Файл: Формы организации и методы работы дипломатических служб государств Африки отличаются существенным своеобразием в сравнении с аналогами в других регионах планеты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Самый же весомый пример из этого ряда — раскол крупнейшей страны Африки, Судана, состоявшийся как по этническому, так и по религиозному признаку. Населенный чернокожими христианами Юг отделился в результате длительной войны от арабов-мусульман Севера.

Следует отметить, что попытки признать негативное воздействие этнических и религиозных факторов на строительство устойчивой государственности все же имеют место.

Один из таких примеров — целенаправление политики по гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений, в том числе в дипломатической службе, в ЮАР. Причем этническая и религиозная картина в этой стране была мозаична и сложна, чем в любой другой африканской стране. На многоликость местного автохтонного населения, представленного различными народами и племенами, накладывается присутствие буров, а также давно осевших и укоренившихся в стране выходцев из Индостана — как индуистов, так и мусульман. Поэтому в кадровой политике дипломатической службы четко прослеживается стремление привлечь представителей всех основных национальных общностей. Обычная компоновка штата южноафриканского посольства за рубежом: посол — черный африканец, второе лицо — бур, третий по должности дипломат — индиец и т.д.

Причем принцип инклюзивности распространяется не только на этническую составляющую, но и на другие аспекты кадровой политики во внешнеполитическом ведомстве ЮАР, в том числе социальные, политические, региональные. Проявляется это в стремлении дать место на дипломатической службе и представителям традиционной аристократии, и борцам против апартеида, и профессионалам — дипломатам. Так, посольство ЮАР в Руанде в 2007—2013 гг. последовательно возглавляли три посла. Первый — Эзра Сегвела — активист Африканского национального конгресса, борец против апартеида, проведший восемь лет в заключении. Второй — Глэдстон Думисане Гвадисо — вождь крупного племени. Третий — Джордж Нкосинати Твала — профессиональный дипломат. Имеют место и политические назначения иного рода. Так, посол ЮАР в Аргентине — ее королевское высочество принцесса 3. Дламини — дочь Нельсона Манделы, которая обрела королевский титул, выйдя замуж за принца (сына короля) Свазиленда.

Конфессиональная конфигурация той или иной страны сказывается не только на кадровой политике в дипломатической службе, но и на определении внешнеполитического курса. Наиболее яркий пример — участие ряда африканских стран в Организации исламского сотрудничества, куда дорога их христианским соседям по континенту заказана.


Особенность кадрового состава дипслужб большинства африканских государств до недавнего времени заключалась и в обилии выходцев из вооруженных формирований национально-освободительного, антиколониального движения в своих странах. И это не случайно: во-первых, эти люди доказали свою преданность молодой национальной государственности и достойны самого высокого доверия; во-вторых, они заслужили «теплое место» в привилегированном и высокооплачиваемом подразделении госслужбы.

В настоящее время, по мере отдаления во времени периода национально-освободительной борьбы, место ветеранов-партизан занимают прежде всего выходцы из армии — старшие офицеры, поскольку в молодых развивающихся государствах армия играет особую роль и офицерский корпус формирует высшую касту.

Характерная особенность дипкорпуса африканских стран заключается в наличии в нем очень небольшого числа профессионалов — меньше 1%, т.е. людей, имеющих высшее дипломатическое образование и прошедших все ступени карьерного роста на дипломатическом поприще, а не вне его. На континенте практически нет специальных учебных заведений. Имеющиеся отделения на факультетах политологии или юриспруденции или дипломатическая школа, как в ЮАР, — это редкие исключения из общего правила. Велика доля дипломатических сотрудников, получивших образование, не обязательно дипломатическое, за рубежом.

Рассмотрим организацию дипломатической службы на примере ряда африканских стран.

Самой многочисленной, на достаточно высоком уровне технически и материально оснащенной дипслужбой является внешнеполитическое ведомство Республики Южная Африка. Его официальное наименование — Департамент иностранных дел и сотрудничества ЮАР.

