Файл: Общая характеристика региона История образование и месторасположение региона.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 качеством предоставления государственных и муниципальных услуг на базе
МФЦ по данным ИАС МКГУ – 97,2 %.
Реализацию проекта по повышению качества и доступности предоставления государственных услуг на территории Тверской области сдерживает ряд проблем:
- отсутствие филиалов МФЦ в 7 муниципальных районах Тверской области;
- неудовлетворительное состояние имеющихся объектов инфраструктуры МФЦ, высокие операционные расходы, в том числе за оплату коммунальных услуг;
- недостаточный уровень квалификации специалистов МФЦ вследствие отсутствия единого подхода к программам обучения по вновь добавляемым услугам.
Основные задачи по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу
«одного окна» на 2020 год:
- реализация Концепции развития сети МФЦ в Тверской области
(открытие новых филиалов, капитальный и текущий ремонт филиалов МФЦ, внедрение единого фирменного стиля «Мои документы», обновление материально-технической базы МФЦ);
- расширение перечня оказываемых на базе МФЦ государственных услуг;
- разработка и внедрение новой системы оплаты труда и мотивации сотрудников МФЦ, формирование кадрового резерва;
- внедрение практики дистанционного обучения работников МФЦ с применением шаблонов, детально описывающих процесс прохождения услуги, включая алгоритм действия сотрудника МФЦ в различных ситуациях.
В итоге, в Тверской области функционирует стандартная система управления в регионе, услуги предоставляются по средствам МФЦ.

13
2.2. Анализ уровня социально-экономического развития региона
Для оценки экономического состояние региона, необходимо рассмотреть динамику основных макроэкономических показателей, которые характеризуют Тверскую область. Рассмотрим динамику внутреннего регионального продукта в значениях за год и проанализируем полученные данные (таблица 1).
Таблица 1 - Показатели валового регионального продукта Тверской
области за 2016-2018 гг.
Показатели
Годы
Отклонение,
(+/-)
Темпы
изменения, %
2016
2017
2018
2017 г.
от
2016 г.
2018 г.
от
2017 г.
2017 г.
к
2016 г.
2018 г.
к
2017 г.
1. Валовый региональный продукт, млрд. руб.
361,5 387,5 441,7 26 54,2 107,19 113,99 2. На душу населения, тыс. руб.
277,9 300,3 345,9 22,4 45,6 108,06 115,18 3. Индекс физического объема в %
101,5 101,1 103,4
-0,4 2,3 99,61 102,27
«составлено автором»
На рисунке 1 представлена динамика изменения валового регионального продукта за более длительный интервал времени.
По данным, представленным на рисунке 1, можно сделать вывод, что
ВРП Тверской области имеет тенденцию к увеличению за весь рассматриваемый период. Наибольший скачок значения наблюдался в период с 2017-2018 г., когда ВРП за год вырос на 54,2 млрд. руб., самый незначительный рост наблюдался в 2015 г., составив 13 млрд. руб., за 2017 г.
ВРП региона повысился на 26 млрд. руб., что говорит об устойчивом развитии Тверской области.


14
Рисунок 1 - Динамика ВРП Тверской области за 2014-2018 гг., млрд. руб.
«составлено автором»
Для того, чтобы более объективно оценить динамику развития региона, а также оценить региональную политику, показать динамику экономического благополучия региона и его жителей, рассмотрим такой показатель, как ВРП в расчете на душу населения.
Рисунок 2 – Динамика ВРП Тверской области на душу населения за 2014-2018 г., тыс. руб.
«составлено автором»
Как можно заметить, в период с 2014 по 2018 гг. ВРП в расчете на душу населения имеет положительную динамику, как и общий объем ВРП региона. Нельзя не рассмотреть темпы роста ВРП региона, которые демонстрируют уровень увеличения значения показателя.
За

