Файл: 1. Техническая часть Назначение, технические характеристика оборудования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Введение

В энергетическом балансе нашей страны одно из первых мест занимает углеводородное сырьё. Современные магистральные нефтепроводы большого диаметра представляют собой транспортные инженерные сооружения большой мощности и пропускной способности. Масштабы развития нефтяной отрасли в советский, но и в современный период поражают воображение: осваиваются все новые и новые месторождения, страна год от года наращивает нефтедобычу, создается единая система нефтепроводов, не имеющая себе равных в мире по уровню концентрации мощностей. Но во все времена нашей непростой истории работники трубопроводного транспорта нефти успешно справляются со своей задачей - обеспечением транспортировки непрерывно возрастающих объемов «черного золота» [1].

Так, пропускная способность магистрального нефтепровода диаметром 1220 мм - 0,3 млн. т/сут нефти на расстояния до 3500-4500 км. Начальное давление в магистральных нефтепроводах уже достигает 6,4 МПа. Энергия, обеспечивающая перемещение газа, нефти или нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, сообщается соответственно насосными станциями. Однако энергия, переданная потоку газа или нефти в начале магистрального трубопровода, быстро снижается по мере перемещения, что приводит к снижению скорости перемещения потока. Если движущийся поток нефти или нефтепродукта не будет получать дополнительную энергию, то давление во внутритрубном пространстве может уменьшиться до нуля, а движение потока нефти или нефтепродукта может прекратиться.

В связи с этим для компенсации потерь энергии в среднем через каждые 100 - 150 км по длине магистральных трубопроводов устанавливают промежуточные насосные станции. Промежуточные насосные станции предназначены для поддержания необходимого режима транспорта нефти или нефтепродукта по всей длине магистрального трубопровода.
1. Техническая часть


    1. Назначение, технические характеристика оборудования

Назначение насосов типа НМ (секционных одно- и двухкорпусных) производительностью от 65 м3/ч до 1250 м3/ч и агрегатов электронасосных на их основе определяется в зависимости от их конструктивного исполнения.

Насосы типа

НМ однокорпусные на подачи

125 м3/ч – 710


м3/ч предназначены для перекачивания нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

Насосы типа НМ однокорпусные с картерной смазкой на подачи 65 м3/ч – 125 м3/ч предназначены для перекачивания нефти по магистральным трубопроводам.

Насосы типа НМ 360-460 (Q=360 м3/ч, Н=780 м) однокорпусные с торцовыми уплотнениями типа «Тандем» предназначены для перекачивания нефти из буферных емкостей и технологических резервуаров на внешний транспорт на нефтегазовых месторождениях.

Насосы типа НМ однокорпусные с картерной смазкой на подачи 125 м3/ч – 180 м3/ч предназначены для перекачивания некондиционной нефти и пластовой воды на нефтегазовых месторождениях.

Насосы типа НМ 300-500 однокорпусные предназначены для транспортирования по магистральным трубопроводам нефти и светлых нефтепродуктов (автобензина, керосина, дизтоплива).

Насосы типа НМ двухкорпусные (НМ 500-800, НМ1250-400) предназначены для перекачивания нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

По требованию заказчика возможно расширение сферы применения насосов типа НМ по параметрам, назначению, климатическому исполнению, сейсмике и условиям эксплуатации.



ПАРАМЕТРЫ ПЕРЕКАЧИВАЕМОЙ СРЕДЫ

 

Нефтепродукты

 

температура перекачиваемой жидкости, o С

 

- автобензин

- 36 ... + 36

-дизельное топливо, керосин

- 36 ... + 60

кинематическая вязкость, мм2/с

0,2 ... 300

массовая доля механических примесей, %, не более

0,06

максимальный размер твердых частиц, мм

0,2

Товарная нефть

 

температура перекачиваемой жидкости, 0 С

0 ... + 60

плотность, кг/м3

830 ... 900

кинематическая вязкость, мм2/с

5 ... 300

массовая концентрация твердых частиц, %

0,05

максимальный размер твердых частиц, мм

0,2


я вода и некондиционная нефть

Пластовая вода и некондиционная нефть




температура перекачиваемой жидкости, o С

0 ... +60

плотность, кг/м3

888 ... 1023

вязкость, мм2/с, не более

428

массовая концентрация твердых частиц, %

0,2

максимальный размер твердых частиц, мм

0,2



1.2 Конструкция оборудования

Насосы типа НМ — центробежные горизонтальные многоступенчатые однокорпусные или двухкорпусные секционного типа с односторонним расположением рабочих колес.

