Файл: Понятие об экологии, ее роль в подготовке специалистафармацевта. Структура экологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство здравоохранения Луганской Народной Республики
ГУ ЛНР “Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки”


Кафедра гигиены и экологии

РЕФЕРАТ

на тему «Понятие об экологии, ее роль в подготовке специалиста-фармацевта. Структура экологии.»


Выполнила: студентка ІV курса ФЗК 2а

группы фармацевтического

факультета (заочная форма обучения)

Васильева Евгения Ивановна
Проверила: Жук Светлана Владимировна

кандидат мед. наук

Луганск 2022

Содержание
ВВЕДЕНИЕ----------------------------------------------------------------------------------3
І. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1 Понятие об экологии ------------------------------------------------------------------4

1.2 Роль экологии в подготовке специалиста –фармацевта.------------------------6

1.3 Структура экологии ------------------------------------------------------------------11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ----------------------------------------------------------------------------16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ---------------------------------------------------------------17

ВВЕДЕНИЕ
Современная экология давно вышла из ранга биологической науки. Как считает профессор Н. Ф. Реймерс, экология превратилась в значительный цикл знаний, вобрав в себя разделы географии, геологии, химии, физики, социологии, теории культуры, экономики и др. Современная экология относится к молодым наукам, круг интересов которой – не только биологические явления, связанные с жизнью живых организмов, но и антропосфера – используемая и видоизмененная людьми часть биосферы, место, где постоянно осуществляется жизнедеятельность живого вещества планеты и куда оно проникает временно. Экология, как и любая наука, характеризуется наличием собственного объекта, предмета, задач и методов (объект – это часть окружающего мира, которая изучается данной наукой; предмет науки – это наиболее главные существенные стороны ее объекта). Экологизация коснулась практически всех отраслей знаний, что привело к возникновению целого ряда направлений экологической науки. Эти направления классифицируются по предмету изучения, основным объектам, средам и т. п. Экологический цикл знаний включает около 70 крупных научных дисциплин, а экологический лексикон насчитывает примерно 14 тыс. понятий и терминов.





І. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. 1 Понятие об экологии
Термин «экология» (от греч. oikos – жилище, место обитания и logos – наука) предложил Э. Геккель в 1866 г. для обозначения биологической науки, изучающей взаимоотношения животных с органической и неорганической средами. С того времени представление о содержании экологии претерпело ряд уточнений, конкретизаций. Однако до сих по нет достаточно чёткого и строгого определения экологии, и все ещё идут споры о том, что такое экология, следует ли её рассматривать как единую науку или же экология растений и экология животных – самостоятельные дисциплины. Не решён вопрос, относится ли биоценология к экологии или это обособленная область науки. Не случайно почти одновременно появляются руководства по экологии, написанные с принципиально разных позиций. В одних экология трактуется как современная естественная история, в других – как
учение о структуре природы, в котором конкретные виды рассматриваются лишь как средства трансформации вещества и энергии в биосистемах, в третьих – как учение о популяции и т.д. Нет необходимости останавливаться на всех существующих точках зрения относительно предмета и содержания экологии. Важно лишь отметить, что на современном этапе развития экологических представлений все более чётко вырисовывается её суть. Экология –это наука, исследующая закономерности жизнедеятельности организмов (в любых её проявлениях, на всех уровнях интеграции) в их естественной среде обитания с учётом изменений, вносимых в среду деятельностью человека. Из этой формулировки можно сделать вывод, что все исследования, изучающие жизнь животных и растений в естественных условиях, открывающие законы, по которым организмы объединяются в биологические системы, и устанавливающие роль отдельных видов в жизни биосферы, относятся к экологическим. Однако приведенное определение слишком пространно и недостаточно конкретно, хотя на первых этапах развития экологии один из вариантов его (экология – это наука об отношениях организмов друг с другом и со средой, наука о приспособлениях и т.п.) не только был принципиально верным, но и мог служить ориентиром при постановке ряда исследований. В последнее время экологи пришли к принципиально важному обобщению, показав, что условия среды осваиваются организмами на популяционно-биоценотическом уровне, а не отдельными особями вида. Это привело к интенсивному развитию учения о биологических макросистемах (популяциях, биоценозах, биогеоценозах), что оказало громадное влияние на развитие биологии в целом и всех её разделах в частности. В результате стали появляться всё новые и новые определения экологии. Её рассматривали как науку о популяциях, о структуре природы, о динамике численности и т.д. Но все они, несмотря на некоторую специфичность, определяют экологию как науку, исследующую законы жизни животных, растений и микроорганизмов в естественной среде обитания с учётом роли антропических факторов. Основные формы существования видов животных, растений и микроорганизмов в естественной среде обитания – это внутривидовые группировки (популяции) или многовидовые сообщества (биоценозы). Поэтому современная экология изучает взаимоотношения организмов и среды на популяционно-биоценот ческом уровне. Конечной целью экологических исследований является выяснение путей, с помощью которых вид сохраняется в постоянно меняющихся условиях среды. Процветание вида заключается в поддержании оптимальной численности его популяций в биогеоценозе.

