебираются в Париж. Здесь Ш. заканчивает самую «страшную книгу», написанную на русском языке – «Солнце мертвых». Книга посв. трудным, мучительным, кошмарным месяцам большевистского террора в Крыму. Сразу переведенная на иностранные языки эпопея «Солнце мертвых» (Париж, 1926) стала первым произведением Ш. о послереволюционной России.

До 1930 - «Про одну старуху! (1925), «На пеньках» (1925), романы «История любовная» (1927), «Солдаты» (1930) – были опубликованы в «Современных записках». Главной темой 20-х становятся разверзшаяся духовная бездна и нравственное одичание человека. Чувством утраты родины и светом воспоминаний о минувшем пронизаны выходящие в Париже сб. рассказов и очерков писателя: «Про одну старуху. Новые рассказы о России» (1927), «Степное чудо. Сказки» (1927), «Свет разума. Новые рассказы о России» (1928), «Въезд в Париж. Рассказы о России зарубежной» (Белград, 1929), «Родное. Про нашу Россию.(Воспоминания, рассказы)» (Белград, 1931).


В Европе Шмелев так и не сумел прижиться, не смог принять ее прагматизма. Мотивы его творчества переплавляются в одной теме – Россия. Благодаря православному воззрению Ш. находился на крайнем правом фланге эмиграции. Подобное мировоззрение было неприемлемо для «левой» интеллигенции. Началось «выживание» писателя из печати, которое превратилось в ускорившую его кончину травлю.

Однако Ш. обретает в русском зарубежье и своего читателя и своего критика. Он был одним из любимых писателей русских изгнанников: «Богомолье» перечитывал уже дряхлый Вас.Ив. Немирович-Данченко, просил читать за 4 дня до смерти К.Бальмонт, наиболее тонкое и глубокое прочтение «Богомолья» и «Лета Господня» дал И.Ильин в кн. «О тьме и просветлении» (Мюнхен, 1959)

Первые гл. из «Лета Господня» стали появляться в 1927, первая часть кн. вышла в Белграде в 1933, в это же время пишется «Богомолье» (Белград, 1935). Полное издание появится в Париже в 1948 году.

Тяжелым ударом стала для писателя смерть жены, Ольги Александровны, 22 июня 1936 года. В годы войны Ш. оставался в оккупированном Париже; публикации 4 очерков и рассказов о старой России в пронемецком «Парижском вестнике» стоила писателю репутации – на него обрушилось обвинение в коллаборационизме.

Опытом «духовного романа» стали задуманные как тетралогия «Пути небесные»; первый том романа был завершен в 1936, над вторым он работал в 1944-47. Это последнее произведение писателя посвящено его жене. Первый том вышел в Париже в 1937, второй – в 1948. «Пути небесные» - роман-завещание. Третью часть романа, действие которого разворачивалось бы в Оптиной пустыни, Шмелев предполагал писать в обители Покрова Божьей Матери в Бюси-ан-От, в 150 км. от Парижа. В этот православный монастырь Шмелев приехал 24 июня 1950; в тот же день он скончался от сердечного приступа. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Завет писателя перенести его прах на родину и погрести рядом с могилой отца в московском Донском монастыре.



























Астафьев «Звездопад», «Курица не птица».



Семинар 4.

Фатьянов Алексей Иванович ( 5 марта 1919, деревня Малое Петрино, Вязниковский уезд, Владимирская губерния – 13 сентября 1959, Москва) – русский советский поэт, автор многих популярных в 1940-70-х годах песен ( на музыку Блантера, Соловьёва-Седого и других композиторов).

Дед поэта-фронтовика Алексея Фатьянова – Николай Иванович Фатьянов, владелец иконописных мастерских и подсобного производства в Богоявленской слободе, ныне посёлок Мстёра Вязниковского района Владимирской области.

Другой дед, отец матери поэта – Василий Васильевич Меньшов, специалист-эксперт по льну льнопрядильной фабрики Демидова. Оба деда были старообрядцы. Родители будущего поэта Иван и Евдокия Фатьянова построили в центре города Вязники двухэтажный каменный дом с колоннами напротив Казанского собора. Родители торговали пивом, обувью, которую шили в своих мастерских, владели частным кинотеатром и обширной библиотекой.


После октябрьского переворота 1917 всё имущество Фатьяновых было национализировано, дом отобран – в нём разместилась телефонная станция, ныне музей Алексея Фатьянова. Семья перебралась в дом Меньшовых в пригороде Вязников, где в комнате деда родился Алексей – последний ребёнок Ивана и Евдокии Фатьяновых. Трое старших детей – Николай (1898), Наталья (1900), Зинаида (1930).

