Файл: Кейстехнологии в современной школе. Сущность и общая характеристика кейстехнологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- А это знаки у меня государские! Доподлинно говорю тебе, истинный император я – государь Петр Федорович!»

Для решения это кейса использую Лист решения проблемы.


Какую главную проблему ты должен решить?

Какой важной информацией ты владеешь (из текста).

Какие дополнительные сведения я получил в группе.


Какие 3 способа для решения проблемы вы предлагаете?


Какой способ я считаю наилучшим, почему?

- В чем вы видите проблему? (тяжелое положение простого народа, царь – самозванец)


- А почему именно за Петра III объявил себя Емельян Пугачев?

- Что вы знаете о Пугачеве? (выступление учащихся)


- Какие способы улучшения положения крестьян вы предлагаете? Давайте выберем одну?


- А какой способ выбрал Емельян Пугачев?

Обучающиеся должны найти проблему в отрывке, найти причины её возникновения и предложить пути решения.

Ученик обязательно высказывает любую версию, даже неправильную и невероятную.

Систематическая работа на мыслительных листах не только активизирует познавательную деятельность учащихся, но и стимулирует развитие их интеллектуальных способностей.

Это обычный лист бумаги, на котором по ходу урока учащиеся кратко отвечают на вопросы, требующие размышления.

6 шляп Эдварда де Бонмо- этот способ решения проблемы основывается на цветовой характеристике:

Белая шляпа – это факты.
Красная – эмоции.

Чёрная -разумная критика.

Жёлтая – оптимизм, преимущества.

Зелёная – творчество, фантазия.

Синяя –обобщения, выводы.

Данный способ я применяла в 6-ом классе при изучении темы «Самая долгая война». После просмотра фрагмента из фильма «Жанна д,Арк», ребята должны были проанализировать захват в плен, пытки и гибель Жанны. Одевая шляпы, ребята отвечали на вопросы: о каком событии идет речь? Какие чувства у вас вызывает пленение Жанны? Кто виноват в гибели Жанны? Могло ли быть иначе? А что бы было если бы Жанну освободили? Какую роль в Столетней войне играла Жанна д Арк?

При изучении темы «Древняя Спарта» в 5 классе использую такие кейсы

Кейс №1 Однажды спартанский мальчик пока отец обедал, украл у него лисёнка и спрятал под плащом. Лисёнок страшно царапал ему живот и мальчик всё терпел. Боясь быть выпоротым. Лисёнок успел прогрызть ему большую дыру в животе. Мальчик умер в тот же день.


Кейс №2 «Хорош бы я был, если бы выслушал твои жалобы, - сказал отец, оттолкнув сына. – Надо бы выдрать тебя за то, что дал связать себя какому – то илоту. Это позор не только тебе, но и мне, твоему отцу. Воруй, но не попадайся!»

Для анализа кейса я предлагаю использовать способ 6 шляп Эдварда де Бонмо, этот способ основывается на цветовой характеристике:

- Белая шляпа – это факты – что вы знаете о воспитание в Спарте.

- Красная шляпа – эмоции – какие чувства у вас вызывает поступок мальчика.

- Черная шляпа – разумная критика – что бы было, если бы отец увидел, состояние мальчика
- Желтая шляпа - оптимизм, преимущества – мальчик выжил, что дальше…

- Зелёная шляпа - творчество, фантазия

- Синяя шляпа – обобщение, вывод – какие качества характера воспитывали в мальчиках в Спарте.

Прием « 6 шляп Эдварда де Бонмо» использовала на этапе осмысления прочитанного для поднятия эмоционального настроя учащихся.

Этот способ позволяет обучающимся самостоятельно найти проблему, проанализировать кейс, выделить из него важную информацию, высказать и доказать, защитить свою точку зрения, рассуждать. Все ребята задействованы в работе, нет равнодушных, так как каждый выбирает свою шляпу, определенного цвета.

Этот способ развивает умение логически размышлять, убедительно выступать перед аудиторией.

Мозговая атака 66 Хелеса.

Суть: - делится на группы по 4 человека.

- в течение 6 минут группа проводит генерацию идей

- идеи передаются для анализа.

При изучении в 9 классе темы « Восток в первой половине 20 века» можно рассмотреть следующих кейс:

« Летом в 1938году японская армия быстро продвигалась на Запад по долине реки Хуанхэ. Китайцы не обладали достаточной силой, чтобы воспрепятствовать этому продвижению. Как китайцам удалось остановить японские войска».

Хочется остановиться на способе сужения.

Суть:

Каждый обучающийся не советуясь ни с кем записывает четыре способа решения проблемы, далее эти способы анализируются и выбирается одна наиболее приемлемая.

Данный метод я использовала при изучении в 9-х, 11- х классах темы: « Перестройка и её итоги». Учащимся предложена таблица, по ней они должны составить список основных мероприятий, происходивших в стране в этот период.

Или при изучении 8 классе темы «Либеральные реформы 1860-1870годов ребятам даю задания написать причины военной реформы. На 1 этапе группы пишут всевозможные причины. Учитель фиксирует их на доске. Далее обучающиеся выбирают три причины. После работы над кейсом они делают вывод, что причины, предложенные ими, являются основными положениями данной реформы.



Метод инцидента.

Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.

Например, в 9, 11 классах при изучении «Социально-экономического развития России в начале XXI века» можно предложить учащимся следующее сообщение: «2/3 российского населения находится за чертой бедности. Это тем более парадоксально, что, по оценкам ООН, в России сосредоточено более 50 % мировых природных богатств, Россия - страна сплошной грамотности населения и занимает одно из первых мест в мире по числу специалистов с высшим и средним техническим образованием на каждую тысячу человек». (Аргументы и факты)

Вопросы к тексту:


- в чем заключается проблема?


- как государство ее решает?


- какие способы решения проблемы вы можете предложить?
На втором этапе ребята индивидуально или группами находят пути выхода из сложившейся ситуации. И третий этап – представление полученных результатов и обмен мнениями.

Метод ситуационного анализа.

Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.

Например, при изучении темы «Экономическая политика СССР в 1953–1964 гг.» ученики анализируют отрывки из докладной записки в Президиум ЦК КПСС Хрущева Н. С. «В 1940 году было заготовлено зерна 2225 миллионов пудов, а в 1953 году – лишь 1850 миллионов пудов, то есть меньше на 375 миллионов пудов. В то же время в связи с общим ростом народного хозяйства, значительным увеличением городского населения и ростом реальной заработной платы из года в год увеличивался расход хлебопродуктов внутри страны…Сейчас перед страной стоит задача изыскать возможности резкого увеличения производства зерна…Важным и совершенно реальным источником увеличения производства зерна является расширение в ближайшие годы посевов зерновых культур на залежных и целинных землях в Казахстане, Западной Сибири…Серьезным тормозом в развитии колхозного производства является неправильное планирование государственных заготовок хлеба, при котором вручаемые колхозам обязательства по поставкам и натуроплате за работы МТС в сумме своей значительно превышают общегосударственные планы и возможности многих колхозов по их выполнению».


Кроме текста документа учащиеся получают вопросы к нему:


В чем заключается проблема?


Какие причины ее возникновения указаны в тексте?


Как вы можете объяснить возникшие трудности?


Как предлагает решить проблему Н.С. Хрущев?

Перечислите другие возможные способы решения проблемы и выберите наилучшие.

В конце урока ученики представляют свои идеи и решения в дискуссии с другими.