Следовательно, основным содержанием современной экологии становится исследование взаимоотношений организмов друг с другом и со средой на популяционно-биоценотическом уровне и изучение жизни биологических макросистем более высокого ранга: биогеоценозов (экосистем) и биосферы, их продуктивности и энергетики. Отсюда очевидно, что предметом исследования экологии являются биологические макросистемы (популяции, биоценозы, экосистемы) и их динамика во времени и пространстве.
Из содержания и предмета исследований экологии вытекают и её основные задачи, которые могут быть сведены к изучению динамики популяций, к учению о биогеоценозах и их системах. Структура биоценозов, на уровне формирования которых, как было отмечено, происходит освоение среды, способствует наиболее экономичному и полному использованию жизненных ресурсов. Поэтому главная теоретическая и практическая задача экологии заключается в том, чтобы вскрыть законы этих процессов и научиться управлять ими в условиях неизбежной индустриализации и урбанизации нашей планеты. 1.2. Роль экологии в подготовке специалиста –фармацевта.
Основным богатством народов всех стран выступают знания, являющиеся критерием конкурентоспособности выпускников в эпоху глобализации политического, экономического, культурного, социального и образовательного пространства. В то же время именно знания становятся важнейшим условием эффективного использования природных ресурсов и тем самым способствуют дальнейшему развитию цивилизации. В условиях модернизации российского образования речь идет о подготовке компетентного специалиста, получившего достаточное количество знаний, необходимых для дальнейшей трудовой деятельности по своей профессии и стремящегося к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Для фармацевтов можно составить структуру личности с экологической точки зрения и профессиональной направленности на основе структуры, разработанной Э. Ф. Зеером, в которой представлены следующие подструктуры личности: - профессиональная направленность;
- профессиональная компетентность;
- профессионально важные качества;
- профессионально значимые психофизиологические свойства .
Анализируя данный подход, можно сказать, что именно интеграция социально-психологических качеств личности внутри каждой подструктуры способствует образованию квалификаций. Это обеспечивает конкурентоспособность, профессиональную мобильность, продуктивность профессиональной деятельности, способствует профессиональному росту, повышению квалификации и развитию карьеры специалиста. В соответствии с представленной структурой личности с точки зрения профессиональной направленности, можно дать понятие ключевых квалификаций будущего специалиста в сфере фармации. «Ключевые квалификации» (Schlussellqualifikationen) - это профессионально важные качества и индивидуальные типы профессионального поведения, являющиеся основой широкого круга профессий и не теряющие своего значения при изменении технологии производства. В немецкой педагогической литературе теоретическое обоснование ключевым квалификациям было дано Д. Мартенсом на основе анализа взаимосвязи и взаимообусловленности социально-экономических и технико-экономических процессов производства и характера профессионального образования в современном обществ. Ключевые квалификации наряду со специальными квалификациями необходимы для адаптации современного рабочего к новым условиям производства. А. Шелтен называет ключевые квалификации также экстрафункциональными и относит к ним абстрактное теоретическое мышление, способность к планированию сложных технологических процессов, творческие и прогностические способности, способность к самостоятельному принятию решений, коммуникативные .
Разрабатывая концепцию развития ключевых квалификаций в профессиональном образовании, А. Шелтен подразделяет их на следующие подгруппы:
- базовые материальные знания и умения для широкого круга деятельности: профессионально-практические квалификации в области измерительной техники, охраны труда, обслуживания машин, технологического планирования, технологической диагностики, чтения технической документации и т.д., а также общеобразовательные знания и навыки, необходимые для любого вида профессиональной деятельности; - познавательные способности;
- координационные умения, выносливость, скорость реакции, ручная сноровка, способность к концентрации внимания и др.;
- личные качества или индивидуально-ориентированные способности: точность, надежность, стремление к качеству в работе, добросовестность, ответственность, уверенность в себе, способность к критике, направленность на конкретные достижения и успех в работе; - социальные способности (способности, ориентированные на групповое поведение).
