Файл: Курсовая работа На тему Процессуальные сроки в праве социального обеспечения Студентки группы с31.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 205

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Исходя из приведенной характеристики правовых отношений по социальному обеспечению, составляющих предмет права социального обеспечения, можно сформулировать следующее его определение. Право социального обеспечения представляет собой совокупность относящихся к разным отраслям права и образующих комплексную отрасль правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу предоставления гражданам в порядке социального обеспечения предусмотренных законом материальных благ.

Помимо предмета важной характеристикой отрасли права и осуществляемого в ее рамках правового регулирования является метод регулирования1. Метод представляет собой совокупность приемов и способов, при помощи которых государство обеспечивает нужное ему поведение участников правоотношений2.

В общей теории выделяют, прежде всего, императивный и диспозитивный методы. Императивный метод характеризуется установлением безальтернативного варианта поведения субъектов. Примером применения императивного метода в праве социального обеспечения может служить регулирование обязанностей государственных и муниципальных органов, которые не могут отказать управомоченному субъекту (при наличии у него соответствующих оснований) в предоставлении ему соответствующего вида социального обеспечения.

Диспозитивный метод выражается в закреплении нормой права определенного диапазона вариантов возможного поведения, который может быть выбран субъектом по его усмотрению. Например, некоторым категориям граждан предоставлено право выбора вида пенсионного обеспечения (если они имеют право на оба этих вида), право отказа от социального обслуживания и т.д.3

Социальные отношения отличает четкая правовая формализованность поведения сторон. Все права и обязанности субъектов данных отношений определены законом и не могут изменяться по их соглашению. Даже в случаях, когда допускается применение договора, отступление от утвержденных государственным органом типовых условий практически исключается. В некоторых отношениях (например, при оказании социальной помощи семьям со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума) государственный орган наделяется "усмотренческими полномочиями", т.е. может производить оценку ситуации и принимать решение по собственному усмотрению, но в строго регламентированных пределах. Пределы дозволенной меры усмотрения ограничены законом или прямо вытекают из его смысла.


По общему правилу возникновение, изменение или прекращение социальных правоотношений обусловливается сложным юридическим составом:

- наступлением социально-правового основания обеспечения;

- обращением заинтересованного лица к компетентному государственному органу;

- принятием государственным органом решения. При предоставлении единовременных выплат или разовых услуг соответствующие отношения прекращаются исполнением государственным органом своих обязанностей.

Перечисленные особенности отражаются в методе правового регулирования следующим образом: участники отношений являются экономически неравными, но административно независимыми друг от друга.

Кроме того, имущественные права и свобода выбора поведения принадлежат только физическому лицу, а имущественные обязанности возложены на государственные органы (или учреждения). Поэтому отношения, складывающиеся между государственными органами (или учреждениями) и физическими лицами при реализации ими конституционного права на социальное обеспечение, можно назвать отношениями координации1.

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы. Предметом права социального обеспечения являются общественные отношения по социальному страхованию, по пенсионному обеспечению, по предоставлению пособий и по социальному обслуживанию. Общественные отношения, составляющие предмет права социального обеспечения, могут быть материальными и процессуальными. Социальные отношения имеют формализованный характер, что обусловлено тем, что все права и обязанности субъектов данных отношений определены законом и не могут изменяться по их соглашению.


1.2 Источники правового регулирования права социального обеспечения



В теории права под источниками права понимают внешние формы организации его содержания, которое существует в определенной форме. В качестве такой формы выступает нормативный правовой акт. Кроме того, в силу закрепленного Конституцией Российской Федерацией примата международного права общепризнанные нормы и принципы последнего, будучи ратифицированы в установленном порядке, становятся частью российской правовой системы и обретают в ее рамках статус источника права1.

Нормативные правовые акты могут содержать только нормы права в области социального обеспечения (например, Федеральный закон от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"2), либо состоять из норм различных отраслей права (Федеральный закон от 27.07.2004 "О государственной гражданской службе Российской Федерации"3).

