Файл: Правила Правило участия в упражнениях тренинга участвуют все участники занятия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Любовь в семье
5 – 6 класс
совместно с родителями и учителями
Цели:
-
Создание у ребят средствами групповой практической психологии опыта взаимопонимания, опыта обращения, опыта общения; -
Выработка у детей своего мнения относительно темы занятия.
Правила:
-
Правило участия: в упражнениях тренинга участвуют все участники занятия; -
Правило обратной связи: каждый участник имеет право получить информацию, мнение, оценку своих действий. Но без разрешения участника мнение о нём высказано быть не может; -
Правило «магического» слова «Пропускаю»: если кто-то не готов высказаться, он говорит: «Пропускаю». Это означает, что он будет говорить, когда круг высказываний закончится; -
Правило «Я – высказываний»: каждый участник высказывает свой мнение в форме: «Мне показалось важным…», «Я понял, что…», «Я почувствовал, что…», «Я думаю, что…».
Оформление:
Плакат
Если ребёнок растёт в терпимости,
Он учится принимать других.
Если ребёнка подбадривают,
Он учится верить в себя.
Если ребёнка хвалят,
Он учится быть благодарным.
Если ребёнок растёт в честности,
Он учится быть справедливым.
Если ребёнок растёт в безопасности,
Он учится верить в людей.
Если ребёнка постоянно критикуют,
Он учится ненавидеть.
Если ребёнок растёт во вражде,
Он учится агрессивности.
Если ребёнка высмеивают,
Он становится замкнутым.
Если ребёнок растёт в упрёках,
Он учится жить с чувством вины...
Ход тренинга
-
Разминка:
Броуновское движение, импульс по кругу.
-
Ресурсный круг:
Все участники в круге
Учитель:
Всё начинается с любви!
Твердят: вначале было слово,
А я провозглашаю снова
Всё начинается с любви.
Всё начинается с любви
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребёнка –
Всё начинается с любви.
Всё начинается с любви!
С любви. Я это точно знаю,
И даже ненависть – родная
И вечная сестра любви.
Всё начинается с любви:
Мечта и страх, вино и порох,
Трагедия, тоска и подвиг –
Всё начинается с любви.
Уважаемые ребята, взрослые, как вы думаете, о чём сегодня у нас пойдёт речь?
Участники:
О любви.
Учитель:
Верно. Сегодня мы поговорим о любви в семье. И для начала я хочу спросить, кого вы больше всего любите?
Все участники по кругу отвечают на вопрос, передавая эстафету лёгким пожатием руки.
-
Работа в группах по 4 человека
Каждая группа обсуждает вопросы по карточкам (см. ниже). Сначала первый вопрос, затем второй.
-
Как по-настоящему любить своих детей? -
Как по-настоящему любить своих родителей?
Как по-настоящему любить своих детей
Ситуация
Ваша команда приступает к работе над вопросом «Как по-настоящему любить своего ребёнка». Вы – педагог-исследователь. У вас есть полное право отстаивать своё мнение по этому вопросу.
Задание
Вам предлагается 17 высказываний о любви к своему ребёнку. Ваша задача – выбрать 9 из них, которые характеризуют настоящую родительскую любовь. Задание выполняется в два этапа.