Центральный аппарат ведомства структурно разделяется на 14 департаментов, в числе которых: канцелярия министра, департамент публичной дипломатии, канцелярии заместителей министра, канцелярия генерального директора, контрольно-ревизионный департамент, канцелярия специального представителя в регионе Великих озер, департамент государственного протокола, департамент кадров, департамент подготовки кадров, исследований и перспективного развития, департамент корпоративных служб (безопасность, консульская служба и агентства МИД, финансовый отдел, информационный отдел), департамент Африки (двусторонние отношения), департамент Африки (многосторонние отношения), департамент Азии и Ближнего Востока, департамент Америки, департамент Европы, департамент международных многосторонних отношений (входят также вопросы прав человека и гуманитарные проблемы).



Зарубежные представительства Претории включают в себя 104 посольства (верховных комиссариата в государствах Содружества), 15 генеральных консульств и консульств, 2 офиса по связям, 9 постоянных представительств при международных и региональных организациях (итого 130 загранучреждений). Кроме того, действуют 84 почетных консульских представительства и в 68 точках диппредставители аккредитованы по совместительству. В ЮАР представлены 123 иностранных посольства, 53 генеральных консульства, 83 почетных консульства, 35 представительств международных организаций.

Приведенные выше количественные показатели говорят о том, что государство поддерживает связи с большинством стран мира, его интересы имеют не региональный или континентальный, но глобальный характер. ЮАР не только позиционирует себя подобным образом, но и активно проводит такую линию в своей практической внешнеполитической деятельности, наглядное свидетельство чему — участие в уверенно набирающем вес международном объединении БРИКС. Кстати, ЮАР — одно из немногих государств континента, являющихся не реципиентом, но донором международного экономического содействия, прежде всего в отношении беднейших африканских стран.

Другой пример использования экономической помощи для продвижения своих политических интересов на континенте дает Нигерия. Так, обретя в 70-х годах прошлого столетия широкие финансовые возможности в результате экспорта нефти, Лагос использовал их среди прочего и для упрочения своего влияния на страны Западной Африки, а также для поддержки национально-освободительных движений. Щедрые гранты и займы предоставлялись на строительство дорог, больниц, промышленных предприятий, разработку месторождений полезных ископаемых в Бенине, Гвинее-Бисау, Мали, Того, Гамбии и Нигере.

Значительная группа африканских государств — средние по территории и населению (20—25 млн человек), не располагающие возможностями для постановки и реализации серьезных внешнеполитических целей за пределами континента. Таковым, например, является Камерун — расположенное в Западной Африке франкофонное государство с 20 млн населения, которому экспорт нефти помогает решать задачи экономического развития.

Не очень большим и четко структурированным министерством внешних связей этой страны руководит министр, имеющий двух заместителей, один из которых отвечает за сотрудничество с Содружеством (бывшим британским), другой — за отношения с исламским миром. Непосредственно министру подчинены генеральная инспекция и технические консультанты, а также генеральный секретарь. Последний координирует работу директоратов: африканского, европейского, Америки и Карибского бассейна, отношений с Организацией исламского сотрудничества, отношений с ООН и децентрализованного сотрудничества, Франкофонии, Содружества наций, юридического, по делам соотечественников за рубежом, иностранцев в Камеруне, беженцев и мигрантов, по вопросам коммуникации,
документации и дипломатических архивов, директората протокола и консульских вопросов, директората по общим вопросам.

Камерун имеет достаточно разветвленное представительство за рубежом. Прежде всего это — страны региона Западной Африки и другие африканские страны. В Европе Камерун представлен в Бельгии,

Германии, Великобритании, Испании, Италии, Нидерландах, России, Франции, в Азии — в Китае, Израиле, Саудовской Аравии и Японии, в Америке — в Бразилии и в США. Кроме того, имеются представительства при ООН — в Нью-Йорке и в Женеве. Всего 29 посольств и 2 постпредства.

