Файл: Административное право как наука.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Административное право — это важная отрасль права (система правовых норм), которая в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности различных государственных органов.

Административное право как наука — это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.

Предмет административного права – общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.

Методы административного права:

1. Предписание: установление определенного порядка действий — предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;

2. Запрет: запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;

3. Дозволение: предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц
, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это — «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности;

Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это — «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий.

Среди принципов современного административного права можно выделить общие и специальные принципы. Первые имеют фундаментальное значение для всей области административного права. Как правило, они находят свое конкретное проявление и детализацию в принципах специальных, т.е. присущих отдельным институтам административного права: принципах государственной службы; принципах административной ответственности; принципах административного судопроизводства и др. Поэтому в рамках этого издания целесообразно остановиться на общих принципах.

Общие принципы административного права закреплены в Конституции, конкретизируются и развиваются в законодательных и других нормативно-правовых актах.

Среди этих принципов необходимо отметить основополагающем значении принципа верховенства права. При этом в отличие от более распространенного в отечественных источниках принципа верховенства закона (т.е. законности), принцип верховенства права целесообразно толковать как двуединую требование:

- Признание приоритетности прав человека перед всеми другими ценностями демократического, социального, правового государства;

- Подчинение деятельности всех без исключения государственных институтов потребностям эффективной реализации и защиты прав человека.

Учитывая же потребности практического применения в административно-правовом регулировании правопорядку внимание должно быть привлечено к двум относительно самостоятельных аспектов конституционной формулы: «Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства».



Преимущественного ударения нуждается именно аспект «обеспечение» прав человека. Это объясняется тем, что в отечественной юридической науке и практике традиционно много говорится о собственно наличие прав, хотя само по себе легальное определение (т.е. «утверждение») даже самые широкого круга прав еще не означает, что человек в состоянии фактически воспользоваться этими правами, т.е. они реально обеспечены. Это, с одной стороны. С другой же стороны, не менее распространена традиция сводить проблематику прав человека лишь к возможностям судебной защиты нарушенных прав.

Однако следует подчеркнуть, что основной объем деятельности государства (как и всей публичной власти) по обеспечению прав человека сводится не столько к реагированию - через судебное разбирательство - на аномальные деяния, нарушающие указанные права, сколько к позитивным действиям по созданию условий для эффективной реализации гражданами своих прав. Именно это и составляет подлинное содержание принципа верховенства права в его практическом воплощении в публично-правовой сфере.

Поэтому единственно возможным путем обеспечения реализации принципа верховенства права в сфере административно-правового регулирования следует признать переход к так называемой человекоцентристской идеологии, в основу которой положен институт прав человека.

Дальнейший перечень общих принципов административного права (который, кстати, только начинает формироваться в отечественной науци1) составляют следующие принципы:

  • законности;

  • принцип равенства граждан перед законом;

  • принцип демократизма нормотворчества и реализации права;

  • принцип взаимной ответственности государства и человека;

  • принцип гуманизма и справедливости во взаимоотношениях между государством и человеком.

Принцип законности следует рассматривать как необходимость соблюдения верховенства требований и положений Конституции и законов Украины в ходе административно-правового регулирования общественных отношений.

Этот принцип нельзя толковать односторонне - только в отношении государственных органов. Он касается также и граждан, которые ежедневно сталкиваются с этими органами. По ним граждане должны быть лояльными, добросовестно выполнять возложенные на них правом обязанности. И это только основные элементы принципа законности.

Принцип равенства граждан перед законом получает проявление в том, что не может быть никаких привилегий или ограничений по признакам расы, политических, религиозных убеждений, социального происхождения и другими обстоятельствами. Все граждане имеют равные права и обязанности в сфере административно-правовых отношений:
право на государственную службу, на образование, обязанность отвечать за административные правонарушения.