-
В вашем распоряжении есть 5 минут. Просмотрите список высказываний, не обсуждая его ни с кем. Выберите 9 высказываний, соответствующих истинной родительской любви. Обведите номера, которые вы выбрали.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
-
Команда собирается вместе на 3 минуты. Придите к согласию относительно выбора высказываний. Обведите номера, выбранные командой.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
-
Любить ребёнка таким, какой он есть. -
Своей родительской властью поощрять желание ребёнка быть хорошим. -
Создавать у ребёнка твёрдое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям уже тем, что он живёт на свете, существует. -
Быть с ребёнком на равных в труде, в отдыхе, в самосовершенствовании. -
Одевать ребёнка хорошо, заботиться, чтобы он ел хорошо, покупать обновки, но и без конца упрекать, так как желать ему добра, учить жить – чтобы умнее был и родителей уважал. -
Учить ребёнка видеть и понимать людей. -
Не давить на ребёнка, не покрикивать на него, не пользоваться властью взрослого. -
Не упускать ни одного шанса побыть с ребёнком, уметь испытывать радость от общения с ним. -
Командовать, диктовать условия, сердиться на ребёнка, если он не слушает, потому что он слабее, меньше знает, не может жить без родителей. -
Обеспечивать все материальные потребности детей, выполняя тем самым родительский долг. -
Уважать детское желание быть хорошим, беречь его, не злоупотреблять родительской властью. -
мать и отец радуются каждому шагу ребёнка, не задумываясь над тем, какой это шаг и к чему он может привести. -
Говорить ребёнку: «Знаешь, я чувствую себя счастливой, когда у тебя так отлично идут дела в школе». -
Своим примером научить прощать, научить любить. -
Научить собственного ребёнка думать. -
Уметь хвалить и поощрять ребёнка. -
Оценивать (поощрять и критиковать) не персону ребёнка, а его поступки.
Как по-настоящему любить своих родителей.
Ситуация
Ваша команда приступает к работе над вопросом «Как по-настоящему любить своих родителей. Вы – педагог-исследователь. У вас есть полное право отстаивать своё мнение по этому вопросу.
Задание
Вам предлагается 13 высказываний о любви к своим родителям. Ваша задача – выбрать 9 из них, которые характеризуют настоящую любовь к родителям. Задание выполняется в два этапа.
-
В вашем распоряжении есть 5 минут. Просмотрите список высказываний, не обсуждая его ни с кем. Выберите 9 высказываний, соответствующих истинной любви к родителям. Обведите номера, которые вы выбрали.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
-
Команда собирается вместе на 3 минуты. Придите к согласию относительно выбора высказываний. Обведите номера, выбранные командой.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
-
Жить по принципу: где нет хороших стариков, там нет хорошей молодёжи. -
Выполнять беспрекословно все требования родителей. -
не огорчать своих родителей. -
Помогать родителям по хозяйству. -
Всегда и всё рассказывать родителям. -
Хорошо учиться, так как хорошие знания помогут в дальнейшем получить интересную нужную профессию. -
Скрывать всё, что может огорчить родителей. -
Заботиться о своём здоровье. -
Относиться к родителям, как к своим детям. -
Никогда не переставать видеть в маме и папе человека, который может устать, заболеть, быть в плохом настроении, у которого есть свои желания и потребности. -
Жить по принципу: всё, что я делаю, мне разрешается, ни до кого мне нет дела, главное – моё желание. -
Относиться к родителям так, как вам хотелось бы, чтобы ваши дети относились к вам. -
Помнить, что не только родители воспитывают своих детей, но и дети воспитывают своих родителей.
-
Рассуждения об отце
Учитель:
Любовь в семье невозможна без участия отца. Для чего человеку нужен отец? Задумывались ли вы когда-нибудь над этим вопросом? Перед занятием я предложила папам продолжить фразу: «Когда я прихожу с работы и вижу своего ребёнка, я______________». Конечно, все ответы были разными и, возможно, не все искренними. Но, наверное, и для них наше занятие не прошло стороной. Отвечая на вопрос, они задумались о чём-то. Задумались даже те, кто ничего не ответил. Теперь я вам предлагаю записать ответ на вопрос:
Детям: Что тебе нравится в папе?
Что бы ты сделал для папы, если бы был волшебником?
Взрослым: Что бы вы посоветовали отцу своего ребёнка?
Ответы, пожалуйста, запишите на этих цветных лепестках.
Все участники занятия выбирают себе лепесток любого цвета и записывают на нём свой ответ.
-
Ресурсный круг.
Все участники со своими лепестками встают в круг.
Учитель:
Пожалуйста, зачитаем свои ответы, и будем вместе составлять цветок семейной любви.
Все участники, по очереди зачитывают ответы и кладут свой лепесток в центр круга, располагая их в виде цветка.
