Файл: 1. Современный мир и тенденции его развития. Россия в современном геополитическом пространстве. Пути повышения роли России в решении проблем мировой политики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
угрозы со стороны Казанского, Астраханского, Крымского ханств, регулярно нападавших на русские земли, претензии на выход к Балтике, полный контроль над вооруженными силами в стране, который был несовместим с поместным войском. Итоги: Создание военной организации как системы: более субординированное поместное войско; регулярное стрелецкое войско; выделение артиллерии (наряда) в самостоятельный род войск; централизация системы снабжения; создание постоянной сторожевой службы на юге; использование огнестрельного оружия, выработка регламентирующих службу указов.

Военные реформы Петра I.

Причины: Несоответствие существующей армии геополитическим амбициям царя, поражение в Азовских походах

Итоги:

  • Завершение процесса создания регулярной армии и флота;

  • Введение рекрутской системы комплектования;

  • Определение состава военной силы;

  • Централизация системы управления;

  • Создание системы обучения и воспитания;

  • Военно-техническое оснащение армии и флота;

  • Создание правовых основ функционирования армии и флота.



Военная реформа 1860-70-х гг. XIX в.

Причины: поражение в Крымской войне, выявлявшее отставание русской армии от европейских держав, снижение международного имиджа Российской Империи.


Итоги:

создание многочисленной и технически оснащённой армии, замена рекрутской повинности всесословной; создание обученного резерва запаса; создание военно-окружной системы управления, изменение организационной системы (введение военных округов), становление парового броненосного флота России. Реформа военного министра Милютина как самая успешная из реформ Александра II.

Реформа 1905 – 1912 гг.

Причины:

Поражение в Русско-японской войне, показавшее отставание и разложение русской армии. Становление вокруг власти структуры, способной защитить ее от внутренних врагов

Итоги:

  • В основном изменения произошли в организационной структуре ведомств

  • Усилена централизация управления;

  • Введена территориальная система комплектования;

  • Сокращены сроки действительной военной службы, увеличено время в запасе. Из 23 лет – 20 в запасе. Служат все мужчины страны от 21 года;

  • Приняты новые уставы и наставления; реорганизация родов войск; улучшено материальное положение военнослужащих и др.

Советский период:

Можно разделить на следующие этапы:

  • Военная реформа 1924-25 гг. (введение принципа единоначалия, создание школ командного состава, всеобщая воинская повинность)

  • 1930 – 1941 гг.; (рост численности армии, обучение командного состава, совершенствование техники, танков и авиации)

  • 1945 – 1950 гг.; (снижение числа действующей армии, перевод промышленности на гражданский сектор, развитие ядерного сектора)

  • 1960 – 1961 гг.;( усиленное сокращение армии, постройка ядерного щита, массовый выпуск атомных подлодок, ракетизация самолетов, сокращение буксируемой артиллерии и рост самоходной)

Современная военная реформа

  • Сокращение численности ВС с 1134 тыс. до 1 млн. чел.;

  • Сокращение офицерского состава с 355 тыс. до 150 тыс.;

  • Укрупнение военных округов с 6 до 4;

  • Переход на бригадную структуру ВС.

  • сокращена численность ВС РФ менее чем до 1 млн.;

  • активизировалась боевая учёба войск;

  • восстановлены некоторые элементы структуры и институтов ВС РФ (армии, дивизии, прапорщиков, психологов);

  • возобновлён приём в военно-учебные заведения;


  1. История доблести российского воинства и славы русского оружия.

История Росии богата знаменательными событиями, во все века мужество воинов РФ, мощь и слава русского оружия были неотьемлимой частью величия РФ. Эти военные победы достойны быть увековечены в народной памяти. Во знаменование славных побед российских войск которые сыграли решающую роль в истории Росии ФЗ РФ от 10.02.1995 №32 официально установлены дни воинской славы (воинского оружия).

  • 18.04.1242- день победы русских воинов на чудском озере (Невский).

  • 21.09.1380- день победы в куликовской битве.

  • 7.10.1941- Военный парад 24й октябрьской революции.

  • 7.07. 1770- победа Русского флота в чесменском сражении.

  • 10.07.1809- победа под полтавой (Петр 1).

  • 9.08.1714- первая морская победа мыс гангут (петр 1).

  • 24.12.1790- взятие крепости измаил (Суворов).

