Файл: Дипломная работа посвящена изучению влияния личностных особенностей медсестёр на формирование у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 271

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Здесь в качестве иллюстрации представляется уместным роман современного писателя Сергея Лукьяненко «Осенние визиты». Вот одно из его наблюдений, иллюстрирующее с точки зрения третьего лица одну из предпосылок выгорания: «Сегодня ночью дежурила Тоня, девчонка совершенно безалаберная, но врач от Бога. Из тех, кто все делает спустя рукава, а больной поправляется час от часа. Анне всегда казалось несправедливым, что человек, ставший врачом случайно и не испытывающий к профессии ни малейшего уважения, способен на то, чему она и к пенсии не научится...» [16].

Явления эмоционального выгорания можно рассматривать как определённое изменение в структуре психических регуляторов трудовой деятельности – образе объекта и образе субъекта труда. У врачей с высоким уровнем эмоционального выгорания имеет место неслучайная тенденция негативного отношения к больному человеку. Напротив, низкий уровень выраженности симптомов эмоционального выгорания отмечается у врачей с позитивным отношением, как к больному, так и к себе. Высокий уровень эмоционального выгорания свойственен врачам, обладающими низкими показателями уровня готовности к социальной деятельности [9,54].

В медицинских вузах врачей практически не готовят к тому, что надлежит делать в тех случаях, когда ничего уже сделать нельзя, когда и современнейшие медицинские технологии, и фармакологическая помощь утрачивают свое значение перед лицом уже неотвратимой смерти. Как надлежит вести себя с умирающим человеком? Как себя держать, соприкасаясь с реакцией горя его родственников? Как донести до родственников больного то, что он навсегда останется инвалидом практически без единого шанса дальнейшей реабилитации? Ощущение собственной беспомощности в подобных ситуациях приводит к усилению дискомфорта, врач переживает свою неадекватность, утрату профессиональной компетентности, испытывает сильное чувство вины.

Поведение медицинских работников, работающих в экстремальных условиях, тяготеет к двум крайностям – дистанцирование и полное слияние. Когда дистанция пространственная и эмоциональная между вами и другим человеком слишком мала, вы «заражаетесь» его состоянием, как бы втягиваетесь в него, как втягиваются в воронку, где растворяетесь и теряете «чувство себя». Это один вариант возникновения синдрома эмоционального выгорания.

Другой вариант — человек настолько жёсток по своей структуре, что просто не подпускает других к себе. На общение он идет, подстегивая себя, как бичом, словом «должен». В этой группе люди, как будто компенсирующие недостаточность своей личной жизни. Например, у человека нет своих детей или не ладятся отношения с ними, и человек компенсирует то, что у него не складывается в частной жизни, в отношениях с окружающими. Сгорание — не от непосильной включенности в трудовую деятельность, а скорее от плохого знания самого себя, неполного разрешения личных проблем, которые не дают возможности почувствовать в общении с людьми легкость и радость [16].


Имеются организационные и экономические обстоятельства, усиливающие деформированный подход к больному. Вондрачек описывает подобное положение: «Страшно пребывание в палате, где один ест, другой стонет, третий занимается дефекацией и четвёртый умирает». При планировании всегда больше внимания уделяется приобретению диагностической аппаратуры и лабораторного оборудования, чем перестройке больничных отделений в соответствии с требованиями лечебно-охранительного режима, при котором необходимо помнить о том, что пациент нуждается в создании хотя бы минимальных интимных условий. Пациенты в этом отношении стихийно дискриминируются. Всё это связано с характером профессиональных деформаций, имеющим психологическое значение, которые проявляются в профессиональном жаргоне, применяемом без преград при пациентах. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы подсознательная и бесконтрольно развивающаяся деформация не стала одним из факторов ятрогенного поражения пациентов [22,245].

Необходимой и базовой частью профилактики возникновения синдрома эмоционального выгорания является личностная психологическая подготовка специалистов «помогающих» профессий. Здесь имеется в виду не только и не столько теоретическое обучение основам психологии (хотя и оно не теряет своей значимости), сколько практическое обучение, направленное на развитие стрессоустойчивости профессионала.