Конструктивные особенности и материальное исполнение насосов типа НМ может быть различным и выбирается исходя из требований опросного листа в соответствии с условиями эксплуатации и характеристиками перекачиваемой среды.

Насос типа НМ однокорпусной на подачи 125 м3/ч ... 710 м3/ч:

–разгрузка ротора от осевых усилий осуществляется с помощью разгрузочного диска (гидравлической пяты);

–концевые уплотнения ротора — торцового типа;

–для восприятия радиальных усилий служат подшипники скольжения с принудительной смазкой;

– передача крутящего момента от двигателя к насосу посредством зубчатой муфты, (по требованию заказчика возможна комплектация пластинчатой муфтой).

Насос типа НМ однокорпусной с картерной смазкой на подачи 65 м3/ч ...125 м3/ч:

–разгрузка ротора от осевых усилий осуществляется с помощью разгрузочного диска (гидравлической пяты);

–ротор насоса НМ 65-550 опирается на подшипники качения с заливной (картерной) смазкой.

–ротор насоса НМ 125-550 опирается на подшипники скольжения с заливной (картерной) смазкой;

–концевые уплотнения — торцового типа;

–передача крутящего момента от двигателя

к насосу посредством пластинчатой муфты.

Насос типа НМ 360-460 (Q=360 м3/ч, Н=780 м) однокорпусной:

– разгрузка ротора от осевых усилий осуществляется с помощью разгрузочного поршня (барабана);

–опоры ротора — подшипники скольжения с циркуляционной смазкой от маслосистемы. Остаточные осевые усилия воспринимаются упорным подшипником скольжения типа «Митчел»;

–концевые уплотнения ротора торцовые двойные типа «Тандем» , с системами обеспечения работоспособности;

– передача крутящего момента от двигателя к насосу посредством пластинчатой муфты.


Насос типа НМ (Q=125 м3/ч, Н=183,6 м) и НМ 180-500 (Q=163,9 м3/ч, Н=256 м) однокорпусные с картерной смазкой:

–разгрузка ротора от осевых усилий осуществляется с помощью разгрузочного диска (гидравлической пяты);

–опорами ротора служат подшипники качения с картерной смазкой;

–концевые уплотнения ротора торцовые двойные типа «Тандем», с системами обеспечения работоспособности;

– передача крутящего момента от двигателя к насосу посредством пластинчатой муфты.

Насос типа НМ 300-500 однокорпусной:

–разгрузка ротора от осевых усилий осуществляется с помощью разгрузочного поршня (барабана);

–для восприятия остаточных осевых усилий ротора применяется упорный подшипник скольжения типа «Митчел».

–опорами ротора служат подшипники скольжения;

–смазка подшипников насоса и двигателя принудительная, от маслоустановки;

–концевые уплотнения ротора насоса – торцовые патронного типа с дроссельной буксой;

– передача крутящего момента от двигателя к насосу посредством пластинчатой муфты.

Насосы типа НМ двухкорпусные (НМ 500-800, НМ1250-400):

–опорами ротора служат подшипники скольжения;

–для восприятия остаточных осевых усилий ротора применяется упорный подшипник скольжения типа «Митчел»;

–смазка подшипников насоса и двигателя принудительная, от масло установки;

–концевые уплотнения ротора насоса – торцового типа с резервным уплотнением;

–двухкорпусная конструкция насосов позволяет производить их сборку и разборку без отсоединения технологических трубопроводов;

–передача крутящего момента от двигателя к насосу посредством пластинчатой муфты, агрегат НМ 1250-400 может комплектоваться зубчатой муфтой.