В Яунде посольствами представлены 33 государства, в том числе ФРГ, Бельгия, КНР, США, Франция, Великобритания, Италия, Япония, Россия, ряд африканских стран.

Руанда — небольшая и бедная страна, а таких в Африке большинство (население 11 млн человек, скудные природные ресурсы, тяжелое историческое наследие геноцида, зависимость от внешней экономической помощи, бедность), имеет весьма компактное по штатному составу и структуре министерство иностранных дел и сотрудничества. Министерство возглавляется министром. Второе лицо в ведомстве — государственный министр, который по совместительству является постоянным представителем Руанды в ООН. Далее следует постоянный секретарь — единственный заместитель министра.

Ведущими среди структурных подразделений являются два генеральных директората (ГД) — по многостороннему и двустороннему сотрудничеству (отвечает за весь круг международных отношений и участия Руанды в международных организациях) и по делам руандийской диаспоры (главная задача — привлечение соотечественников за рубежом к участию в социально-экономическом развитии родины).

В ГД по многостороннему и двустороннему сотрудничеству входят департаменты: Африки, Азии и Океании, Европы и Америки; отделы: региональных экономических сообществ, ООН и ее агентств, Африканского союза, Содружества наций (бывшего британского). В ГД по делам диаспоры входят департаменты: финансовых трансферов, инвестиций и бизнес-возможностей, мобилизации и защиты, кадровой политики и образования.

Кроме того, имеются: группа дипломатических советников-консультантов, финансовый отдел, отдел стратегического планирования и координации, отдел кадров и административных вопросов, протокольный отдел (работает под руководством шефа государственного протокола — сотрудника администрации президента), отдел информации и связи, отдел информационных и коммуникационных технологий.


Учитывая приоритетное значение, которое придается руководством страны региональной интеграции в рамках Восточноафриканского сообщества (в составе Кении, Танзании, Уганды, Руанды, Бурунди), данный круг вопросов выведен в компетенцию специально созданного отдельного министерства по делам Восточноафриканского сообщества.

Руанда имеет посольства в Бурунди, Эфиопии, Кении, ЮАР, Судане, Танзании, Уганде, Сенегале, ДР Конго, Нигерии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Великобритании, Швеции, Швейцарии, Франции, Канаде, Китае, Индии, Японии, США, Республике Корея, Сингапуре, Постоянное представительство при ООН. Посольство Руанды в Москве в 1990-х годах было закрыто по финансовым соображениям и возобновило свою работу летом 2013 г.

Состав диппредставительств страны очерчивает круг внешнеполитических интересов. Наибольшее число посольств работает в странах субрегиона — непосредственных соседях и наиболее значимых государствах Африки. За пределами континента дипмиссии представлены в основном в государствах — донорах экономической помощи. По этой причине крайне неравномерно распределены миссии по регионам земного шара, — во всем Западном полушарии имеется лишь одно посольство — в США.

Руандийский посольский корпус по своему составу характерен для мелких африканских государств. Посол в Бурунди — бывший шеф службы внутренней безопасности, в Эфиопии — бывший министр образования, в ЮАР — бывший министр инфраструктуры, посол в Уганде — бывший генерал, в Нигерии — бывший министр спорта, посол в России — бывший министр по делам семьи. Лишь немногих руководителей дипмиссий можно отнести к профессионалам.

Отличительной особенностью руандийского дипкорпуса является значительный удельный вес женщин. В плане реализации принципа гендерного равенства Руанда занимает передовые позиции не только в Африке. Половина депутатов парламента, почти половина министров правительства — женщины. Министры иностранных дел — предыдущая и нынешняя Л. Мушикивабо — женщины. Женщинами заняты важные посольские посты в Кении, Нидерландах, Германии, России, Канаде.

Немаловажной частью дипломатической деятельности является работа с аккредитованными в стране иностранными представительствами. В столице Руанды Кигали работает 21 иностранное посольство, имеются 5 отделений посольств (по вопросам экономического содействия), 23 представительства международных, межправительственных и иностранных правительственных организаций