Модель предупреждения эмоционального выгорания предусматривает следующие направления: повышение коммуникативных умений с помощью активных методов обучения (социально-психологические тренинги, деловые игры); обучение эффективным стилям коммуникаций и разрешению конфликтных ситуаций; тренинги, стимулирующие мотивацию саморазвития, личностного и профессионального роста; антистрессовые программы и группы поддержки, ориентированные на личностную коррекцию самооценки, уверенности, социальной смелости, эмоциональной устойчивости и психофизической гармонии, путём овладения способами саморегуляции и планирования личной и профессиональной карьеры [14,459].

К. Каплан считает, что индивиды могут переносить значительный стресс без повышенного риска развития психического или соматического заболевания, если они получают адекватную поддержку [16]. На практике это означает уважение и принятие человеческой природы медицинского работника и такой его жизни за пределами работы, чтобы удовлетворялись собственные потребности наряду с потребностями пациентов. Создание материальной заинтересованности в результатах труда.



Основным психологическим качеством, обеспечивающим стрессоустойчивость, является уровень личностной зрелости специалиста. Здесь подразумевается степень осознания себя, способность брать на себя ответственность, принимать решения и делать выбор, умение строить гармоничные взаимоотношения с другими людьми, открытость изменениям и принятие своего и чужого опыта во всём его разнообразии. Так, исследование, проведённое П. В. Румянцевой, показало, что чем выше уровень профессионального мастерства и субъективного контроля специалиста, то есть склонности принимать на себя ответственность за своё поведение в эмоционально значимых ситуациях, тем меньше проявляется у него синдром эмоционального выгорания [5,34]. В этой связи интересным представляется экзистенциально-гуманистический подход к преодолению эмоционального выгорания, который говорит о недостаточности понимания феномена «сгорания» как разновидности профессионального стресса.

По мнению Н. В. Гришиной, состояние эмоционального выгорания тесно связано также с утратой ощущения смысла деятельности как одной из составляющих смысла жизни, и в особо тяжелых случаях может вызвать экзистенциальный невроз. Этот взгляд на природу рассматриваемого феномена приводит к выводу о том, что для действительно эффективного преодоления состояния эмоционального выгорания специалисту необходимо работать над переосмыслением своей роли в профессиональной деятельности и осознанием ее индивидуального личностного смысла для себя [5,34].

Еще один важный аспект этой проблемы связан с тем, что эмоциональное выгорание, как правило, следствие неконструктивного общения с коллегами и руководством. Хороший климат внутри коллектива, чувство достаточной эмоциональной поддержки от коллег и администрации – это мощный ресурс предупреждения и устранения профессионального стресса. Чувство защищённости в коллективе, наличие надёжной опоры среди коллег, возможность доверительно обсуждать вопросы, связанные со стрессом в работе, позволяют снизить напряжённость, тревогу, а также нередкие агрессивные проявления.

М. Эвелин подчёpкивает, что pyководители, принимая на pаботy сотpyдников, должны pассматpивать персонал как свой наиболее ценный pесypс и заботиться о том, чтобы его сохранить. Сотрудников, впервые приступивших к работе
, необходимо реалистически и адекватно ввести в курс дела, можно организовать систему наставничества для обеспечения качественной, количественной и клинической сторон работы, а также содействовать закреплению индивидуального наставника [16].

Существует немало конкретных способов преградить путь синдрому «сгорания»: культивирование других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью; внесение разнообразия в свою работу; создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций; поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания; овладение техникой медитации; удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях, с которыми существует баланс; стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности; способность к самооценке без упования только на уважение окружающих; открытость новому опыту; умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни; обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам); чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу; участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом; периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно; участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с работой; хобби, доставляющее удовольствие [16].

