Файл: Этапы развития социальной психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Этапы развития социальной психологии

Этап

Время

Представители

Содержание этапа

1

2

3

4

Донаучный
(синкретический) этап

До VI в. до н.э.



Социально-психологические знания, воззрения и их практическое применение были слиты и составляли единое целое. В древних системах воззрений учитывались массовидные настроения, подверженность психическому заражению. Из поколения в поколение передавались обряды, ритуалы, табу, выступающие в роли регуляторов общественной жизни. Именно эти знания составляли первоначальную основу сведений о социально-психологических явлениях и процессах.


Философский этап

VI в. до н.э. – середина XIX в.

Аристотель Гераклит Гиппократ Демокрит Платон Суньцзы Уцзы Конфуций Н.Макиавелли Ш.Л.Монтескье Т.Гоббс Ж.-Ж.Руссо Дж.Локк К.Гельвеций Г.В.Гегель Н.Я.Данилевский А.И.Герцен и др.

В процессе развития человеческой мысли и практики большинство социально-психологических проблем было осознано в рамках философских воззрений. Данный этап в развитии социальной психологии характеризовался тем, что происходило постепенное разделение социально-психологического знания на теоретическое (концептуальное) и прикладное (практическое) Древнекитайские и древнегреческие ученые описывали некоторые социально-психологические особенности характеров людей и их предназначения в обществе, устанавливали определенные психологические закономерности социального поведения индивидов, выявляли мотивы объединения их в группы и т. д. Позднее, в Средние века, ученые занимались психологическим описанием анатомии и патологии общественной жизни с ее характерными социальными взаимоотношениями и традициями, накапливали и обобщали результаты немногочисленных исследований закономерностей уже известных социально-психологических явлений и процессов – общения и взаимодействия представителей различных общностей


Душа — источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции

поведения




Феноменологический этап

Середина XIX в. – 20-е гг. XX в.

М.Лацарус (M.Lazarus) В.Вундт (V.Wundt) Х.Штейнталь (H.Steinthal) Г.Тард (G.Tarde) С.Сигеле (S.Sighele) Г.Лебон (G.Le Bon) У.Мак-Даугалл (W.McDougall) Ч.Х.Кули (C.H.Cooley) Н.Триплет (N.Triplett) и др.

Социально-психологические феномены выделились в самостоятельный класс психических явлений. Для их изучения разрабатывались специфические способы и приемы исследования, формировалась предметная область социальной психологии. На данном этапе ученые собирали, сравнивали, анализировали различный исторический, этнографический, антропологический и языковой материал, не подвергая его количественной обработке и экспериментальной проверке Зарождаются первые социально-психологические концепции: «психология народов», «психология масс» и «психология инстинктов социального поведения»

Научный этап

20-е гг. XX в. – настоящее время

В.Меде (V. Möde) Г.Олпорт (G.Allport) Э.Мэйо (E.Mayo) В.М.Бехтерев М.В.Ланге В.Н.Мясищев и др.

Данный этап отмечен применением экспериментального метода для изучения личности и групп, техники получения и количественной обработки данных В 20 – 40-е гг. ХХ в. социальная психология постепенно начинает превращаться в сугубо экспериментальную науку, занимающуюся прикладными исследованиями и разрабатывающую специфические методики изучения социально-психологических феноменов В 60 – 90-е гг. внутри социальной психологии зарождаются и развиваются ее новые отрасли: этнопсихология, политическая психология, психология управления, конфликтология и др.