Ключевыми квалификациями фармацевта, по нашему мнению, являются естественнонаучные и общепрофессиональные знания, умения и навыки, спо собности и качества личности, необходимые для выполнения профессиональной деятельности в области фармации. При этом, в качестве фундаментальной основы здесь должен выступать системообразующий уровень образования, включающий методологически значимые представления, восходящие к истокам понимания, к первичным сущностям . Ключевые квалификации можно сопоставить с элементами экологической готовности будущего фармацевта, что позволяет более полно представить содержание основных элементов готовности к деятельности . Формирование экологической готовности, по нашему мнению, является интегративнои характеристикой личности специалиста и может стать основным интегративным понятием для составления квалификационной характеристики, профессиограммы и структуры взаимосвязанных компонентов экологически компетентной личности специалиста в сфере фармации. Профессиограмма специалиста отражает описание профессии или группы профессий по разным критериям: технологическим, экономическим, экологическим, медицинским, психологическим. В ней представлена в различных аспектах профессия или специальность, устанавливаются профессиональные противопоказания. А. А. Калмыков говорит о том, что в структуру взаимосвязанных компонентов компетентной личности специалиста должны входить следующие элементы: общие квалификационные требования к специалисту, описание профессиональной среды, общее назначение специалиста и основные виды его деятельности, структу pa и содержание деятельности специалиста, личностные качества и качества специалиста . Из вышесказанного можно сделать вывод, что формирование экологически компетентной личности специалиста должно определять необходимые качества, свойства, знания, умения, особенности становления личности, необходимые для успешного овладения определенным родом деятельности. В настоящее время существуют различные взгляды на формирование экологически компетентной личности специалиста, в которой главным элементом выступает профессионально-техническая характеристика специальности, а также подробное описание модели специалиста через характеристику его профессиональной деятельности. Под формированием компетентности студентов учреждений СПО мы будем понимать целостный педагогический процесс, в котором совокупность подходов обучения направлена на приобретение студентами определенной системы экологических знаний, умений и навыков, а также на развитие личностных качеств студента как будущего участника профессиональной деятельности. В большинстве случаев в структуру взаимосвязанных компонентов, способствующих формированию экологически компетентной личности специалиста, входят профессиограмма и квалификационная характеристика будущего специалиста согласно требованию Государственного стандарта. Теоретическое осмысление проблемы исследования подтвердило нашу мысль о том, что при выявлении основных компонентов структуры формирования экологически компетентной личности фармацевта в системе СПО главная задача состоит в том, чтобы, используя в единстве и целостности разнообразные методы, обеспечить гибкость системы, сделать ее способной быстро реагировать, приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям.Компоненты предлагаемой нами структуры раскрывают внутреннюю организацию процесса формирования экологически компетентной личности специалиста, цель, задачи, содержание основных идей, организационных форм и методов и отвечают за постоянное воспроизведение взаимодействия между элементами данного процесса.
1.3 Структура экологии
Экология делится на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная экология изучает наиболее общие экологические закономерности, а прикладная – использует полученные знания для обеспечения устойчивого развития общества. Основу экологии составляет биоэкология как раздел общей биологии. «Спасти человека – это, прежде всего, сохранить природу. И здесь только биологи могут привести необходимые аргументы, доказывающие правомерность высказанного тезиса». Биоэкология (как и любая наука) делится на общую и частную. В состав общей биоэкологии входят разделы:
1. Аутэкология – изучает взаимодействие со средой обитания отдельных организмов определенных видов.
2. Экология популяций (демэкология) – изучает структуру популяций и ее изменение под воздействием экологических факторов.
3. Синэкология – изучает структуру и функционирование сообществ и экосистем.
На базе этих направлений формируются новые: глобальная экология, которая разрабатывает проблемы биосферы в целом, и социоэкология, которая изучает проблемы взаимоотношений природы и общества. При этом границы между направлениями и разделами довольно размыты: постоянно возникают направления на стыке таких отраслей экологии, как популяционная экология и биоценология, или физиологическая и популяционная экология. Все эти направления тесно связаны с классическими отраслями биологии: ботаникой, зоологией, физиологией. При этом пренебрежение традиционными натуралистическими направлениями экологии чревато негативными явлениями и грубыми методологическими ошибками, может привести к затормаживанию развития всех остальных направлений экологии. К общей биоэкологии относятся и другие разделы:
– эволюционная экология – изучает экологические механизмы эволюционного преобразования популяций;
– палеоэкология – изучает экологические связи вымерших групп организмов и сообществ;
– морфологическая экология – изучает закономерности изменения строения органов и структур в зависимости от условий обитания;
– физиологическая экология – изучает закономерности физиологических изменений, лежащих в основе адаптации организмов;
– биохимическая экология – изучает молекулярные механизмы приспособительных преобразований в организмах в ответ на изменение среды;