Во времена НЭПа в 1923 году семья Фатьяновых вновь поселилась в своём доме в Вязниках напротив Казанского собора. Родители занимались обувным производством. Именно там в родительском доме, Алексей получил своё первое воспитание и образование. Родители привили Алексею любовь к литературе, театру, музыке и пению.

Родился в 1919 в деревне Петрино бывшей Владимирской губернии в довольно зажиточной семье, т.е. настолько зажиточной, что отец мог мне обеспечить массовую доставку книг сразу же, как только я смог себе твёрдо уяснить, что «А» это «А», а «Б» это «Б». Всё своё детство я провел среди богатейшей природы среднерусской полосы, которую не променяю ни на какие коврижки Крыма и Кавказа. Сказки, сказки, сказки Андерсена, братьев Гримм и Афанасьева – вот мои верные спутники на просёлочной дороге от деревни Петрино до провинциального города Вязники, где я поступил в школу и, проучившись в ней три года, доставлен был в Москву завоёвывать мир. Мир я не завоевал, но грамоте научился настолько, что стал писать стихи под влиянием Блока и Есенина, которых люблю и по сей безумно.

- Алексей Фатьянов «Нечто вроде биографии».

В 1929 году имущество у Фатьяновых было окончательно отобрано советской властью – политика НЭПа закончилась. Семья Фатьяновых уехала из Вязников и перебралась в посёлок Лосиноостровский Московской области, ныне в черте Москвы. Поселились на Тургеневской улице. Алексей учился в музыкальной школе, посещал московские театры и выставки.

Поступил в театральную студию Алексей Денисовича Дикого при театре ВЦСПС, по окончании которой в 1937 году принят в театральную школу актёрской труппы Центрального театра Красной Армии. Играл в спектаклях; с 1940 года в ансамбле Орловского военного округа. С начала войны с ансамблем на фронте, был ранен при выходе из окружения. После ранения был принят в ансамбль песни и пляски им. Александрова, откуда по ложному обвинению в 1943 году попал в штрафную роту 6-й танковой армии; был вторично ранен в боях за Венгрию и оправдан.

Послевоенные песни Фатьянова, такие как лучшая лирическая песня Великой Отечественной войны «Соловьи», «Где ж ты, мой сад, вешняя зоря?», «Первым делом, первым делом самолёты», «В городском саду играет духовой оркестр», «Тишина за Рогожской заставой», «Давно мы дома не были» бесхитростные и мелодичные, опираются на фольклорные традиции и завоёвывают большую популярность. Тем не менее, при жизни Фатьянова его стихи отдельной книгой не выходили, такие издания стали появляться лишь в 1960-1980 годах.


Стихи Фатьянова простые и бесхитростные, но пронзительно искренние, нежные и изящные. Фатьянов – один из тончайших советских лириков, его герои – простые парни и девушки, молодые, свежие, благородные и романтичные, как правило крестьянского происхождения, пришедшие учиться и работать из деревни в город либо демобилизовавшиеся. Быт и чувства таких людей воспеты Фатьяновым, многие стихи стали стихотворными песнями, популярными на протяжении 60 лет, надолго пережившими автора.

В 1946 году после демобилизации женился на Галине Николаевне Калашниковой, дочери генерала Калашникова.

Скоропостижно скончался в 1959 от аневризмы аорты. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. При жизни стихи Фатьянова мало издавались, этому способствовали многочисленные административные взыскания из-за злоупотребления алкогольными напитами.

Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством 4-й степени» (посмертно указ Бориса Ельцина от 16.2.1995 № 48), медалью «За отвагу» (первым на танке ворвался с боями в венгерский город Секешфехервар).

В честь Фатьянова в Вязниках с 1974 года вводится ежегодный фестиваль песни.

В 1996 году Союзом писателей России утверждена Фатьяновская литературная премия.





Ходасевич Владислав Фелицианович (1886-1939).

Сын польского художника. Первая книга его стихов «Молодость» вышла в 1908, вторая – «Счастливый домик» в 1914. Обе они заслуживали одобрительные отзывы критики, но успеха автору не принесли. В 1918-1919 Ходасевич преподавал в Московской студии Политкульта.

В 1920-22 жил в Петрограде, где издал два своих лучших доэмигрантских сборника «Путем зерна» (1920) и «Тяжёлая лира» (1921).

