Файл: Материалы для подготовки электромонтеров по ремонту и обслуживанию оборудования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 190

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

134 испытываться. Например, в одном из электросетевых предприятий Поволжья из – за того, что сработался замок, запирающий отводной блок после запасовки троса (что было видно «невооруженным глазом») произошел несчастный случай с членом линейной бригады при отличной погоде во время выполнении одной из самых простых линейных работ, выполняемых с телевышки – замены изолятора в подвесной гирлянде на промежуточной опоре ВЛ – 220 кВ. При натяжке троса через отводной блок (для того, чтобы немного приподнять провод и ослабить изоляторы в гирлянде), замок отводного блока расстегнулся, и блок с высоты около 20 м упал на спину стоящего, наклонившись, в кузове телевышки ТВ – 26 члена бригады, следящего за правильной намоткой троса на барабан. В результате травмы у человека возникли разрыв внутренних органов и внутреннее кровотечение; у него был удален желчный пузырь. Кроме неисправности отводного блока была еще неисправность лебедки ТВ – 26 (трос лебедки имел излишнюю длину и при намотке выходил за диаметр щек) – требовалось следить за тем, чтобы трос при намотке не выходил за щеки барабана и не соскакивал. Так, практически из ничего, «на пустом месте», из – за недогляда и недомыслия, возник случай травматизма с тяжелыми последствиями. Это лишний раз подтверждает тезис о том, при работах с повышенной опасностью, каковыми являются все работы в электроэнергетике, мелочей не бывает!!!
Даже недоповешенный плакат безопасности или недостающий кусок веревки ограждения могли бы быть той последней каплей на мозги человека, которая предотвратила бы его последний, роковой шаг.
3. Третью причину можно связать с расширением рабочего места, рабочего задания. Нередко, приехав на объект для выполнения конкретной, правильно организованной работы, мастер видит другие несколько мест, которые также можно было бы улучшить, отработать в данный приезд. Зачастую, вновь обнаруженные дефекты вызваны недоработками того же самого мастера в предыдущий приезд на объект. Из лучших побуждений (ну не ехать же еще раз!) мастер старается выполнить и эти работы (а они не были продуманы и

135 не были организованы заранее), иногда, не ставя в известность вышестоящий оперативный персонал. Риск травмирования резко возрастает. Еще одна причина расширения рабочего места – просьбы местного населения посмотреть, почему у них где – либо (подвал, сарай, жилое помещение) отсутствует электроэнергия. Как же не помочь, люди – то отзывчивые, тем более, что там «светит угощение». Или в процессе основной работы выделяют и отправляют члена бригады, или после окончания основной работы все едут к хозяину. В электроустановке хозяина, которую неизвестно кто и неизвестно когда и как «сплел», нахождение и устранение дефекта совмещается со знакомством с электроустановкой. Риск травматизма при этом весьма велик.
4. Следующую причину травматизма, в основном руководителей среднего звена (ответственные руководители, мастера, производители работ) можно также связать с «лучшими побуждениями». Люди они все ответственные, переживающие за свое дело. Даже закончив работу, сдав рабочее место, допуск диспетчеру, в голове они все прокручивают этапы работ: все ли сделано, правильно ли сделано? И вдруг, словно щелчок, вот это место надо бы проверить! И он возвращается проверить! Иногда один, а бригада ждет его в машине, готовая к отъезду. Возвращаясь, он идет «на автопилоте» и нередко попадает под напряжение, так как к этому моменту ячейка уже может оказаться под напряжением (допуск – то сдан), или, что чаще, ошибается ячейкой (ограждения на месте работ сняты и ячейки в этом отношении все одинаковы, ну а мысли его заняты не вопросами безопасности, а результатами проделанной работы).
5. 25 – 30 % случаев травматизма в электроэнергетике, причем групповых, связано с ДТП. Всвязи с укрупнениями предприятий, централизацией ремонтных служб, резко возрастает необходимость в переездах. А на дорогах становится все более тесно и культура вождения, несмотря на возрастающие строгости ГИБДД, улучшается слабо. При вводных инструктажах я всегда настраивал поступающих на работу водителей следующим образом: «В ДТП


