ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ
Начальник 00 ПСЧ 0 ПСО ФПС ГПС
Главного управления МЧС России
По 0 области
____________________0
«___» _____________ 20 ___ г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятия в системе боевой подготовки личного состава караулов по психологической подготовке с личным составом дежурных караулов
на 12.03.23 г. – 15.03.2023 г.
Тема № 3:«Профессиональный стресс. Механизмы накопления профессионального стресса. Система профилактики профессионального стресса».
Вид занятия: Семинар. Отводимое время:45 минут (1 учебный час)
Цель занятия: Изучить с личным составом механизмы накопления профессионального стресса,систему профилактики профессионального стресса.
Литература используемая при проведении занятия:
1. Крюкова М.А., Никитина Т.Н., Сергеева Ю.С. Экстренная психологическая помощь: Практическое пособие. – М.: НЦЭНАС, 2001.
2. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю. С. Шойгу. – М.: Смысл, 2007.
3. Психические состояния / Сост. и общ.ред. Л. В. Куликова. – СПб.: "Питер", 2000.
4. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. – Минск: Харвест, 2000.
5. Решетников М. М. и др. Уфимская катастрофа: особенности состояния, поведения и деятельности людей // Психологический журнал, 1990, т.11, № 1.
6. Марищук В., Евдокимов В.Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб.: Сентябрь, 2001.
7. Интернет ресурс
Развернутый план занятия:
-
Подготовительная часть занятия – 5мин.
Проверка наличия всего личного состава, объявление темы и целей занятия.
-
Основная часть занятия – 35 мин.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС – это физиологический и эмоциональный стресс, источником которого служат особенности профессиональной деятельности. Может приводить к изменениям, негативно влияющимна профессиональную деятельность и жизнь человека.
Профессиональная деятельность спасателя
-
несение боевых дежурств -
спасательные работы на чрезвычайных происшествиях(ЧП)
-
спасательные работы на масштабных ЧС.
Неблагоприятные факторы, воздействующие на специалистов ПСФ
в ходе выполнения профессиональных обязанностей:
-
психическое напряжение в состоянии готовности; -
критические температуры окружающей среды; -
вибрация; -
шумовой и световой фон; -
внезапные световые и звуковые сигналы; -
работа в специальной одежде и средствах индивидуальной защиты; -
повышенная физическая нагрузка; -
неблагоприятное воздействие режимов труда и отдыха; -
информационная неопределенность; -
дефицит времени на анализ ситуации и принятие решения; -
ответственность за результаты деятельности, -
напряженность, возникающая в процессе межличностного взаимодействия спасателя и пострадавших; -
эмоциональная насыщенность переживаний, связанных с контактами с телами погибших; -
опасность для жизни.
Неблагоприятные факторы в профессиональной деятельности спасателей
1)факторы рабочей ситуации
- физический стресс
- психологический стресс
2) социально-психологические факторы
3) системные факторы
ПРИЗНАКИ СТРЕССОВОГО НАПРЯЖЕНИЯ:
-
Невозможность сосредоточиться на чем-то. -
Слишком частые ошибки в работе. -
Ухудшается память. -
Слишком часто возникает чувство усталости. -
Очень быстрая речь. -
Мысли часто "улетучиваются". -
Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка). -
Повышенная возбудимость. -
Потеря чувства юмора. -
Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет. -
Пристрастие к алкогольным напиткам. -
Нарушение питания:
- постоянное ощущение недоедания
- или потеря аппетита, удовольствия от еды.
-
Невозможность вовремя закончить работу.
МЕХАНИЗМЫ НАКОПЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА
Накопление профессионального стресса у специалистов МЧС имеет два различных по своей психологической сущности механизма
-
РАБОЧИЙ (ОРДИНАРНЫЙ) СТРЕСС
Накопленный стресс. Это стресс, накопленный в результате несения боевых дежурств. Связан с напряженным характером повседневной профессиональной деятельности.
МЕХАНИЗМЫ НАКОПЛЕНИЯ ОРДИНАРНОГО СТРЕССА
-
НАЛИЧИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ
-
ИЗОЛИРОВАННОСТЬ ГРУППЫ -
ФЕНОМЕН НЕЗАВЕРШЕННОГО ДЕЙСТВИЯ (застревание на этапе стартового психического напряжения)
2) ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС
Это стресс, накопленный после экстремальных ситуаций (критических инцидентов), где сотрудники сталкиваются с реальной опасностью для жизни, здоровья, как собственных, так и других людей.
Последствия профессионального стресса
-
Первичные -
Вторичные -
Третичные
Вторичные последствия профессионального стресса
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (СЭВ)
- ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
- ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ СТРЕССОВЫЕ РАССТРОЙСТВА (ПТСР)
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ(сокращенно СЭВ)
состояние эмоционального, умственного и физического истощения возникающее в результате хронического стресса на работе.
СИМПТОМЫ:
-
физические -
эмоциональные -
интеллектуальные -
социальные
СТРЕСС И РАЗВИТИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Сильный эмоциональный и физиологический стресс увеличивает восприимчивость организма к заболеваниям.
-
УГНЕТЕНИЕ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ -
НАРУШЕНИЕ ГОРМОНАЛЬНОГО РАВНОВЕСИЯ -
НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО (ПТСР)
Нарушение, связанное с переживанием травматического стресса.
