Файл: 1. Организация режима дня различных групп населения (дети и подростки, взрослые работающие, беременные и кормящие).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Организация режима дня различных групп населения (дети и подростки, взрослые работающие, беременные и кормящие).

Здоровый образ жизни – это большой комплекс биологически и социально направленных и целесообразных методов и средств жизнедеятельности, которые отвечают потребностям и возможностям человека и которых он сознательно придерживается с целью обеспечения формирования, сохранения и укрепления здоровья, способности к продолжению рода и достижения активного долголетия.

Режим дня – это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья.

В основе рационального режима дня детей лежит условно-рефлекторная деятельность.

При построении режима дня необходимо предусматривать следующие основные компоненты:

1) регулярное питание, 2) гигиенически полноценный сон, 3) отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе, 4) различные виды деятельности, их оптимальную продолжительность, рациональное чередование и регулярность.

Соблюдение рационального режима дня способствует:

1.   Выработке динамических стереотипов физиологических реакций на самые разнообразные раздражители.

2.   Обеспечению работы морфо-функциональных систем организма с меньшим напряжением.

При соблюдении рационального режима дня наибольшее гигиеническое значение имеет формирование и поддержание определенных биологических ритмов организма. Какие-либо отклонения от привычного ритма жизни и режима дня могут быть причиной нарушения биоритмов. А это в свою очередь создает патофизиологический фон для развития заболеваний.

Режим сна и бодрствования 

Для детей в возрасте 4-7 лет общая продолжительность сна должна составлять 11,5-12,5 ч. Продолжительность ночного сна – не менее 10 ч.

Продолжительность сна у детей школьного возраста должна быть следующей: в 7-10 лет 11-10 ч, в 11-14 лет – 10-9 ч, 15-17 лет – 9-8 ч.

Сокращение продолжительности сна особенно неблагоприятно влияет на высшую нервную деятельность детей. При дефиците сна нарушаются взаимоотношения первой и второй сигнальных систем, отмечаются резкие колебания вегетативной реактивности, значительно снижена работоспособность.


Эти нарушения вначале носят обратимый характер и исчезают при установлении правильного режима сна. Длительное недосыпание способствует развитию переутомления и невротических расстройств, не только у детей, но и у взрослых.

Для обеспечения полноценного отдыха во время сна необходимо соблюдение ряда условий. Перед сном не допустима повышенная активность. Игры должны быть тихие, спокойные. Не менее важны гигиенические процедуры. Доступ свежего воздуха во время сна обеспечивает незначительное охлаждение (прохладу) кожи лица. Данное воздействие повышает успокаивающий эффект за счет увеличения контраста температур кожи туловища и лица.

Продолжительность сна у взрослых около 8 ч. Учитывая индивидуальные особенности, можно определить должную продолжительность сна в пределах 7-9 часов.

Режим двигательной активности.

Данный компонент режима дня включает в себя: 1) занятия физическими упражнениями, 2) двигательную активность при выполнении какой-либо непроизводственной деятельности, 3) прогулки на свежем воздухе в свободное время.

Для того чтобы, занятия физическими упражнениями действительно стали составляющими элементами здорового образа жизни, они должны быть организованы с учетом определенных правил.

Польза для здоровья от 30-40-минутной ходьбы пешком на работу или по домашним делам недооценивается. Поэтому большинство людей предпочитает использовать городской транспорт в любом случае.

Особое значение имеет пребывание на воздухе. Открытый воздух, даже в условиях промышленного города, благотворно влияет на организм: он активизирует обмен веществ и оказывает положительное влияние на физиологические процессы. Игры и прогулки на свежем воздухе особо важны для детей. Это очень серьезный фактор, стимулирующий процессы роста и развития. В зависимости от погодных условий и времени года, детям необходимо максимальное время проводить на свежем воздухе. В любом случае в режиме дня должны быть предусмотрены прогулки, желательно и в первую и во вторую половину дня. Общая продолжительность пребывания детей на воздухе не должна быть менее 4 ч.