Необходимость в психотерапевтической помощи и в специальной профессиональной подготовке для тех медицинских сестёр, которые сознательно выбирают вид медицинской деятельности связанный с повышенным риском эмоционального выгорания, не вызывает сомнений. Каковы приёмы профилактики, или замедления «выгорания»? Как, оставаясь сензитивным (чувствительным) к страданиям умирающего человека, не утратить своей профессиональной идентичности, быть рядом и в то же время быть отстранённым? Общепризнанным на сегодняшний день способом решения этих проблем являются так называемые «балинтовские группы» [16].

Первые тренинговые семинары для врачей общего профиля были организованы в 50-х годах в Лондоне на базе знаменитой Тавистокской клиники Михаэлем Балинтом, ближайшим соратником Фрейда. В своей знаменитой, ставшей классической, работе «Доктор, его пациент и болезнь», Балинт изложил основы проведения подобного рода семинаров. Имя Балинта и закрепилось за методом. Программа групповых занятий для практикующих врачей была нацелена на улучшение их профессиональных качеств путем привлечения внимания к психологическим аспектам работы с больным, к отношениям в диаде «врач-больной». Представляемый кем-либо из участников семинара «случай, вызвавший затpyднения», служил объектом всестороннего, не ограниченного только лишь соматической стороной, pассмотpения. Занятия в «балинтовской гpyппе» позволяли обеспечить определенный сдвиг в самосознании врача, позволяли достичь — если использовать выражение знаменитой «фоpмyлы Балинта» – «ограниченных, хотя и значительных изменений» не только в профессиональной жизни, но и во всех аспектах бытия доктора, творчески используя заложенный в отношениях «вpач-больной» терапевтический потенциал в каждодневной клинической практике. Начавшись с семинаров для врачей общего профиля, «балинтовские группы» вскоре распространились и на другие категории медицинских работников, охватив медицинских сестер, студентов-медиков, врачей-специалистов [37].


Первый шаг к преодолению эмоционального выгорания – разобраться с самим собой, понять не только свои цели и представить образ будущего, а ответить себе на вопрос, в чём смысл того, что вы сейчас делаете, зачем вы это делаете. Самый распространённый способ – попробовать подняться над ситуацией, изменить свой угол зрения, посмотреть на своё положение и работу с более глобальной точки зрения.

Другой способ – уход в область, которая лежит рядом. Когда прежние знания, умения, навыки находят новое применение, человек делает так называемую горизонтальную карьеру.

Третий способ – не оставляя данного рода занятия, сделать его инструментом для достижения более глобальных целей.

Четвертый способ, который часто применяется, заключается в том, что человек, оставаясь в той же ситуации, начинает делать акценты не на том, что он уже хорошо знает, умеет, освоил, а на том, что является для него проблемой.

Если с ходу проблемных мест не обнаруживается, и человек пребывает в иллюзии, что он всё познал и всего уже достиг, то стоит начать проводить ревизию рамок (оценить адекватность набора стереотипов, устоявшихся мнений по одному и тому же вопросу). В ходе её надо попытаться установить разницу между миром, в котором он работал, и тем способом рассуждения о мире, способом анализировать мир, которым он пользовался. При таком анализе наверняка обнаружится, что те знания, умения и навыки, которыми он пользовался, не покрывают ситуацию его профессиональной деятельности. И тут появляется особый вкус к мастерству [25].

Выводы по главе 1.:

В психологии синдром эмоционального выгорания понимается как один из защитных механизмов, выражающийся в определённом эмоциональном отношении специалиста к своей профессиональной деятельности [19,514].

1.Трудности исследования синдрома эмоционального выгорания до 1980-х годов связаны с неопределённостью и многокомпонентностью его описательных характеристик, а также с отсутствием соответствующего измерительного инструментария. В настоящее время исследователи выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с эмоциональным выгоранием. В большинстве случаев они носят описательный характер, не подтверждённый эмпирическими исследованиями [16].

2.Исследователями отмечается тот факт, что организационные и стилевые факторы в большей мере оказывают влияние на развитие синдрома эмоционального выгорания, чем индивидуально-личностные факторы [14,458].