Файл: Правила Правило участия в упражнениях тренинга участвуют все участники занятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Любовь в семье

5 – 6 класс

совместно с родителями и учителями

Цели:

  1. Создание у ребят средствами групповой практической психологии опыта взаимопонимания, опыта обращения, опыта общения;

  2. Выработка у детей своего мнения относительно темы занятия.

Правила:

  1. Правило участия: в упражнениях тренинга участвуют все участники занятия;

  2. Правило обратной связи: каждый участник имеет право получить информацию, мнение, оценку своих действий. Но без разрешения участника мнение о нём высказано быть не может;

  3. Правило «магического» слова «Пропускаю»: если кто-то не готов высказаться, он говорит: «Пропускаю». Это означает, что он будет говорить, когда круг высказываний закончится;

  4. Правило «Я – высказываний»: каждый участник высказывает свой мнение в форме: «Мне показалось важным…», «Я понял, что…», «Я почувствовал, что…», «Я думаю, что…».

Оформление:
Плакат

Если ребёнок растёт в терпимости,

Он учится принимать других.

Если ребёнка подбадривают,

Он учится верить в себя.

Если ребёнка хвалят,

Он учится быть благодарным.

Если ребёнок растёт в честности,

Он учится быть справедливым.

Если ребёнок растёт в безопасности,

Он учится верить в людей.

Если ребёнка постоянно критикуют,

Он учится ненавидеть.

Если ребёнок растёт во вражде,

Он учится агрессивности.

Если ребёнка высмеивают,

Он становится замкнутым.

Если ребёнок растёт в упрёках,

Он учится жить с чувством вины...

Ход тренинга

    1. Разминка:

Броуновское движение, импульс по кругу.


    1. Ресурсный круг:

Все участники в круге

Учитель:
Всё начинается с любви!

Твердят: вначале было слово,

А я провозглашаю снова

Всё начинается с любви.

Всё начинается с любви

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребёнка –

Всё начинается с любви.

Всё начинается с любви!

С любви. Я это точно знаю,

И даже ненависть – родная

И вечная сестра любви.

Всё начинается с любви:

Мечта и страх, вино и порох,

Трагедия, тоска и подвиг –

Всё начинается с любви.

Уважаемые ребята, взрослые, как вы думаете, о чём сегодня у нас пойдёт речь?

Участники:

О любви.

Учитель:

Верно. Сегодня мы поговорим о любви в семье. И для начала я хочу спросить, кого вы больше всего любите?


Все участники по кругу отвечают на вопрос, передавая эстафету лёгким пожатием руки.


    1. Работа в группах по 4 человека

Каждая группа обсуждает вопросы по карточкам (см. ниже). Сначала первый вопрос, затем второй.

  • Как по-настоящему любить своих детей?

  • Как по-настоящему любить своих родителей?



Как по-настоящему любить своих детей
Ситуация

Ваша команда приступает к работе над вопросом «Как по-настоящему любить своего ребёнка». Вы – педагог-исследователь. У вас есть полное право отстаивать своё мнение по этому вопросу.

Задание

Вам предлагается 17 высказываний о любви к своему ребёнку. Ваша задача – выбрать 9 из них, которые характеризуют настоящую родительскую любовь. Задание выполняется в два этапа.

  1. В вашем распоряжении есть 5 минут. Просмотрите список высказываний, не обсуждая его ни с кем. Выберите 9 высказываний, соответствующих истинной родительской любви. Обведите номера, которые вы выбрали.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17


  1. Команда собирается вместе на 3 минуты. Придите к согласию относительно выбора высказываний. Обведите номера, выбранные командой.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17


  1. Любить ребёнка таким, какой он есть.

  2. Своей родительской властью поощрять желание ребёнка быть хорошим.

  3. Создавать у ребёнка твёрдое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям уже тем, что он живёт на свете, существует.

  4. Быть с ребёнком на равных в труде, в отдыхе, в самосовершенствовании.

  5. Одевать ребёнка хорошо, заботиться, чтобы он ел хорошо, покупать обновки, но и без конца упрекать, так как желать ему добра, учить жить – чтобы умнее был и родителей уважал.

  6. Учить ребёнка видеть и понимать людей.

  7. Не давить на ребёнка, не покрикивать на него, не пользоваться властью взрослого.

  8. Не упускать ни одного шанса побыть с ребёнком, уметь испытывать радость от общения с ним.