15 рассматриваемый период из таблицы 1 темпы роста или индекс физического объема ВРП региона имеет положительное значение, однако увеличиваются незначительно на 1,1% и 3,4% соответственно.
Для оценки специализации региона необходимо проанализировать показатели деятельности отдельных отраслей, полученные результаты отразим в таблице 2.
Таблица 2 - Динамика и структура отраслей Тверской области за 2017-
2019 гг.
Показатели
2017 г.
2018 г.
2019 г.
Темп
изменения, %
сумма,
млн.
руб.
уд.
вес,
%
сумма,
млн.
руб.
уд.
вес, %
сумма,
млн.
руб.
уд.
вес, %
2018
г. к
2017
г.
2019
г. к
2018
г.
1. Строительство
31218 2,97 24269 2,24 27904 2,44 77,74 114,98 2. Промышленное производство
402148 38,26 427152 39,48 444414 38,79 106,22 104,04 3. Продукция сельского хозяйства
288741 27,47 295714 27,33 321472 28,06 102,41 108,71 4. Оборот торговли
229473 21,83 231791 21,42 243990 21,29 101,01 105,26 5. Оборот общественного питания
9124 0,87 9156 0,85 9248 0,81 100,35 101,00 6. Объем услуг в области транспортировки и хранения
23372 2,22 24346 2,25 27051 2,36 104,17 111,11 7. Объем услуг в области информации и связи
11091 1,06 11926 1,10 12824 1,12 107,53 107,53 8. Объем платных услуг населению
55962 5,32 57693 5,33 58870 5,14 103,09 102,04
Итого
1051129 100,00 1082047 100,00 1145773 100,00 102,94 105,89
«составлено автором»
Проведенные расчеты показали, что объем деятельности отраслей в регионе в 2019 г. увеличился на 5,9% и составил 1145,8 млрд. руб.
Наибольший рост в 2019 г. наблюдался по строительству на 15%, а объем его отраслей достиг 27,9 млрд. руб. Существенный рост демонстрирует и промышленное производство – 4% по итогам 2019 г. позволил достичь объема производства в размере 444,4 млрд. руб. Рост оборота торговли составил 5,3% и составил 244,0 млрд. руб.


16
На рисунке 3 представлена структура отраслей Тверской области, позволяющая оценить ее специализацию.
Рисунок 3 – Специализация Тверской области за 2019 г.
«составлено автором»
Как следует из рисунка 3 регион специализируется на промышленном производстве и сельском хозяйстве, по итогам 2019 г. данные отрасли формировали 67% всех отраслей в Тверской области. При этом необходимо отметь, что 38,8% всего комплекса формирует промышленное производство.
В 2019 г. объем промышленного производства, увеличилось на 4% относительно 2018 г. и составило 444,4 млрд. руб. Значительная часть сосредоточена в торговле – 21,3% по итогам 2019 г., на платные услуги населению приходится – 5,1%.
Показатели, характеризующую рабочую силу в регионе представлены в таблице 3.
Снижение занятых в экономике наблюдался за весь период исследования. Наибольший снижение произошел в 2019 г. и составил 9,3 тыс. человек. Уровень безработицы в регионе имеет устойчивую тенденцию

17 по снижению с 4,5% в 2017 г. до 4,0% в 2019 г. В 2019 г. по сравнению с 2018 г. снижение уровня безработицы наблюдается на 0,1 процентных пункта.
Таблица 3 - Показатели рабочий силы Тверской области за 2017-2019 гг.
Показатели
Годы
Отклонение,
(+/-)
Темпы
изменения, %
2017
2018
2019
2018 г.
от
2017 г.
2019 г.
от
2018 г.
2018 г.
к
2017 г.
2019 г.
к
2018 г.
1. Рабочая сила, тыс. человек
688,0 684,9 675,6
-3,1
-9,3 99,55 98,64 2. Уровень участия в рабочей силе, %
62,3 62,7 62,6 0,4
-0,1
-
-
3. Уровень занятости,
%
59,5 60,1 60,1 0,6 0
-
-
4. Уровень безработицы, %
4,5 4,1 4,0
-0,4
-0,1
-
-
«составлено автором»
Государственная социальная политика в сфере социальной защиты населения направлена на снижение рисков бедности граждан, в том числе посредством предоставления населению социальных выплат, компенсаций и льгот; повышение эффективности оказания мер социальной поддержки, а также на повышение качества предоставляемых услуг учреждениями системы социальной защиты населения.
В 2019 году предоставлялось более 50 видов различных денежных выплат и мер социальной поддержки (в том около 40 выплат за счет средств областного бюджета), получателями которых являлись 320 тыс. жителей тверского региона.
Общий объем финансирования социальных выплат льготным категориям граждан за счет средств областного и федерального бюджетов в прошлом году составил 7,5 млрд рублей (в 2018 году – 6,8 млрд рублей).
С целью стимулирования рождаемости в рамках реализации Указа
Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» с 2013 года в Тверской области введена ежемесячная денежная выплата при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.


18
Выплата предоставляется семьям со среднедушевым доходом, не превышающим среднедушевого денежного дохода населения, сложившегося в Тверской области. Размер ежемесячной денежной выплаты в соответствии с величиной прожиточного минимума на ребенка в 2019 году составлял 10 710,64 рублей.
Рисунок 4 - Количество детей, рожденных от 3 и последующих родов в
Тверской области за 2014-2019 гг., чел.
«составлено автором»
В 2019 году выплата предоставлялась 8 258 семьям (в 2018 году –
6 208 семей). Общий объем финансирования на данные цели составил 946,0 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 782,7 млн рублей.
Продолжилась работа по предоставлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка до достижения им возраста 1,5 лет (размер выплаты – 10 710,6 рублей, получатели – 4 471).
Размер ежемесячной выплаты равен величине прожиточного минимума для детей, установленного в Тверской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты. На обеспечение ежемесячной выплаты направлены средства федерального бюджета в сумме 418,7 млн рублей.