136 прав не тот, кто прав по правилам дорожного движения, а тот кто и в ДТП не попал и не создал аварийную ситуацию».
Все работы в электроустановках – это работы повышенной опасности и не зря каждой работе должен предшествовать целевой инструктаж, и не один (от выдающего наряд, отдающего распоряжение; от допускающего, от ответственного руководителя и производителя работ), несмотря на то, что работа в электроустановках входит в прямые обязанности работников.
Может возникнуть вопрос, что делать с пострадавшим после того, как он ожил? Необходимо человека перевести (перенести) в теплое помещение, желательно уложить его на живот, повернув голову вбок и не оставлять пострадавшего без присмотра до приезда медработников. Дело в том, что у человека может возникнуть рвотное чувство, например, даже в результате осознания того, что с ним произошло. У некоторых рвотное чувство возникает даже при виде мухи, попавшей в тарелку. Человек еще может быть очень слабым и не в состоянии встать или перевернуться со спины (если лежал на спине) на живот или на бок. Многие, наверно, помнят теракт в
Москве на улице Дубровка в музыкальном театре «Норд – Ост» осенью 2002 года. Заложников пострадало очень много. Для их освобождения была применена газовая атака. Вопрос применения газовой атаки мы не рассматриваем, это вопрос к представителям силовых ведомств. Заложники были очень ослаблены почти трехдневным голодом и стрессом. Разумеется, спасатели в первую очередь спасали заложников, а не террористов. Они брали вдвоем пострадавшего за руки и за ноги и выносили на улицу, на свежий воздух, где укладывали на спину. В наших СМИ почти не звучало, что зарубежные специалисты отметили недостаточный профессионализм наших спасателей. Нужно было брать пострадавшего вдвоем и укладывать третьему на плечо животом к плечу, а после выноса на свежий воздух укладывать на живот, головой вбок. Конечно, трудно предсказать, но возможно, еще какая – то часть заложников осталась бы в живых.

137
Говоря о непредсказуемости действия тока на человека, нельзя не упомянуть о таких фактах: Были случаи, когда человек после получения поражения током спустя некоторое время начинал чувствовать себя неплохо и продолжал работать, или же его отпускали домой отдыхать, а, через какое – то время (до нескольких часов) человек погибал от остановки сердца.
Наверно, есть объяснение и таким фактам: Возможно, под действием тока в сосудах, особенно суженных склеротическими бляшками, образовывался тромб – коагуляционный сгусток крови, который со временем, дойдя до сердца, вызывал его остановку.
Вот насколько все сложно, неоднозначно и трудно предсказуемо. Но говорим мы об этом не для того, чтобы Вас напугать или запугать, а для того, чтобы Вы уважительно относились к опасностям электрического тока,
соблюдали правила безопасности сами и настраивали на это других,
персонал, с которым Вы работаете.
И вообще, господа ДЭМ-ы, уходя на работу, помните, что Вас ждут
дома живыми и невредимыми.
Как и электроустановки, средства электрозащиты также делятся на две большие группы: для ЭУ до 1000 В и выше 1000 В. В каждой из этих групп средства электрозащиты делятся на основные и дополнительные. Все это хорошо изложено в Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, не буду на этом останавливаться.
Наверно, неплохо было бы ввести в перечень средств защиты для распредсетей
6 – 10 кВ такие устройства, как набросы – устройства для экстренного отключения
ВЛ 6 – 10 кВ путем создания искусственного КЗ набросом на провода ВЛ гибкого медного неизолированного провода, соединенного с землей. Пока требования к ним отсутствуют, о набросах не упоминается ни в МПОТ, ни в Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках (хотя такие устройства выпускаются: УНП – 10, УНП –
10Б и др.). Неплохо бы вписывать в отдельные указания наряда подготовку