Режим труда и отдыха. 

Данный элемент режима дня особенно значим для детей, поскольку навыки рационального использования времени закладываются именно в этом возрасте. Следует также обратить внимание и на то обстоятельство, что работа школьника в домашних условиях, как правило, не контролируется взрослыми.



Важная часть процесса обучения подготовка домашнего задания. Между школьными занятиями и подготовкой домашнего задания помимо обеда необходимо в режиме дня предусмотреть продолжительный отдых. Лучше в виде длительной прогулки на свежем воздухе. Время домашней работы должно совпадать с повышением интенсивности функциональной деятельности всех систем организма и возбудимости коры большого мозга. То есть начинать приготовление уроков сразу после возвращения из школы нельзя, так как может сформироваться состояние переутомления.

Продолжительность пребывания на свежем воздухе – 1,5-2 часа. Первую половину времени отдыха желательно использовать для игр и спортивных развлечений средней интенсивности, а вторую часть провести в спокойных прогулках. Двухчасовой активный отдых большой интенсивности вызывает у детей явления крайнего возбуждения, что приводит к скачкообразному снижению работоспособности.

Снижение работоспособности приводит к увеличению продолжительности выполнения домашних заданий. Это, в свою очередь, ведет к снижению внимания, быстроты чтения, качества письменных работ, а также к различным неблагоприятным функциональным изменениям. Кроме того, в общем режиме дня сокращается время прогулок и занятий спортом, уменьшается продолжительность сна.

Рабочее место для домашней работы должно быть удобно и хорошо освещено. При этом необходимо устранить все отвлекающие факторы.

При подготовке домашних заданий следует придерживаться школьного режима: через 35-45 мин занятий – короткий перерыв. После 2 ч работы необходим более длительный отдых, желательно на свежем воздухе. Активный отдых на воздухе продолжительностью около 60 минут способствует повышению работоспособности.

Время перед началом и после приготовления домашнего задания, а также перед сном, дети должны проводить на воздухе. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте – не менее 3-3,5 ч, в среднем – 2,5- 3 ч, в старшем – 2-2,5 ч. Необходимо подчеркнуть, что при современной ситуации с перегруженностью школьников нередко нарушается именно этот компонент режима дня. В свою очередь, сокращение времени пребывания на открытом воздухе, гиподинамия и гипокинезия негативно сказываются на функциональном состоянии и работоспособности. Важным компонентом рабочего дня является свободное время. Необходимо предусмотреть 1-1,5 ч для школьников младшего возраста, 1,5-2,5 ч среднего и старшего. Это время должно быть посвящено чтению художественной литературы, рисованию, конструированию, вышиванию, просмотру телевизионных передач и прочим видам отдыха.


Максимальная продолжительность просмотра телевизионных передач: для младших школьников – 1 ч, для школьников среднего возраста – 1,5 ч, старшего – 2 ч. И не более чем 2-3 раз в неделю.

Режим дня в выходные дни и во время каникул имеет существенные отличия от режима дня в учебное время. В этот период необходимо максимально увеличить время пребывания на воздухе. Основное внимание должно быть уделено подвижным играм и развлечениям, спортивным играм и спорту, экскурсиям и туристическим походам. Время для чтения книг, посещения театров и кинотеатров должно быть равномерно распределено. Ежедневно предусматривается время для помощи семье. Достаточно времени должно оставаться для творческой деятельности. Продолжительность сна и время на самообслуживание должны соответствовать возрастным возможностям.

Режим дня взрослых людей должен быть организован таким образом, чтобы продолжительность периодов работы и отдыха была скорректирована с учетом необходимости решения производственных проблем и бытовых особенностей.

2. Значение психологического настроя на здоровый образ жизни.