19
За семь лет реализации мер в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» удалось существенно снизить количество детей, состоящих на учете в региональном банке данных, – на
68,5 %. В 2019 году их число в региональном банке данных относительно
2018 года сократилось на 4,2 % (таблица 4).
Таблица 4 - Государственная политика в сфере защиты детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей в Тверской области за 2012-
2019 гг.
Период
Численность детей,
Снижение
в % к
предыдуще
му году
Численность
детей,
находящихся
на
воспитании в
замещающих
семьях
Доля детей,
находящихся на
воспитании в
семьях, от
общего числа
детей-сирот (с
учетом
усыновленных)
оставшихс
я без
попечения
родителей
состоящих
на учете в
регионально
м банке
данных
2012 5 491 1 512 6,4 3 979 81,0 2013 5 186 1 198 20,8 3 984 84,4 2014 4 938 906 24,4 4 032 87,0 2015 4 755 781 13,8 3 974 88,7 2016 4 560 659 15,6 3 901 90,2 2017 4 348 562 14,7 3 786 91,1 2018 4 181 497 11,6 3 684 91,8 2019 4 048 476 4,2 3 572 91,8
«составлено автором»
По состоянию на 01.01.2020 года общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составила 4 048 человек или
1,71 % от общего числа детского населения (на 01.01.2019 – 1,76 %, на
01.01.2013 – 2,44 %).
На начало 2020 года в Тверской области насчитывалось 2 617 замещающих семей, в которых проживает 3 545 ребенка. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях, от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличилась с 81,0 % в 2012 году до 91,83 % по итогам 2019 года.


20
В 2019 году выявлено 497 детей, оставшихся без попечения родителей, что ниже уровня предыдущих лет (2018 год – 513 детей, 2017 год – 578 детей). На воспитание в семьи в 2019 году передано 464 ребенка (в 2018 году
– 523).
В целях развития форм семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на базе 11 учреждений образования и социальной защиты Тверской области организована работа школы приемных родителей, в которых в 2019 году прошли подготовку 343 кандидата в замещающие родители (в 2018 году – 366).
На территории всех муниципальных образований Тверской области организована работа клубов замещающих семей. Из общего числа организованных на территории муниципальных образований клубов 13 являются территориальными отделениями
Тверской региональной общественной организации «Союз замещающих семей», объединяющей более 500 замещающих семей тверского региона.
Таблица 5 – Показатели обеспечения жильем детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей в Тверской области за 2006-2019 гг.
Год
Количество приобретенных
помещений
Средства, затраченные на приобретение
жилья, тыс. рублей
2006 8
6 358,0 2007 6
6 712,3 2008 21 26 095,9 2009 47 34 085,0 2010 128 92 030,5 2011 179 119 469,0 2012 205 174 892,7 2013 273 219 583,4 2014 390 355 962,4 2015 285 298 284,2 2016 314 341 985,9 2017 350 345 363,1 2018 327 313 997,0 2019 242 232 378,6
«составлено автором»
С целью защиты жилищных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного и

21 федерального бюджетов приобретались жилые помещения. В 2019 году выделены средства в размере 232 378,6 тыс. рублей, приобретено 242 единицы жилья (в 2018 году – 327), которые оформлены в муниципальную собственность и переданы гражданам по договорам найма.
Всего с 2006 года в Тверской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретено 2 775 жилых помещения.
Наиболее активно данная работа проводилась последние 9 лет.
В числе приоритетных оставалась задача обеспечения поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов. По состоянию на 01.01.2020 года в области проживает 4 949 детей-инвалидов.
В 2019 году в 9 реабилитационных центрах и 1 детском доме-интернате
2 159 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
(2018 год – 1 976 детей) получили социальные услуги. В истекшем году реабилитационными центрами оказано содействие в предоставлении помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение)
144 семьям.
Деятельность системы образования Тверской области направлена на обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей воспитанников и обучающихся в получении образования на всех его уровнях, позитивной социализации каждого ребенка с учетом изменения культурной, социальной и технологической среды.
Тверской регион оставался активным участником федеральных программ и проектов в сфере образования. Продолжалась реализация комплекса мер, направленных на создание в общеобразовательных организациях в сельской местности условий для занятий физической культурой и спортом, а также мероприятий в рамках Государственной программы «Доступная среда». В 2019 году в тверском регионе зарегистрировано 85,6 тыс. детей в возрасте от 1 года до 7 лет (в 2018 году –
87,9 тыс. детей), дошкольным образованием охвачено 61,9 тыс. детей, что составляет 74 % от зарегистрированных (в 2018 году – 73,4 %).