  • 11.09.1790- победа русской эскадры над турецкой (Ушаков, мыс тендра).

  • 8.09.1812- сражение Кутузова.

  • 1.12.1853- победа мыс Синоп (Нахимов).

  • 23.02- день защитника отечества.

  • 5.12.1941- контрнаступление под москвой.

  • 2.02.1943- разгром фашистов в сталинграде.

  • 23.08.1943- курская битва.

  • 27.01.1944- освобождение ленинграда от блокады.

  • 09.05.- день Победы.

  • 04.10.- день народного единства.

  1. Военная служба как особый вид государственной службы. Порядок прохождения военной службы. Нормативно-правовые акты о статусе военнослужащих.

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также - другие войска), в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.


Прохождение военной службы осуществляется:

гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
12. Положение о порядке прохождения военной службы (Указ Президента РФ № 1237 от 16.09.1999). Указ Президента РФ «О дальнейшем совершенствовании военной службы в РФ» от 07 мая 2012 г.

Порядок прохождения военной службы в мирное время гражданами Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации определен Положением о порядке прохождения военной службы.Положение регламентирует основные вопросы прохождения военной службы военнослужащими различных категорий. Включает в себя:

  1. Общие положения

  2. Порядок заключения контракта и прекращения его действия

  3. Порядок назначения на воинские должности, возложения временного исполнения обязанностей по воинской должности, зачисления в распоряжение командира (начальника), освобождения от воинских должностей.

  4. Порядок перевода военнослужащих и приостановления им военной службы.

  5. Порядок присвоения воинских званий и восстановления в воинском звании.

  6. Порядок аттестации военнослужащих, аттестационные комиссии.

  7. Порядок предоставления военнослужащим отпусков.

  8. Порядок увольнения с военной службы

Данным Указом Президент РФ поставил перед Правительством РФ следующие задачи:


  • установление денежного довольствия военнослужащих на уровне не ниже уровня оплаты труда работников организаций ведущих отраслей экономики;

  • предоставление в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации жилых помещений военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации;

  • ежегодное, в течение пяти лет, увеличение численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не менее чем на 50 тыс. человек.




13. Россия в современном мире и проблемы обеспечения её военной обязанности.

Среди множества проблем обеспечения военной безопасности России можно выделить три, на мой взгляд, наиболее приоритетные: Во-первых, это растущее отставание России в уровне экономического,   технологического   и,    как    следствие,    военно-технического развития, когда качество ВВСТ определяется в возрастающей степени не только и даже не столько объемом и   качеством  ВВП и ОПК, но и уровнем общего технологического развития.   

Реальная ситуация в этой области выглядит   угрожающей:

1. Соотношение экономики России и западной ЛЧЦ (без Японии, Австралии и др. стран) за 2008–2015 годы не только не изменилась в лучшую сторону, но и ухудшилось. Причем не только в   абсолютных   величинах,   но   и   относительно   душевого   ВВП

2. За эти же годы западная ЛЧЦ существенно улучшила показатель затратности своих военных расходов (на одного человека) и собственно количество военнослужащих

3. В эти же годы не произошло сколько-нибудь заметного сокращения технологического отставания России от Запада.

Во-вторых, отставанием в качестве развития национального человеческого капитала (НЧК) и его   институтов,   что   отражается непосредственно как на эффективности ВВСТ и ВС, так и на возможностях силового, но не военного использования других инструментов политики (СМИ, университетов, культуры и т.п.).

В-третьих, необходимости качественного изменения всей военной организации России, превращения ее из государственной в национальную систему и привлечения в ее деятельность институтов бизнеса, общества и личностей[4].

  1. Главными факторами, определяющими характер военной политики государства в последние годы, являются финансово-экономические возможности России и состояние глобальной среды безопасности.

  2. Военный потенциал страны продолжает оставаться главным ресурсом обеспечения национальной безопасности РФ, причем поддерживается он, главным образом, за счет боевого потенциала ВС.

  3. Результаты первого этапа реформы Вооруженных Сил не способствовали повышению уровня военной безопасности государства. Потребуется еще несколько лет, прежде чем новые объединенные группировки войск (сил) на стратегических направлениях достигнут требуемого уровня боевой готовности. В мирное время возлагать задачи по обеспечению военной безопасности государства на средства ядерного сдерживания не всегда является оправданным.