Добавлен: 21.10.2018

Просмотров: 2155

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

21 

Переведем  десятичное  число  9999

10

  в  шестнадцатеричное  (применим 

способ 1): 

  10-я

 

9999

 

624

 

    39

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16-я

 

15

 

0

 

    

7

 

2

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

   

 

  

       

 

 

Ответ: 9999

10

 = 270F

16

 , т.к. 15

10

=F

16

 

   

  

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  10-е число

 

  0

 

 1

 

  2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

  16-е число

 

  0

 

 1

 

  2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

A

 

B

 

C

 

D

 

E

 

F

 

  

Выполним  проверку  наших  вычислений,  для  этого  полученное 

шестнадцатеричное число 270F

16

 переведем обратно в десятичное. 

Представим полученное шестнадцатеричное число в виде полинома (1) 

и произведем вычисления: 

3 2 1 0 

-

 

разряды

 

270F

16

 =2·16

3

+7·16

2

+0·16

1

+15·16

0

 =8192+1792+0+15=9999

10

 

Ответ: 270F

16

 = 9999

10

 , следовательно, вычисления были проведены 

                                          правильно. 
4) Занесем полученные данные в итоговую таблицу: 

10-е число 

2-е число 

8-е число 

16-е число 

9999

10

 

10011100001111

2

 

23417

8

 

270F

16

 

Примеры выполнения ЗАДАНИЯ 2

 

Вероятностный (содержательный) подход к измерению информации

 

Пример  1.  Из  папки  NEW  одновременно  было  удалено  10  файлов  и 
сообщение  о  названиях  удалѐнных  файлов  содержит  80  бит  информации. 
Сколько файлов было всего в папке?

 

Решение.  На сообщение  об одном  удаленном файле  приходится 8 битов 

информации:  80:10=8  битов.  Количество  файлов  в  папке  N  определяется  из 
формулы N = 2 

i

 , где i=8. После подстановки значения i = 8 получаем: N = 2 

8

 = 

256 файлов было в папке.

 

Ответ: 256 файлов.

 

Пример 2. Для участия в научной конференции университета было отобрано 
несколько студентов из 128 претендентов. Какое количество студентов было 
отобрано,  если  сообщение  о  том,  кто  был  отобран,  содержит  140  битов 
информации?

 

Решение.  Сначала  надо  определить,  сколько  битов  информации 

приходится  на  сообщение  о  том,  что  отобран  1  студент.  N  =  2 

i

  ,  где  N=128, 

следовательно,  128  =  2

7

.  На  сообщение  о  том,  что  отобран  1  студент, 

приходится

 

7

 

битов  информации.  Следовательно,  количество  отобранных 

студентов равно: 140:7= 20 человек. Ответ: 20 человек.

 

 
 


background image

 

22 

Алфавитный (объемный) подход к измерению информации

 

Пример 1. Для хранения растрового изображения размером 1024х512 отвели 
256  Кбайт  памяти.  Каково  максимальное  возможное  количество  цветов  в 
палитре изображения?

 

Решение.  Используем  формулу  N=2

I

  ,  где  N-  количество  цветов 

изображения, I – кол-во бит, отводимых в видеопамяти под каждый пиксель.

 

Размер  изображения  1024*512=524  288  пикселей.  Для  хранения 

изображения  отводится  256  кбайт  памяти,  следовательно,  на  один  пиксель 
отводится: (256: 524 288) Кбайт = (256*1024: 524 288) байт = (256*1024*8: 524 
288) бит = 4 бита. Тогда количество цветов равно N = 2

4

 =16.

 

Ответ: 16 цветов.

 

Пример  2.  Текст  подготовлен  для  передачи  по  сети  и  содержит  51200 
символов.  Каждый  символ  кодируется  двумя  байтами  и  во  избежание 
искажений передается трижды. Время передачи текста составило 64 секунды. 
Какова скорость передачи в байт/сек?

 

Решение. Подсчитаем общее количество байт: 51200*2*3=307200 байт.

 

А теперь вычислим скорость передачи: 307200: 64=4800 байт/сек 

Ответ: 4800 байт/сек. 

Пример выполнения ЗАДАНИЯ 3 

Составить блок-схему алгоритма и программу на алгоритмическом языке 

программирования 

БЕЙСИК 

для 

вычисления 

значений 

функции 

2

2

2

2

1

1

x

x

x

Y

, на интервале 1≤ х ≤ 2 с шагом h=0,25 . 

Для  вычисления  значений  функции  Y  на  заданном  интервале  при 

составлении  блок-схемы  и  программы  целесообразнее  применить  цикл  типа 
ДЛЯ (с параметром).  
 
          Блок-схема алгоритма:                    Программа: 
 

1Ø CLS  
2Ø FOR x=1 TO 2 STEP 0.25  
3Ø y=(x^2-1)/((x^2+1) SQR(2+x^2))  
5Ø PRINT "x="; x, "y="; y  
6Ø NEXT x  
7Ø END 

 
 
 
 
 
 

 
 

начало 

 

x, y 

2

2

1

2

1

2

x

x

x

Y

 

конец 

 

x=1,2,0.25 


background image

 

23 

Во  втором  цикле 
выбираются  
положительные 
элементы 

массива 

A(i)  и  вычисляется 
сумма их квадратов. 

да 

нет 

1

 

i = 1,15,1 

 

В первом цикле 
 присвоить 

значения 

элементам массива 

Пример выполнения ЗАДАНИЯ 4 

 

Составить  блок-схему  алгоритма  и  программу  на  алгоритмическом 

языке  программирования  БЕЙСИК  обработки  одномерного  массива. 
Заполнение массива элементами организовать путем ввода с клавиатуры.

 

В одномерном массиве из N чисел вычислить среднее арифметическое 

значение квадратов положительных элементов. 

 Блок-схема алгоритма

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

да 

нет 

Проверяется  условие,  когда  в 
массиве 

A(i

отсутствуют 

положительные 

элементы. 

Выводится  на  экран  сообщение  об 
этом  и  программа  прекращает 
работу. 

начало 

 

A(N) 

I= 1,N 

номер, I 

A(I) 

S=0:K=0 

A(I) > 0 

S=S+A(I)^2 

K=K+1 

I= 1,N 

конец 

 

Средн. ариф.=S/K 

k=0 

Положит. 

элементов нет

  


background image

 

24 

Листинг программы в Liberty  BASIC 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Раздел 1. Общие методические указания по изучению дисциплины…... 

1.1. Цели и задачи дисциплины…………………………………… 

1.2. Библиографический список …………………………………. 

1.3. Распределение учебного времени по модулям и темам 
       дисциплины ………………………………………….……….. 

Раздел 2. Содержание учебных модулей дисциплины и методические 
               указания по их изучению ………………………… 

Раздел 3. Задания для контрольных работ указания по их выполнению  

14 

3.1. Методические указания по выполнению контрольной  
работы 

14 

3.2. Задания для контрольной работы 

15 

3.3. Примеры решения заданий …………………………….. 

19