  9. Командовать, диктовать условия, сердиться на ребёнка, если он не слушает, потому что он слабее, меньше знает, не может жить без родителей.

  10. Обеспечивать все материальные потребности детей, выполняя тем самым родительский долг.

  11. Уважать детское желание быть хорошим, беречь его, не злоупотреблять родительской властью.

  12. мать и отец радуются каждому шагу ребёнка, не задумываясь над тем, какой это шаг и к чему он может привести.

  13. Говорить ребёнку: «Знаешь, я чувствую себя счастливой, когда у тебя так отлично идут дела в школе».

  14. Своим примером научить прощать, научить любить.

  15. Научить собственного ребёнка думать.

  16. Уметь хвалить и поощрять ребёнка.

  17. Оценивать (поощрять и критиковать) не персону ребёнка, а его поступки.




Как по-настоящему любить своих родителей.
Ситуация

Ваша команда приступает к работе над вопросом «Как по-настоящему любить своих родителей. Вы – педагог-исследователь. У вас есть полное право отстаивать своё мнение по этому вопросу.

Задание

Вам предлагается 13 высказываний о любви к своим родителям. Ваша задача – выбрать 9 из них, которые характеризуют настоящую любовь к родителям. Задание выполняется в два этапа.

  1. В вашем распоряжении есть 5 минут. Просмотрите список высказываний, не обсуждая его ни с кем. Выберите 9 высказываний, соответствующих истинной любви к родителям. Обведите номера, которые вы выбрали.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


  1. Команда собирается вместе на 3 минуты. Придите к согласию относительно выбора высказываний. Обведите номера, выбранные командой.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


  1. Жить по принципу: где нет хороших стариков, там нет хорошей молодёжи.

  2. Выполнять беспрекословно все требования родителей.

  3. не огорчать своих родителей.

  4. Помогать родителям по хозяйству.

  5. Всегда и всё рассказывать родителям.

  6. Хорошо учиться, так как хорошие знания помогут в дальнейшем получить интересную нужную профессию.

  7. Скрывать всё, что может огорчить родителей.

  8. Заботиться о своём здоровье.

  9. Относиться к родителям, как к своим детям.

  10. Никогда не переставать видеть в маме и папе человека, который может устать, заболеть, быть в плохом настроении, у которого есть свои желания и потребности.

  11. Жить по принципу: всё, что я делаю, мне разрешается, ни до кого мне нет дела, главное – моё желание.

  12. Относиться к родителям так, как вам хотелось бы, чтобы ваши дети относились к вам.

  13. Помнить, что не только родители воспитывают своих детей, но и дети воспитывают своих родителей.



  1. Рассуждения об отце

Учитель:

Любовь в семье невозможна без участия отца. Для чего человеку нужен отец? Задумывались ли вы когда-нибудь над этим вопросом? Перед занятием я предложила папам продолжить фразу: «Когда я прихожу с работы и вижу своего ребёнка, я______________». Конечно, все ответы были разными и, возможно, не все искренними. Но, наверное, и для них наше занятие не прошло стороной. Отвечая на вопрос, они задумались о чём-то. Задумались даже те, кто ничего не ответил. Теперь я вам предлагаю записать ответ на вопрос:

Детям: Что тебе нравится в папе?

Что бы ты сделал для папы, если бы был волшебником?


Взрослым: Что бы вы посоветовали отцу своего ребёнка?

Ответы, пожалуйста, запишите на этих цветных лепестках.

Все участники занятия выбирают себе лепесток любого цвета и записывают на нём свой ответ.


  1. Ресурсный круг.

Все участники со своими лепестками встают в круг.

Учитель:

Пожалуйста, зачитаем свои ответы, и будем вместе составлять цветок семейной любви.

Все участники, по очереди зачитывают ответы и кладут свой лепесток в центр круга, располагая их в виде цветка.