Говоря о мотивации здорового образа жизни необходимо помнить, что медленно реализуются обратные связи не только на негативные, но и на позитивные воздействия на организм человека. Например, эффект утренней зарядки, занятий физической культурой и закаливания проявляется не через несколько дней, а через месяцы иногда даже годы. Люди этого не понимают, им этого не объясняют, и, не получив эффекта через несколько дней от полезных для своего здоровья действий, они не возвращаются к ним уже никогда. Медленность и долгая неочевидность обратных связей - одна из главных причин негигиенического поведения людей, пренебрежения здоровым образом жизни.

Необходимо особо отметить, что соблюдение правил здорового образа жизни формирует специфический эмоциональный фон, способствующий сохранению и укреплению здоровья.

3. Гигиена полости рта.

К индивидуальным средствам гигиены полости рта относятся зубные щетки, зубные нити (флоссы), зубочистки, межзубные стимуляторы и ирригаторы полости рта, зубные пасты, порошки, эликсиры.

Зубная щетка должна иметь рабочую головку длиной 25 - 30 мм и шириной 10 - 12 мм. Лучшим считается расположение щетины в 3 ряда с расстоянием между рядами 2,0 - 2,5 мм. Высота щетинок не должна превышать 10 - 12 мм.

Зубная щетка является предметом индивидуального пользования. Новую щетку перед употреблением необходимо тщательно вымыть и густо намыленной оставить на ночь в стакане
. Кипятить щетку нецелесообразно, так как при этом она теряет свою первоначальную форму, а щетинки могут выпасть. Перед пользованием намыленную щетку надо хорошо промыть. После пользования - тщательно вымыть с мылом. В промежутках между чисткой зубов щетка хранится в стакане или чашке вверх головкой. Целесообразно хранение щетки с намыленной головкой.

Зубные щетки необходимо заменять в том случае, когда они теряют свою упругость, и снижается их очищающее действие. Обычно это происходит через 1 - 2 месяца для щетки с искусственной щетиной и через 3 - 4 месяца - с натуральной. Целесообразно пользоваться двумя зубными щетками различной жесткости.

Наиболее распространенным средством ухода за полостью рта являются зубные пасты. Они разделяются на гигиенические, профилактические, лечебные и лечебно-профилактические (противовоспалительные и противокариозные). Гигиенические зубные пасты не содержат специальных лечебных или профилактических добавок, а предназначены лишь для механической очистки зубов, многие из них не содержат антисептики и не влияют на микрофлору. Использование лечебных и лечебно-профилактических паст позволяет приостановить патологический процесс, если он имеет место. Профилактические и гигиенические пасты этого не обеспечивают.

Главная особенность детских гигиенических паст - хорошие вкусовые качества. Это помогает быстрее приучить детей к ежедневной чистке зубов, превращая необходимую процедуру в приятную. Красочное оформление некоторых паст также способствует заинтересованности детей в чистке зубов.

Чтобы микрофлора не адаптировалась, рекомендуется менять пасты с интервалом не менее 4-х, не более 10-ти дней.

Зубные порошки оказывают выраженное абразивное действие. Поэтому их не рекомендуется использовать часто. Хотя, они достаточно хорошо очищают ткани зуба от мягкого налета, значительно дешевле паст. Что касается дезодорирующих и освежающих свойств зубных порошков, то их можно оценить лишь как удовлетворительные. После открывания коробки отдушка из порошка быстро улетучивается, и чистка зубов производится практически одним мелом.

При чистке зубов необходимо иметь в виду, что зубной ряд условно разделяется на 6 сегментов по 2-3 зуба в каждом. Чистку зубов начинают с группы моляров в направлении кпереди. Поверхность зубов очищается тремя видами движений. Вначале используют вертикальные подметающие движения сверху вниз для зубов верхней челюсти и снизу вверх - для зубов нижней челюсти, установив щетинки перпендикулярно к поверхности зубов. Затем делают возвратно-поступательные движения и заканчивают чистку круговыми движениями. Каждый вид движений повторяют 8-10 раз на каждом сегменте. После этого зубную щетку передвигают вперед и повторяют всю комбинацию движений на протяжении всего зубного ряда.