Учитель:
Детская доверительность и непосредственность часто вызывает у нас чувство умиления и раскаяния. Отважившись на истинную любовь и свободу в отношениях с детьми, сильно рискуешь, ведь никто не может предсказать заранее, чем это всё обернётся. Иногда думается, что потребность человека в детях не только инстинкт продолжения рода. Может быть, ребёнок – это одна из попыток Бога. Научить прощать. Научить любить. А что если это попытка научить раскаянию. Представьте себе такую ситуацию. К вам, такой уставшей после трудового дня, приходит ребёнок со своими проблемами. Он пристаёт к вам снова, и снова. Раздражаетесь. Говорите железным голосом и смотрите медным взглядом: «Дорогой мой, если ты сейчас же…». Он, конечно, подчинится. По приказу уснёт, доверчиво положив голову на вашу ладонь. Он простит вам и железный голос, и медный взгляд. И вот тогда понимаешь в очередной, девятьсот девяносто девятый раз: ничто не способно поколебать его любовь к тебе, - тогда-то и наступает раскаяние. Настоящее, такое, за которое всё простится.
Ложь
6 – 7 класс
Цели:
-
Выяснение причин, мотивов лжи, её разновидностей; -
Формирование отрицательного отношения ко лжи; -
Развитие речи учащихся, способности к общению; -
Снятие коммуникативных барьеров.
Ход тренинга:
-
Ресурсный круг.
Все участники в круге, держатся за руки.
Учитель: я очень рада, что мы снова вместе будем разговаривать об очень сложной теме. Давайте попробуем её определить. Вы, наверное, слышали высказывания: «Лжёт, и не краснеет», «Врёт, и глазом не сморгнёт», «Кто лжёт, тот и крадёт», «Ври, да не завирайся». Как вы думаете, о чём сейчас пойдёт речь?
Учащиеся: о лжи.
Учитель: верно. Тема нашего занятия «Ложь». Мы попробуем выяснить, почему люди лгут? Хорошо это или плохо? Можно ли избавиться ото лжи? Пусть теперь каждый из вас ответит на вопрос: кому вы чаще всего лжёте и почему?
Учащиеся один за другим отвечают на вопрос, передавая эстафету лёгким пожатием руки. Последним отвечает учитель. Затем все рассаживаются в группы по 4 человека.
-
Вопрос 1. Почему люди лгут?
Учитель: сейчас мы попробуем выяснить, почему люди лгут. А начнём с себя. У каждого из вас на столах листы с записью причин лжи. Вам нужно пронумеровать эти причины по мере убывания. Например, №1 – постоянно лгу по этой причине, №2 – реже, №3 – ещё реже и т.д. Итак, отвечаем на вопрос, почему я лгу?
У учащихся карточки, каждый работает индивидуально 5 минут.
Я лгу потому, что:
|
Учащиеся по желанию зачитывают 3 первые причины, по которым они лгут.
-
Вопрос 2. Что есть ложь?
Учитель: а теперь попробуем выяснить, что есть ложь? В каких ситуациях можно сказать, что человек солгал, а в каких – нет.
Учащиеся работают индивидуально по другим листам (см. ниже) 7 минут, затем в группе 5 минут. На обсуждение предлагают общее мнение.
-
Выберите ситуацию, где человек солгал.-
Мальчик случайно сломал магнитофон, пока родителей не было дома. Вечером родители спросили: «Кто-нибудь знает, что случилось с магнитофоном?». Мальчик промолчал. -
Девочка попросила у мамы пораньше лечь спать, сославшись на усталость, а сама стала тайком мастерить маме подарок ко дню рождения. -
У моего друга выходила «2» за четверть по математике. Я дал ему списать контрольную работу. Тогда мой друг получил положительную оценку за четверть. -
Петя знал, что его друг сломал в классе стекло. Когда учительница спросила Петю, не его ли друг сломал стекло, он сказал «Не знаю». -
Придя с рыбалки, Вася рассказывал своим друзьям, как он поймал метрового леща. -
Оля сломала мамины часы. Она пошла к отцу и сказала, что часы сломала её маленькая сестра. -
Валя рассказывала своим подругам, что её бабушка очень богата, живёт за границей и приглашает её к себе в гости, хотя бабушка Вали жила в деревне. -
Лисица Вороне: «Голубушка, как хороша!»
-