138
наброса перед работой. После попадания под напряжение подготовка наброса к применению может отнять значительное время.
Немного остановлюсь на вопросе проверки указателем проверки отсутствия напряжения. Указатель напряжения – это не измерительный прибор. Он должен показать либо наличие, либо отсутствие на токоведущих частях рабочего
напряжения электроустановки. Причем, порог зажигания индикатора по
Инструкции по применению и испытанию средств защиты должен быть не более
25% от рабочего напряжения ЭУ. Нижнее значение порога зажигания
Инструкцией не регламентируется, и это плохо. Излишняя чувствительность указателя может дезинформировать оперативный персонал при проверке отсутствия напряжения перед заземлением токоведущих частей, когда на них может быть наведенное напряжение. Изготовители указателей, стремясь оснастить выпускаемые изделия либо встроенными источниками для проверки указателей перед применением, либо, подстраивая их под карманные приборы для проверки, снижают нижнее значение порога зажигания почти до величины порядка 1 кВ.
Неплохо было бы регламентировать и нижнее значение порога зажигания,
(например, величиной 5% от рабочего напряжения ЭУ) а заодно и отказаться от универсальности указателей – пусть каждый указатель будет рассчитан только на один класс напряжения (сейчас существуют универсальные указатели, например, на напряжение 35 ... 220 кВ). У такого универсального указателя порог зажигания составляет 25% от 35 кВ, что равно 8,25 кВ, а эта величина имеет одинаковый порядок с величинами наведенных напряжений в сетях 220 кВ и может дезинформировать оперативный персонал при проверке отсутствия рабочего напряжения перед заземлением.
Указатели напряжения до 1000 В работают по принципу протекания активного тока (ток через указатель ограничивается резистором). По Инструкции указатель напряжения до 1000 В должен быть двухполюсным (однополюсные указатели напряжения до 1000 В должны по Инструкции работать по принципу протекания емкостного тока, что не соблюдается и в продаже существует большое разнообразие конструкций однополюсных указателей до 400 В, но с активными

139 токоограничивающими сопротивлениями). Человек, пользуясь двухполюсным указателем, в измерительную цепь не включается. Чего нельзя сказать об однополюсных указателях (в быту они называются индикаторами напряжения).
Дело еще осложняется тем, что во многих конструкциях индикаторов (особенно китайского производства) токоограничивающий резистор выполняется очень маленьким – типа МЛТ- 0,25 Вт, то есть в виде цилиндрика диаметром 2,5 ... 3 мм и длиной около 7 мм. Рассчитаем необходимую величину сопротивления токоограничивающего резистора. Предположим, индикатор рассчитан на применение в электроустановках 0,4 кВ, то есть до 400 В. Пусть ток, который будет протекать через человека, включенного в измерительную цепь, будет ограничен величиной не более 0,6 мА (ниже порога чувствительности, чтобы не было неприятных ощущений при работе с индикатором). Тогда, сопротивление токоограничивающего резистора по закону Ома должно быть не менее 660 кОм.
Для изготовления такого резистора на фарфоровом цилиндрике наносится узкая многовитковая дорожка из пасты с очень высоким удельным сопротивлением. При этом расстояние между витками составляет десятые и сотые доли мм. В такой конструкции резистора возможен пробой между витками, и такие случаи имели место. Человек в этом случае попадает под напряжение токоведущей части относительно земли.
Указатели напряжения выше 1000 В наоборот рассчитаны на протекание емкостного тока, который стекает с нижнего конца измерительной части на землю, на конструкции, в том числе частично и на человека через емкость изолирующей части указателя. Здесь токоограничивающим элементом является емкость, встроенная в измерительную часть указателя. Изолирующая часть испытывается трехкратным линейным напряжением, но не менее 40 кВ (для указателей напряжения до 10 кВ).
В электроустановках выше 1000 В не обойтись и без двухполюсных указателей
(в ЭУ до 1000 В проверка совпадения фаз может выполняться тем же самым двухполюсным указателем, применяемым для проверки наличия или отсутствия напряжения, то есть специального средства не нужно). Они носят название