В 1922 он выпустил книгу статей о русской поэзии. В этом же году выехал из России в Берлин, позже переехал в Париж. Вскоре стал одним из самых значительных критиков эмигрантской литературы, ведущим сотрудником газете «Возрождение», в которой вёл отдел критики.







«Машенька» Набоков.

«Панихида»

Семинар 5.

Валентин Саввич Пикуль (1928-1990) – русский советский писатель, автор многочисленных художественных произведений на историческую и военнно-морскую тематику.

Валентин Пикуль родился 13 июля 1928 года в Ленинграде. Иногда местом его рождения ошибочно указывают посёлок городского типа Кагарлык (Украина), однако на самом деле там родился не Пикуль, а его отец. В детстве Валентин также бывал в этом посёлке, где живёт много родственников его отца.

Савва Михайлович в молодости был призван на Балтийский флот, где служил матросом на миноносце «Фридрих Энгельс». После службы остался в Ленинграде, работал на фабрике «Скороход», окончил экономический институт и стал военным инженером-корабельщиком на судостроительном заводе. Мать писателя – Мария Константиновна (девичья фамилия – Каренина) – была из крестьян Псковской губернии.

В 1940-м году семья переехала из Ленинграда в г.Молотовск (ныне Северодвинск), куда отца В.С.Пикуля направили на работу. Там Валентин Пикуль занимался в доме пионеров в кружке «Юный моряк».


В 1941 году Валентин Пикуль сдал экзамен за пятый класс и поехал на каникулы к бабушке в Ленинград. Из-за начавшейся войны вернуться до осени не удалось. Матери с сыном пришлось пережить первую блокадную зиму в Ленинграде.

Отец с декабря 1941 года стал батальонным комиссаром Беломорской военной флотилии и переехал в Архангельск.

В 1942 году Валентину с матерью удалось выехать из Ленинграда по «Дороге жизни» в Молотовск одним из эшелонов. Оттуда Пикуль бежал в школу юнг на Соловках. Мать в том же году умерла. Отец перевёлся в морскую пехоту и годом позже погиб в боях под Сталинградом.

В 1943 году Пикуль окончил школу юнг на Соловецких островах (был юнгой первого набора) по специальности «Рулевой-сигнальщик» и был отправлен на эскадренный миноносец «Грозный» Северного флота, где прослужил до конца войны. После победы был отправлен в Ленинградское подготовительное военно-морское училище, но в 1946 году его отчислили «за нехваткой знаний».

Работал начальником отдела в водолазном отряде, потом в пожарной части. Занимался самообразованием. Уже тогда Пикуль решил посвятить себя литературному творчеству и поступил вольным слушателем в литературный кружок, которым руководил В.А.Рождественский.

В это время Пикуль подружился с писателями В.А.Курочкиным и В.В.Конецким. знакомые звали их «три мушкетёра».

В 1962 году Валентин Пикуль переехал в Ригу («под давлением Даниила Гранина и обкома партии», как считает сослуживец писателя, а ныне сам писатель, - Виктор Ягодкин, где прожил до самой смерти.

По утверждениям родственников и знакомых, Пикуля часто преследовали угрозами, а после опубликования романа «Нечистая сила» он был жестоко избит. По словам того же Ягодкина, после публикации исторического романа «У последней черты» («Нечистая сила») за Пикулем был установлен негласный надзор по личному распоряжению М.Суслова.

Валентин Пикуль скончался 16 июля 1990 года от сердечного приступа на 63-м году жизни. Похоронен в Риге на Лесном кладбище.





Осоргин Михаил Андреевич (наст. Ильин) (1878-1942), русский прозаик, журналист.

Родился 7(19) октября 1878 в Перми в семье потомственных столбовых дворян, прямых потомков Рюрика.

Начал печататься в гимназические годы, с 1895 (в т.ч. рассказ Отец, 1896).

В 1897 поступил на юридический факультет МГУ, откуда в 1899 за участие в студенческих волнениях был сослан в Пермь под негласный надзор полиции.

В 1900 восстановился в университете (окончил курс в 1902), вёл в годы учёбы рубрику «Московские письма» («Дневник москвича») в газете «Пермские губернские ведомости». Доверительной интонацией, мягкой и мудрой иронией в сочетании с меткой наблюдательностью отмечены и последующие рассказы Осоргина в жанре «физиологического очерка» (По наклонной плоскости. Из студенческой жизни, 1898; Арестантский вагон 1899), романтической «фантазии». (Два мгновения. Новогодняя фантазия, 1898) и юмористические зарисовки (Письмо сына к мамаше, 1901).