Учитель:

Детская доверительность и непосредственность часто вызывает у нас чувство умиления и раскаяния. Отважившись на истинную любовь и свободу в отношениях с детьми, сильно рискуешь, ведь никто не может предсказать заранее, чем это всё обернётся. Иногда думается, что потребность человека в детях не только инстинкт продолжения рода. Может быть, ребёнок – это одна из попыток Бога. Научить прощать. Научить любить. А что если это попытка научить раскаянию. Представьте себе такую ситуацию. К вам, такой уставшей после трудового дня, приходит ребёнок со своими проблемами. Он пристаёт к вам снова, и снова. Раздражаетесь. Говорите железным голосом и смотрите медным взглядом: «Дорогой мой, если ты сейчас же…». Он, конечно, подчинится. По приказу уснёт, доверчиво положив голову на вашу ладонь. Он простит вам и железный голос, и медный взгляд. И вот тогда понимаешь в очередной, девятьсот девяносто девятый раз: ничто не способно поколебать его любовь к тебе, - тогда-то и наступает раскаяние. Настоящее, такое, за которое всё простится.






Ложь

6 – 7 класс
Цели:

        1. Выяснение причин, мотивов лжи, её разновидностей;

        2. Формирование отрицательного отношения ко лжи;

        3. Развитие речи учащихся, способности к общению;

        4. Снятие коммуникативных барьеров.


Ход тренинга:

  1. Ресурсный круг.

Все участники в круге, держатся за руки.

Учитель: я очень рада, что мы снова вместе будем разговаривать об очень сложной теме. Давайте попробуем её определить. Вы, наверное, слышали высказывания: «Лжёт, и не краснеет», «Врёт, и глазом не сморгнёт», «Кто лжёт, тот и крадёт», «Ври, да не завирайся». Как вы думаете, о чём сейчас пойдёт речь?

Учащиеся: о лжи.

Учитель: верно. Тема нашего занятия «Ложь». Мы попробуем выяснить, почему люди лгут? Хорошо это или плохо? Можно ли избавиться ото лжи? Пусть теперь каждый из вас ответит на вопрос: кому вы чаще всего лжёте и почему?


Учащиеся один за другим отвечают на вопрос, передавая эстафету лёгким пожатием руки. Последним отвечает учитель. Затем все рассаживаются в группы по 4 человека.


  1. Вопрос 1. Почему люди лгут?

Учитель: сейчас мы попробуем выяснить, почему люди лгут. А начнём с себя. У каждого из вас на столах листы с записью причин лжи. Вам нужно пронумеровать эти причины по мере убывания. Например, №1 – постоянно лгу по этой причине, №2 – реже, №3 – ещё реже и т.д. Итак, отвечаем на вопрос, почему я лгу?

У учащихся карточки, каждый работает индивидуально 5 минут.


Я лгу потому, что:

  • Избегаю наказания;

  • Стремлюсь получить то, что иначе не получить;

  • Защищаю друзей от неприятностей;

  • Защищаю себя или другого человека;

  • Стремлюсь завоевать признание, интерес со стороны окружающих людей;

  • Не желаю создавать неловкую ситуацию;

  • Избегаю стыда;

  • Охраняю личную жизнь;

  • Стремлюсь доказать своё превосходство.


Учащиеся по желанию зачитывают 3 первые причины, по которым они лгут.

  1. Вопрос 2. Что есть ложь?



Учитель: а теперь попробуем выяснить, что есть ложь? В каких ситуациях можно сказать, что человек солгал, а в каких – нет.

Учащиеся работают индивидуально по другим листам (см. ниже) 7 минут, затем в группе 5 минут. На обсуждение предлагают общее мнение.


Выберите ситуацию, где человек солгал.

  1. Мальчик случайно сломал магнитофон, пока родителей не было дома. Вечером родители спросили: «Кто-нибудь знает, что случилось с магнитофоном?». Мальчик промолчал.

  2. Девочка попросила у мамы пораньше лечь спать, сославшись на усталость, а сама стала тайком мастерить маме подарок ко дню рождения.

  3. У моего друга выходила «2» за четверть по математике. Я дал ему списать контрольную работу. Тогда мой друг получил положительную оценку за четверть.

  4. Петя знал, что его друг сломал в классе стекло. Когда учительница спросила Петю, не его ли друг сломал стекло, он сказал «Не знаю».

  5. Придя с рыбалки, Вася рассказывал своим друзьям, как он поймал метрового леща.

  6. Оля сломала мамины часы. Она пошла к отцу и сказала, что часы сломала её маленькая сестра.

  7. Валя рассказывала своим подругам, что её бабушка очень богата, живёт за границей и приглашает её к себе в гости, хотя бабушка Вали жила в деревне.

  8. Лисица Вороне: «Голубушка, как хороша!»