Главным признаком ПТСР является обострение инстинкта самосохранения и вызванное им хроническое психоэмоциональное напряжение.
СИМПТОМЫ ПТСР:
-
Повторяющиеся и насильно прорывающиеся, внедряющиеся в сознание воспоминания о событии, включая образы, мысли, представления. -
Повторяющиеся кошмарные сны о событии. -
Действия или чувства, соответствующие переживаниям во время травмы (иллюзии, галлюцинации, «вспышки воспоминаний»). -
Нарушение памяти, концентрации внимания. Неспособность вспомнить важные эпизоды травмы, мест, людей. -
Отстраненность и отчуждение от других людей, ощущение одиночества. Отдаленность от окружающего мира («им меня не понять»). -
Труднее испытывать чувства любви, радости (эмоциональная притупленность). -
Возрастает агрессивность. Стремление решать все жизненные проблемы с помощью силового давления. Возникают вспышки гнева. -
Появляется чувство укороченного будущего. -
Появление чувства вины. -
Сверх бдительности. -
Преувеличенное реагирование.
Профилактика профессионального стресса.
Как известно, стресс является важной социальной проблемой, опосредованно влияющей на стабильность поведения в организации и жизнь общества в целом. Актуальность этой проблемы в последние годы для населения России особенно возрастает, что связано с процессами общественно-экономических изменений и сегодняшним экономическим кризисом. Большая часть общества испытывает социальный стресс, который приводит не только к материальным трудностям и нестабильности социального статуса человека, но и к переживанию затяжного психоэмоционального стресса.
С другой стороны, интенсификация экономической и социальной жизни общества приводит к ухудшению здоровья населения, что приводит к потере способности отвечать требованиям профессиональной деятельности, способности к овладению профессией.
В последние годы отмечается новый вид патологии - информационные неврозы, возникающие при возрастающем потоке информации и дефиците времени для ее переработки, принятии ответственных решений. Все эти факторы сказываются на работоспособности человека, эффективности исполнения им должностных инструкций и в целом на успехе деятельности организации. Как нельзя точно это характеризует профессиональную деятельность сотрудников МЧС России.
Напряженная ответственная работа всегда сопровождается выраженным напряжением функциональных систем организма и требует проведения специальных корригирующих медико-психологических мероприятий. При отсутствии должных мер профилактики и восстановления могут возникать различного рода функциональные нарушения, снижающие надежность и эффективность деятельности, а при длительном воздействии - приводящие к развитию профессиональной патологии с последующей дисквалификацией.
Стрессовое состояние – это высокая степень функционального напряжения организма, связанная с влиянием факторов нагрузки большой интенсивности, длительности или психологической значимости для индивидуума. Стрессовое состояние в деятельности или «профессиональный стресс» - особое функциональное состояние, напрямую зависящее от воздействия выраженных нервно-эмоциональных нагрузок, которое характеризуется гиперактивацией или угнетением регуляторных физиологических систем организма, развитием состояния напряжения или утомления, а также, при кумуляции неблагоприятных сдвигов, перенапряжения или переутомления. В человеке неразрывно связано рациональное (рассудочное) и эмоциональное (психическое). Так же неразрывна связь соматического (телесного) состояния и психического (душевного) равновесия. Научно обоснована связь между успехом в деятельности и уровнем психологического напряжения.
Важную роль в организации профилактических и восстановительных мероприятий, направленных на устранение отрицательных последствий нервных перегрузок, эмоционального стресса и других неблагоприятных состояний, играет проведение их непосредственно в организации. И в первую очередь сюда следует отнести работу кабинетов психофизиологической разгрузки и мобилизации. Исторически кабинеты психологической разгрузки были разработаны в Голландии в конце 70-х годов 20 века и считались только средством развлечения, а не терапии. К концу 80-х годов в Англии реабилитологи самого разного профиля стали использовать комнату психологической разгрузки в психотерапевтической практике и говорить о видимых терапевтических результатах ее использования. Сегодня комната психологической разгрузки является инструментом для снижения нагрузок на сотрудников, занятых выполнением работы, связанной с повышенной концентрацией внимания, физическими, эмоциональными и моральными нагрузками.
Организация систематически действующей антистрессовой профилактики, психогигиены стресса в Главном управлении МЧС России по Брянской области призвана повышать стрессоустойчивость сотрудников к различным факторам. Сегодня существуют различные методы психогигиены стресса, разработаны организационные формы профилактики психоэмоциональных перегрузок. Именно в рамках индивидуальной защиты от стресса с помощью современных методов психологической саморегуляции, групповых тренингов, направленных на повышение стрессоустойчивости, снижение фрустрационной толерантности и функционирует вновь созданный кабинет психоэмоциональной разгрузки. Оборудование кабинета отвечает самым высоким запросам и требованиям психологического обеспечения деятельности личного состава. Специально оформленный интерьер, современное оборудование способствуют не только качественному отдыху, но и обучают навыкам преодоления стрессовых нагрузок, элементам психофизиологическойсаморегуляции.
Физиологические проявления стресса — это не только ощущение усталости, но и мышечные зажимы, приводящие к глубоким негативным эмоциональным состояниям.
Превосходным способом, снимающим мышечные зажимы, безусловно, является массаж. А сочетание вибромассажа и релаксационной музыки, магнитного аппликатора,