Файл: Семинар. Отводимое время 45 минут (1 учебный час).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



УТВЕРЖДАЮ

Начальник 00 ПСЧ 0 ПСО ФПС ГПС

Главного управления МЧС России

По 0 области

____________________0

«___» _____________ 20 ___ г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятия в системе боевой подготовки личного состава караулов по психологической подготовке с личным составом дежурных караулов

на 12.03.23 г. – 15.03.2023 г.
Тема № 3:«Профессиональный стресс. Механизмы накопления профессионального стресса. Система профилактики профессионального стресса».
Вид занятия: Семинар. Отводимое время:45 минут (1 учебный час)
Цель занятия: Изучить с личным составом механизмы накопления профессионального стресса,систему профилактики профессионального стресса.
Литература используемая при проведении занятия:

1. Крюкова М.А., Никитина Т.Н., Сергеева Ю.С. Экстренная психологическая помощь: Практическое пособие. – М.: НЦЭНАС, 2001.

2. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю. С. Шойгу. – М.: Смысл, 2007.

3. Психические состояния / Сост. и общ.ред. Л. В. Куликова. – СПб.: "Питер", 2000.

4. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. – Минск: Харвест, 2000.

5. Решетников М. М. и др. Уфимская катастрофа: особенности состояния, поведения и деятельности людей // Психологический журнал, 1990, т.11, № 1.

6. Марищук В., Евдокимов В.Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб.: Сентябрь, 2001.

7. Интернет ресурс
Развернутый план занятия:


  1. Подготовительная часть занятия – 5мин.


Проверка наличия всего личного состава, объявление темы и целей занятия.


  1. Основная часть занятия – 35 мин.


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС – это физиологический и эмоциональный стресс, источником которого служат особенности профессиональной деятельности. Может приводить к изменениям, негативно влияющимна профессиональную деятельность и жизнь человека.

Профессиональная деятельность спасателя

  • несение боевых дежурств

  • спасательные работы на чрезвычайных происшествиях(ЧП)


  • спасательные работы на масштабных ЧС.

Неблагоприятные факторы, воздействующие на специалистов ПСФ
в ходе выполнения профессиональных обязанностей:


  • психическое напряжение в состоянии готовности;

  • критические температуры окружающей среды;

  • вибрация;

  • шумовой и световой фон;

  • внезапные световые и звуковые сигналы;

  • работа в специальной одежде и средствах индивидуальной защиты;

  • повышенная физическая нагрузка;

  • неблагоприятное воздействие режимов труда и отдыха;

  • информационная неопределенность;

  • дефицит времени на анализ ситуации и принятие решения;

  • ответственность за результаты деятельности,

  • напряженность, возникающая в процессе межличностного взаимодействия спасателя и пострадавших;

  • эмоциональная насыщенность переживаний, связанных с контактами с телами погибших;

  • опасность для жизни.

Неблагоприятные факторы в профессиональной деятельности спасателей

1)факторы рабочей ситуации

- физический стресс

- психологический стресс

2) социально-психологические факторы

3) системные факторы

ПРИЗНАКИ СТРЕССОВОГО НАПРЯЖЕНИЯ:

  • Невозможность сосредоточиться на чем-то.

  • Слишком частые ошибки в работе.

  • Ухудшается память.

  • Слишком часто возникает чувство усталости.

  • Очень быстрая речь.

  • Мысли часто "улетучиваются".

  • Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).

  • Повышенная возбудимость.

  • Потеря чувства юмора.

  • Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.

  • Пристрастие к алкогольным напиткам.

  • Нарушение питания:

- постоянное ощущение недоедания

- или потеря аппетита, удовольствия от еды.

  • Невозможность вовремя закончить работу.


МЕХАНИЗМЫ НАКОПЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА

Накопление профессионального стресса у специалистов МЧС имеет два различных по своей психологической сущности механизма

  1. РАБОЧИЙ (ОРДИНАРНЫЙ) СТРЕСС

Накопленный стресс. Это стресс, накопленный в результате несения боевых дежурств. Связан с напряженным характером повседневной профессиональной деятельности.



МЕХАНИЗМЫ НАКОПЛЕНИЯ ОРДИНАРНОГО СТРЕССА

  • НАЛИЧИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

  • ИЗОЛИРОВАННОСТЬ ГРУППЫ

  • ФЕНОМЕН НЕЗАВЕРШЕННОГО ДЕЙСТВИЯ (застревание на этапе стартового психического напряжения)

2) ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС

Это стресс, накопленный после экстремальных ситуаций (критических инцидентов), где сотрудники сталкиваются с реальной опасностью для жизни, здоровья, как собственных, так и других людей.

Последствия профессионального стресса

  • Первичные

  • Вторичные

  • Третичные

Вторичные последствия профессионального стресса

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (СЭВ)

- ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

- ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ СТРЕССОВЫЕ РАССТРОЙСТВА (ПТСР)

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ(сокращенно СЭВ)

состояние эмоционального, умственного и физического истощения возникающее в результате хронического стресса на работе.

СИМПТОМЫ:

    1. физические

    2. эмоциональные

    3. интеллектуальные

    4. социальные

СТРЕСС И РАЗВИТИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Сильный эмоциональный и физиологический стресс увеличивает восприимчивость организма к заболеваниям.

  • УГНЕТЕНИЕ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ

  • НАРУШЕНИЕ ГОРМОНАЛЬНОГО РАВНОВЕСИЯ

  • НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ


ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО (ПТСР)

Нарушение, связанное с переживанием травматического стресса.

