Файл: Конспект урока по дисциплине Новая история 1800 1900 гг..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План - конспект урока по дисциплине «Новая история 1800- 1900 гг.»

Тема «Великобритания: конец Викторианской эпохи»

Цели урока:

Образовательная – проанализировать внутреннюю и внешнюю политику Великобритании во второй половине XIX века - начале XX вв. и выявить причины потери мирового господства Великобритании.

Развивающая – развитие умений обработки и фиксации информационного материала, умений выделять главное, анализировать и делать выводы.

Воспитательная – воспитание гражданской позиции на примере социальной политики Великобритании.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Формы работы: беседа по изученному материалу на тему «Великобритания: сложный путь к величию и процветанию», рассказ учителя,  работа с учебником, заполнение таблицы, индивидуальная работа.

Ход урока

  1. Организационный момент:

Учитель приветствует учеников. Подготавливает их к уроку .Тема урока

  1. Актуализация знаний

Давайте вспомним, какой была Англия в начале XIX века?

  • Государство «первого эшелона модернизации», где индустриальное общество развивалось эволюционно, носило естественный характер,

  • Англия наиболее развитая страна в области промышленного производства, использование паровых машин, появление новых индустриальных центров, заводов современного типа. Томас Маколей в 1848 году писал: « Если бы перед нашими глазами могла волшебным образом предстать Англия 1685 года, мы бы не узнали ни одного из сотни пейзажей, ни одного из десятка тысяч сооружений. Помещик не узнал бы собственного имения»

  • Успешно развивалось судостроение, добыча каменного угля, текстильное производство, в Англии появляется первая железная дорога, завершается аграрная революция.

  • Внешняя политика Англии носила колониальный характер.

Вывод: Англия на протяжении 19 века была могущественной,
сильной экономической державой, великой колониальной империей.

Но к концу 19 века позиции Англии как мирового лидера были утрачены.

Давайте вместе сформулируем цель данного урока: проанализировать внутреннюю и внешнюю политику Великобритании во второй половине 19 – начале 20 века, выявить причины потери мирового господства Великобритании.

  1. План изучения нового материала:

  • Причины потери мирового господства.

  • Проблемы и достижения внутренней политики:

  • Двухпартийная система,

  • Реформы,

  • Рождение Лейбористской партии

  • Внешняя политика.

Причины потери мирового господства

Для того чтобы выявить причины экономического спада в Англии учащимся предложено ознакомиться с пунктом параграфа на стр.177-179, выписать их в тетрадь.

К концу 19 века в Англии происходит замедление темпов развития промышленности. И это связано:

  • С усиленным вывозом капитала. Английские предприниматели и банкиры предпочитали вкладывать капиталы в страны, где дешевле сырье и рабочие руки.

  • Отечественная промышленность часто не имела средств для обновления оборудования,

  • Снижается уровень конкурентоспособности английских товаров, немецкие товары дешевле,

  • Монополистический капитализм, но по-прежнему значительную роль в экономике играют семейные фирмы.

Вывод: В 90-е годы 19 века Англия теряет ведущую роль на мировой арене, роль «мастерской мира» уходит в прошлое.

Проблемы и достижения внутренней политики

Двухпартийная система

Обращение к классу:

- как формировался парламент в Англии? (путем голосования),

- кто имел право голоса? (мужчины, достигшие 21 года).

Учитель обращается к классу

В 60-е гг.19 века партии тори и виги стали называться консервативной и либеральной. Они составили два лагеря, которые вели борьбу за место в парламенте. На стороне консерваторов по-прежнему оставалась земельная аристократия и деятели английской церкви. На стороне либералов были - торгово-промышленная буржуазия и часть землевладельцев.



Принципиальных расхождений между партиями не было. Обе стороны понимали, что страна утратила мировое лидерство, требовалось проведение реформ. Лидером консерваторов был Бенджамин Дизраэли, у либералов - Уильям Гладстон.

60-70-е годы 19 века – это время реформ, «отцами» которых являются Дизраэли и Гладстон.

Реформы

Актуализация знаний: давайте вспомним о движении за избирательную реформу в начале 19 века в Англии.

К началу 19 века избирательная система устарела, большинство голосов принадлежало «гнилым местечкам», распоряжались этими голосами лендлорды. Из 20 млн. человек (население Англии) – 160 тысяч были избирателями.

1832 год – проведена избирательная реформа. Места в парламенте передавались промышленным городам, в выборах участвовала 1\6 часть населения. Для избирателей введен высокий имущественный ценз, низшие слои населения в парламент попасть не могли.

1838 год – « Народная хартия» - проект введения всеобщего избирательного права для мужчин.

1839 год - съезд чартистов. Национальный конвент отправляет петицию в палату общин, отвергает.

Работа с новым материалом

  • 15 августа 1867 год - парламент принял закон об избирательной реформе. Уничтожено 46 «гнилых местечка», предоставление мест в парламенте Манчестеру, Лондону и другим крупным промышленным центрам.

  • Тред-юнионы узаконили право на проведение стачек,

  • Закон о тайном голосовании на выборах в парламент,

  • Школьная реформа,

  • Закон о 54-часовой рабочей неделе,

  • 1884-1885 гг.- 3-я избирательная реформа, уничтожено 100 «гнилых местечек», число избирателей выросло до 5,5 млн. человек – 13% населения.

Вывод: реформы способствовали созданию в Великобритании гражданского общества и правового государства.

Выделите положительные и отрицательные стороны реформ:

«положительные»: Способствовали созданию гражданского общества и правового государства, двухпартийная система, рабочий класс создал свою партию.

«отрицательные»: женщины не имели право голоса, право голоса имели только 13 % населения.

Рождение лейбористской партии

1900 годсоздан «Комитет рабочего представительства», которому поручалось способствовать избранию в парламент рабочих.


1906 год - преобразован в рабочую (лейбористскую) партию, руководитель Джеймс Рамсей Макдональд.

Вывод: подъем рабочего движения подталкивал правительство к проведению социальных реформ.

Учащиеся заполняют таблицу « Движение протеста»

Причины движения протеста




Формы протеста




Крупные стачки




Этапы становления лейбористской партии




Лидер лейбористской партии




Итоги движения протеста





Внешняя политика

«Опыт учит нас, что торговля следует за флагом».

Во внешней политики Великобритании прослеживается крайний английский шовинизм - «джингоизм». Согласно Большой советской энциклопедии, «для джингоизма характерны пропаганда колониальной экспансии и разжигание национальной вражды».

В 1875 году правительство Великобритании приобретает 45% акций у Египта Суэцкого канала. Англия получила контрольный пакет акций, это обеспечивало господство на путях в Индию.

1882 год - происходит восстание в Александрии, английские войска подавили его. Установив при этом, негласный контроль над Египтом.

80-90-е года – англичане овладели Бирмой, Нигерией, Сомали, Кенией, установили протекторат над Занзибар.

В 1876 году по инициативе Дизраэли Виктория провозглашена императрицей Индии.

«Земля Ирландии – ирландскому народу»

Гомруль – самоуправление.

В 1866 году правительство либералов предложило парламенту принять закон о гомруле, лорды отклонили.

IV.Рефлексия



V.Оценки за урок, домашнее задание