В качестве привода насоса типа НМ применяются взрывозащищенные асинхронные двигатели с воздушным охлаждением и замкнутой системой вентиляции с маркировкой по взрывозащите 1ExdIIBT4.

По требованию заказчика возможны различные варианты компоновки электронасосного агрегата типа НМ:

–размещение насоса на раме, а электродвигателя на закладных балках либо на фундаментных балках с подцентровочными устройствами;

– размещение насоса (с маслоустановкой) и двигателя на общей фундаментной раме, снабженной ограждением, панелью контроля и управления, приборной стойкой, трубопроводами обвязки слива утечек.
1.3 Принцип действия и условия эксплуатация

По требованию заказчика возможны различные варианты исполнения насосных агрегатов типа НМ:

–в климатическом исполнении У для категории размещения 2 по ГОСТ 15150-69 для эксплуатации в помещении или под навесом при температуре от -29 oС до + 45 oС;

–в климатическом исполнении УХЛ для категории размещения 4 по ГОСТ 15150-69 для эксплуатации в закрытых помещениях с искусственно регулируемыми климатическими условиями при температуре окружающей среды от +5 oС до + 40 oС;

Насосные агрегаты типа НМ в специальном испол нении допускают транспортирование и хранение до монтажа и начала эксплуатации при температуре окружающего воздуха от -60 o С до + 45 o С.

Насосные агрегата НМ изготавливаются во взрывозащищенном исполнении, для эксплуатации во взрывопожароопасных зонах класса 2 по ГОСТ Р 51330.9-99 и класса В-1а согласно «Правилам устройства электроустановок» (ПУЭ), в которых возможно образование взрывоопасных смесей категории II А по ГОСТ Р 51330.11-99, группа взрывоопасной смеси Т3 по ГОСТ Р 51330.5-99 и ПУЭ.


2 Проектная часть
2.1 Неисправности, причины и способы устранения

Во время пробных пусков или в процессе эксплуатации насоса могут возникнуть различные неполадки в его работе, вызванные неправильным монтажом или обслуживанием, а также естественным износом деталей. Все неполадки обладают характерными признаками, по которым они и распознаются (табл. 3.1).
Своевременное определение неполадок и устранение их не только удлиняет срок службы насосов, но и намного сокращает время простоя оборудования, практически, исключая возможность возникновения аварий.
Характерные неисправности насоса и способы их устранения

Неисправность, внеш­нее проявление и до­полнительные при­знаки

Вероятная причина

Способ устранения

Насос не создаёт не­обходимых напора и подачи

Насос не заполнен Обратное направление вращения ротора Повреждены рабочее ко­лесо или уплотнитель­ные кольца Рабочее колесо установ­лено в направлении, об­ратном вращению ро­тора Неплотности приёмного клапана

Заполнить насос неф­тью Обеспечить правиль­ное направление вращения ротора Заменить или отре­монтировать повреж­дённые детали Правильно устано­вить рабочее колесо и заново отбалансиро­вать ротор Осмотреть клапан и устранить неплотности

Повышенное потреб­ление насосом энер­гии при его пуске

Открыта задвижка на напорном трубопроводе (в насосах высокого дав­ления) Неправильно установ­лены рабочие колёса или разгрузочный диск (тре­ние между колесом на­соса и боковыми по­верхностями направ­ляющего аппарата) Засорилась трубка, отво­дящая жидкость от раз­грузочного устройства Заедание уплотнитель­ных колец Отключена одна фаза от электродвигателя (пере­горел предохранитель)

Закрыть или приза­крыть задвижку на время пуска Проверить и устра­нить неправильную сборку Осмотреть и очистить трубку Проверить от руки вращение ротора и, если он вращается туго, устранить за­едание Проверить линию электропитания; за­менить предохранитель но­вым

Перегрузка двигателя

Частота вращения выше расчётной Подача насоса выше до­пустимой (напор меньше расчётного) Механические повреж­дения двигателя или на­соса

Проверить двигатель и устранить обнару­женные неисправно­сти Прикрыть задвижку на напорном трубо­проводе Проверить насосный агрегат и устранить обнаруженные по­вреждения