Принцип демократизма нормотворчества и реализации права получает проявление в возможности граждан как непосредственно, так и через своих представителей, через разного рода формирования участвовать в формировании правовой политики, в управлении делами государства. Демократизм проявляется в расширении полномочий органов местного самоуправления. Его можно считать формой обеспечения прав и свобод граждан и одновременно методом управления и поиска компромисса, сочетание свободы и порядка в соблюдении прав и свобод граждан.

Принцип взаимной ответственности государства и человека означает, что государство и личность связаны взаимно корреспондирующими правами и обязанностями. Нарушения одной из сторон своих административно-правовых обязанностей влечет за собой юридическую ответственность. Кроме того, государство обязано возместить человеку понесенный материальный и моральный ущерб.

Принцип гуманизма и справедливости во взаимоотношениях между государством и человеком должен пронизывать все нормы административного права, закрепляющие отношения между обществом, государством и человеком. Он проявляется прежде всего в требовании почтительного отношения представителей государства к человеческому достоинству.

 4) Система административного права.

Административное право, являясь частью правовой системы Донецкой Народной Республики, имеет собственную структуру, оригинальную систему, характеризующуюся непосредственной связью входящих в нее административно-правовых институтов (например, институт правового акта управления), подотраслей права (например, административно-деликтное, служебное право) и норм.

Необходимо различать систему административного права, т. е. совокупность институтов, подотраслей и норм административного права, и систему административного законодательства, представляющую собой совокупность действующих законодательных и иных нормативных актов, связанных между собой и регламентирующих соответствующие отношения в сфере публичного управления. Административное право и административное законодательство — неразрывные понятия; логика их взаимоотношений обусловливает дальнейшее совершенствование механизма административно-правового регулирования.


На протяжении многих десятилетий учеными предлагается примерно одинаковая система административного права, состоящая из двух частей — общей и особенной.

В общей части административного права рассматриваются основные институты административного права. Общая часть включает главные структурные элементы общего административного права, например:

  • понятие административного права;

  • вопросы предмета, метода и системы административного права;

  • административно-правовые нормы и отношения;

  • наука административного права;

  • субъекты административного права;

  • административно-правовой статус гражданина, органов исполнительной власти, государственных служащих; правовые акты управления;

  • административно-правовые методы реализации исполнительной власти и административное принуждение;

  • административное правонарушение и административная ответственность;

  • компетенция органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

В соответствии с установившимся стандартом преподавания административного права в общую часть административного права также входят: институт административно-процессуальной деятельности (сущность и виды административного процесса, виды административно-процедурных производств, административная юрисдикция и производство по делам об административных правонарушениях); обеспечение законности в сфере реализации исполнительной власти; виды государственного контроля (президентский контроль, контроль законодательных (представительных) органов власти, контроль в системе исполнительной власти, судебный контроль); прокурорский надзор; административный надзор; административная юстиция; общественный контроль.

В системе общей части административного права целесообразно выделить четыре основных элемента:

  • институты и нормы административного права, регламентирующие отношения в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления (организация и принципы управления, формы и методы управленческой деятельности, государственная служба, государственное управление в установленной сфере деятельности, управление в межотраслевых сферах, в социально-культурной области и экономической сфере;

  • управление наукой, здравоохранением, образованием, транспортом, обороной, безопасностью, внутренними и внешними делами государства, статистикой, стандартизацией, сертификацией и т. д.), т. е. так называемое организационное административное право или институты и нормы, входящие в управленческое право;

  • правовые нормы, регламентирующие процесс управления (управленческий процесс, управленческие процедуры, административное нормотворчество, принятие нормативных и индивидуальных правовых актов);

  • нормы, устанавливающие порядок судебной зашиты прав и свобод граждан от действий и решений публичного управления (административная юстиция или административное судопроизводство);

  • институты и нормы административно-деликтного права, которые регулируют виды, меры административного принуждения и порядок их применения; определяют органы и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях; устанавливают принципы производства по делам об административных правонарушениях.