Источники права нельзя путать с актами компетентных государственных органов, принятыми при осуществлении правоприменительной деятельности.

К источникам права социального обеспечения относятся акты международного права и нормативные правовые акты Российской Федерации.

Актами международного права, имеющими статус источника права социального обеспечения, являются конвенции Международной организации труда (МОТ), межгосударственные договоры и соглашения Российской Федерации. Среди последних важное значение имеют соглашения государств - участников СНГ. В частности, Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", "Об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников Содружества Независимых Государств" 1997 года и др.

Российские источники права социального обеспечения подразделяются по правовой силе.

Высшей юридической силой в Российской Федерации обладает Конституция РФ, являющаяся актом прямого действия. В этом качестве она выступает основополагающим источником права социального обеспечения.

Далее источники права, регулирующие отношения в социальном государстве
, делятся на законы и подзаконные акты. Законы могут быть конституционными и текущими. К конституционным законам относится Декларация прав и свобод человека и гражданина1.

Текущие законы касаются отдельных институтов социального права (пенсий за выслугу лет, пособий гражданам, имеющим детей, пособий по безработице и пр.). Текущими законами в сфере социального обеспечения являются: Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"2, Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"3, "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"4, "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"1, "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"2, "О ветеранах"3.

По сфере действия законы, регулирующие социальные отношения в государстве, могут быть федеральными, субъектов РФ и местными. Согласно Конституции РФ регулирование отношений в социальной сфере относится к совместному ведению России и ее субъектов. Поэтому значение законодательства субъектов РФ и местных органов власти в области социальной деятельности государства и особенно государственной социальной помощи в настоящее время возрастает.

Разновидностью классификации по сфере действия является объединение источников по кругу лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства, носящих социальный характер. Речь идет о дифференциации права в зависимости от объективных производственных факторов (вредные, тяжелые и особо вредные условия труда) и природно-климатических районов либо с учетом субъективных особенностей (женщины, дети, инвалиды, престарелые). Специальными нормами устанавливается льготное исчисление периодов, засчитываемых в трудовой стаж, льготные основания пенсионного обеспечения4.

Следующими, по юридической силе, после законов, идут подзаконные нормативные правовые акты. В иерархии подзаконных нормативных актов наибольшей юридической силой обладают указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Ступенью ниже в этой иерархии находятся постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Правом издавать нормативные акты по вопросам, отнесенным к их компетенции, наделены также другие органы исполнительной власти - министерства,
федеральные агентства, федеральные службы.

Значительное количество среди подзаконных источников права социального обеспечения составляют постановления и приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Как правило, такие акты конкретизируют порядок предоставления гражданам конкретного вида социального обеспечения. Подзаконными являются также акты, принимаемые в пределах своей компетенции исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и исполнительными органами местного самоуправления1.

Подзаконные нормативные правовые акты обязательно должны соответствовать законам. Применяется общий правовой принцип о том, что в случае противоречия между ними действует закон.

Предмет социального права регулируется нормами иных отраслей права.

Право социального обеспечения образуется за счет системной интеграции:

- норм конституционного права (в части установления основополагающих императивов правового регулирования в соответствующей сфере);

- норм трудового права (в части определения трудового стажа и других, связанных с трудовыми отношениями, оснований социального обеспечения);

- норм административно права (в части установления компетенции органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц по реализации прав граждан в сфере социального обеспечения);

- норм гражданского права (в части установления базовых начал регулирования отношений между сторонами договоров социального страхования и других договоров, предметом которых является предоставление услуг по социальному обеспечению); - финансового (включая налоговое и бюджетное) права (в части установления механизмов финансирования исполнения обязательств по социальному обеспечению);

- норм гражданского - процессуального права (в части регулирования отношений, возникающих в процессе судебных споров, вытекающих из права социального обеспечения);

- норм, не входящих в какие-либо другие отрасли, кроме права социального обеспечения.