Главным признаком ПТСР является обострение инстинкта самосохранения и вызванное им хроническое психоэмоциональное напряжение.

СИМПТОМЫ ПТСР:

  • Повторяющиеся и насильно прорывающиеся, внедряющиеся в сознание воспоминания о событии, включая образы, мысли, представления.

  • Повторяющиеся кошмарные сны о событии.

  • Действия или чувства, соответствующие переживаниям во время травмы (иллюзии, галлюцинации, «вспышки воспоминаний»).

  • Нарушение памяти, концентрации внимания. Неспособность вспомнить важные эпизоды травмы, мест, людей.

  • Отстраненность и отчуждение от других людей, ощущение одиночества. Отдаленность от окружающего мира («им меня не понять»).

  • Труднее испытывать чувства любви, радости (эмоциональная притупленность).

  • Возрастает агрессивность. Стремление решать все жизненные проблемы с помощью силового давления. Возникают вспышки гнева.

  • Появляется чувство укороченного будущего.

  • Появление чувства вины.

  • Сверх бдительности.

  • Преувеличенное реагирование.



Профилактика профессионального стресса.
Как известно, стресс является важной социальной проблемой, опосредованно влияющей на стабильность поведения в организации и жизнь общества в целом. Актуальность этой проблемы в последние годы для населения России особенно возрастает, что связано с процессами общественно-экономических изменений и сегодняшним экономическим кризисом. Большая часть общества испытывает социальный стресс, который приводит не только к материальным трудностям и нестабильности социального статуса человека, но и к переживанию затяжного психоэмоционального стресса.

С другой стороны, интенсификация экономической и социальной жизни общества приводит к ухудшению здоровья населения, что приводит к потере способности отвечать требованиям профессиональной деятельности, способности к овладению профессией.

В последние годы отмечается новый вид патологии - информационные неврозы, возникающие при возрастающем потоке информации и дефиците времени для ее переработки, принятии ответственных решений. Все эти факторы сказываются на работоспособности человека, эффективности исполнения им должностных инструкций и в целом на успехе деятельности организации. Как нельзя точно это характеризует профессиональную деятельность сотрудников МЧС России. 

Напряженная ответственная работа всегда сопровождается выраженным напряжением функциональных систем организма и требует проведения специальных корригирующих медико-психологических мероприятий. При отсутствии должных мер профилактики и восстановления могут возникать различного рода функциональные нарушения, снижающие надежность и эффективность деятельности, а при длительном воздействии - приводящие к развитию профессиональной патологии с последующей дисквалификацией.

Стрессовое состояние – это высокая степень функционального напряжения организма, связанная с влиянием факторов нагрузки большой интенсивности, длительности или психологической значимости для индивидуума. Стрессовое состояние в деятельности или «профессиональный стресс» - особое функциональное состояние, напрямую зависящее от воздействия выраженных нервно-эмоциональных нагрузок, которое характеризуется гиперактивацией или угнетением регуляторных физиологических систем организма, развитием состояния напряжения или утомления, а также, при кумуляции неблагоприятных сдвигов, перенапряжения или переутомления. В человеке неразрывно связано рациональное (рассудочное) и эмоциональное (психическое). Так же неразрывна связь соматического (телесного) состояния и психического (душевного) равновесия. Научно обоснована связь между успехом в деятельности и уровнем психологического напряжения.


Важную роль в организации профилактических и восстановительных мероприятий, направленных на устранение отрицательных последствий нервных перегрузок, эмоционального стресса и других неблагоприятных состояний, играет проведение их непосредственно в организации. И в первую очередь сюда следует отнести работу кабинетов психофизиологической разгрузки и мобилизации. Исторически кабинеты психологической разгрузки были разработаны в Голландии   в конце 70-х годов 20 века и считались только средством развлечения, а не терапии.  К концу 80-х годов в Англии реабилитологи самого разного профиля стали использовать комнату психологической разгрузки в психотерапевтической практике и говорить о видимых терапевтических результатах ее использования. Сегодня комната психологической разгрузки является инструментом для снижения нагрузок на сотрудников, занятых выполнением работы, связанной с повышенной концентрацией внимания, физическими, эмоциональными и моральными нагрузками.

Организация систематически действующей антистрессовой профилактики, психогигиены стресса в Главном управлении МЧС России по Брянской области призвана повышать стрессоустойчивость сотрудников к различным факторам. Сегодня существуют различные методы психогигиены стресса, разработаны организационные формы профилактики психоэмоциональных перегрузок. Именно в рамках индивидуальной защиты от стресса с помощью современных методов психологической саморегуляции, групповых тренингов, направленных на повышение стрессоустойчивости, снижение фрустрационной толерантности и функционирует вновь созданный кабинет психоэмоциональной разгрузки.  Оборудование кабинета отвечает самым высоким запросам и требованиям психологического обеспечения деятельности личного состава.  Специально оформленный интерьер, современное оборудование способствуют не только качественному отдыху, но и обучают навыкам преодоления стрессовых нагрузок, элементам психофизиологическойсаморегуляции.

Физиологические проявления стресса — это не только ощущение усталости, но и мышечные зажимы, приводящие к глубоким негативным эмоциональным состояниям.

Превосходным способом, снимающим мышечные зажимы, безусловно, является массаж. А сочетание вибромассажа и релаксационной музыки, магнитного аппликатора,