ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра философии

ЭССЕ

По дисциплине: «Философия»

На тему: Френсис Бэкон.

Работу выполнил: студент

заочного отделения, 1 курса,

ЗЭхп-1-10 группы

Камельянов М.Р

Проверил: Авдошин Г.В

КАЗАНЬ – 2010

Книга Ф. Бэкона “Новый органон” начинается с “Афоризмов об истолковании природы и царстве человека”. Раздел открывается словами Ф. Бэкона: "Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько постиг в порядке природы делом или размышлением, и свыше этого он не знает и не может".

Бэкон признаёт три основные проблемы: Бог, Природа, Человек. Но если теология опирается на откровение и Священное писание, где «и без меня много служителей и прислужников», пишет он, то философия свободно должна заниматься естественнонаучными знаниями.

В “Новом Органоне” Бэкон утверждает, что Аристотель своей диалектикой испортил естественную философию, так как построил мир из категорий". С точки зрения Бэкона, применение учения Аристотеля служит скорее укреплению и сохранению заблуждений, имеющих свое основание в общепринятых понятиях, чем отысканию истины.

Нельзя построить науку на таких понятиях, как субстанция, скрытые качества, сущность и т.п. высокие слова. Только чувственный опыт есть источник знания, и наука состоит в рациональном его осмыслении. «Начало всякой мудрости в признании фактов» но, чтобы их получить и осмыслить необходимы целенаправленные наблюдения, эксперименты, сравнения, рациональный анализ, индуктивные выводы. Условие прогресса науки — совершенствование индуктивных умозаключений.

В прошлом, говорит Бэкон, мыслители были либо эмпириками, которые как муравьи, тащили в кучу факты, либо догматиками, которые, как пауки, тянули из себя паутину спекулятивных словесных узоров. А подлинные ученые должны работать подобно пчелам, соединяя факты в систему осмысленных и эмпирически проверяемых знаний с
помощью разумно обоснованных методов, главным из которых является метод индукции. «У кого нет идей, тот не видит и фактов»

До Бэкона философы тоже писали о важности индукции, но Бэкон подчеркнул возможность и ошибочных индуктивных выводов и описал их причины. Он старался устранить саму возможность искажения научных исследований разного рода предрассудками. «Нет ничего гибельнее благоговейного отношения к призрачным химерам», нужно выгнать их вон, освободиться от идолов, которые мешают видеть «истинное положение вещей». Он насчитал четыре разновидности идолов:

Идолы рода: ограниченность ума и несовершенство органов чувств, страсти, которые искажают знание, желание истолковать природу по аналогии с человеком, приписывание ей каких-то окончательных целей и т.п.

Идолы пещеры: это заблуждения, свойственные отдельному индивиду, поскольку каждый сидит в своей пещере воспитания, обучения, привычек.

Идолы рынка, рыночной площади: это затертые значения слов, которые как затертые монеты приводят к словесной путанице. Слова насилуют разум и ведут к пустым и бессмысленным спорам.

Идолы театра: это влияние ложных теорий и философских учений, которые благодаря склонности людей к слепой вере в авторитеты заводят людей в заблуждения.

Полностью устранить эти идолы невозможно, но осознав их влияние, можно снизить их вредоносность. Он верил в возможность неискаженного истинного знания, в прозрачность субъекта познания и думал, что знания могут быть получены непосредственно из экспериментов индуктивным методом. Он не учёл, что обойти устройство познающего интеллекта невозможно.

Философия Бэкона — связующее звено между идеями Возрождения и философией Нового времени, от него берут начало два направления – рационализм, опирающийся на разум, и эмпиризм, опирающийся на опыт. Но не следует думать, что рационалисты совершенно отрицали роль опыта, а эмпирики роль разума. Просто они по-разному расставляли акценты.