140
«указатель напряжения для проверки совпадения фаз» и выпускаются на напряжения от 6 до 110 кВ. Указатель напряжения для проверки фазировки – это двухполюсный указатель, на одном из полюсов которого имеется световой индикатор. В последние годы такой указатель часто выполняют универсальным: штанга с индикатором может применяться отдельно в качестве обычного указателя; присоединение специальных проводников со второй штангой превращает устройство в двухполюсный указатель для проверки совпадения фаз. Теперь это устройство должно реагировать на разность напряжений на штангах и не должно давать индикации при касании штангами проводов с одинаковым потенциалом (до
12,7 кВ для класса напряжения 10 кВ). Это снижение чувствительности с 2,5 до 12,7 кВ осуществляется шунтированием индикатора резисторами, содержащимися в соединительных проводах устройства. Но зато, в тех случаях, когда вторым полюсом указателя для фазировки человек касается токоведущей части, находящейся под другим потенциалом, чувствительность указателя к разности
потенциалов должна быть достаточно высокой (для класса напряжения 10 кВ порог зажигания в этом случае 2,5 кВ – при одинаковых фазных напряжениях 10
/
3
кВ это будет соответствовать углу между векторами в 24°).
Рассмотрим понятия «напряжение прикосновения» и «напряжение шаговое», а также их общие свойства и отличия. Общим свойством и напряжения прикосновения и напряжения шагового является то, что в нормальных условиях
их быть не должно, они появляются при возникновении ненормальных или аварийных режимов. Вторым их общим свойством является то, что они имеют общую причину: растекание тока по земле. Растекание тока по земле вызывает
(вследствие того, что земля – это далеко не идеальный проводник) появление разности потенциалов между различными точками земли или между корпусом аппарата с нарушенной изоляцией и точками земли. Если рассматривать ЭУ с изолированной нейтралью, то в них токи замыкания на землю невелики (не более 20
… 30 А), но зато эти токи, а следовательно, и вызванные ими напряжения прикосновения и шаговые, могут сохраняться очень длительное время (часами). Что же касается ЭУ с заземленной нейтралью, там токи замыкания на землю большие,

141 до нескольких кА. Но зато, эти токи очень кратковременны (до нескольких секунд).
Отличия напряжения прикосновения и шагового только в точках приложения: это или две точки земли, или открытая проводящая часть (корпус, оболочка, шкаф) – точка земли, на которой стоит человек.
Приведу один из примеров появления напряжения прикосновения на оттяжке
ВЛ 0, 4 кВ (рисунок 1). Концевая деревянная опора ВЛ 0,4 кВ имела оттяжку из нескольких проволок «катанки»

6 мм. Вверху, в месте крепления к опоре, оттяжка расплелась и касалась одной из проволок фазного провода. В условиях стройплощадки защита ВЛ плавкими предохранителями была значительно загрублена и перегорания вставок предохранителей не произошло. Оттяжка имела относительно небольшой угол к горизонту и место, где была возможность касания человеком оттяжки на уровне роста, отстояло от забитого в землю лома на несколько метров. Человек, поскользнувшись, был вынужден схватиться рукой за оттяжку, получил поражение током и не смог самостоятельно освободиться.
Помощь, освобождение от действия поражающего фактора – тока были оказаны другим работником стройки.
Оттяжка
Железный лом
≈ 3 м
Рисунок 4.1 – Напряжение прикосновения на оттяжке концевой опоры ВЛ 0,4 кВ
Растекание тока КЗ по земле может возникнуть и на ОРУ энергетического объекта, там большое количество электрооборудования и возможно возникновение


142 пробоев изоляции, падений колонок, ошибочное включение заземляющих ножей под напряжение, подача напряжения на заземленный участок и т. п. Для защиты персонала от шаговых напряжений и напряжений прикосновения на ОРУ выполняется
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10