Файл: Детскородительские отношения, конфликты (причины, методы диагностики, консультирования и терапии).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: «Детско-родительские отношения, конфликты (причины, методы диагностики, консультирования и терапии)»

1.Составьте картотеку диагностических методик, опираясь на приложение к лекции и рекомендуемую литературу.

При составлении картотеки распределите методики по следующим разделам:

1. предназначенные только для детей,

2. предназначенные только для родителей,

3. одинаково пригодные как для обследования детей, так и для обследования родителей,

4. методики, которые имеют отдельные субтесты или задания для родителей и для детей, соотносимые друг с другом,

5. методики, предназначенные для взаимодействующей диады родитель - ребенок.

1. Методики, предлагаемые ребенку.

1) Методика «Рисунка семьи» и ее модификации.

2) Адаптированный вариант методики Рене Жиля.

3) Различные варианты методики «Незавершенные предложе­ния».

4) Модификация оценочно-самооценочной методики.

5) Детский аперцептивный тест.

6) Детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Е. Бене-Энтони.

7) Опросник эмоциональных отношений в семье Е. И. Захаровой.


2. Методики, предлагаемые родителям.

1. Анамнестический вопросник.

2. Родительское сочинение «История жизни моего ребенка».

3.Опросник родительских отношений Варги — Столина.

4.Опросник «Подростки о родителях».

5.Опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э. Г. Эйдемиллера

6.Опросник родительских установок и реакций Шафера PARI.

3. Методики, предлагаемые независимо и детям, и родителям

1. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской.

2. Самооценочная методика в варианте, когда, например, ро­дители выполняют оценку ребенка и оценку за ребенка, а затем идет обсуждение ее отличия от оценки, полученной от самого ребенка, и наоборот.

3. Методика «Диагностика содержания общения детей с близ­кими взрослыми» Т. Ю.Андрущенко и Г. М.Шашловой.

4. методики, которые имеют отдельные субтесты или задания для родителей и для детей, соотносимые друг с другом,


1. Цветовой тест отношений Эткинда.

2. Методика «Модель личностной сферы».

5.Методики, предлагаемые диаде ребенок—родитель.

1. Варианты методики, известной под общим названием «Ар­хитектор—строитель», где ребенок и родитель стараются, напри­мер, вербально в диалоге описать невидимый партнеру достаточ­но сложный рисунок так, чтобы партнер смог его верно воспро­извести.

2. Продумайте не менее трех тем лекций по актуальным для современных родителей темам. Определите цель лекции и составьте к каждой теме лекции краткий план – о чем Вы будете рассказывать?

Например, тема: «Взаимодействие с ребенком в период кризиса трех лет».

Цель: актуализировать проблемы воспитания и развития детей 3-х летнего возраста и найти пути их решения; повысить психолого-педагогическую культуру родителей. 

План

·         Особенности кризиса трех лет.

·         Эффективные способы решения проблемных ситуаций.

·         Правила поведения взрослых в период протекания кризиса 3 лет

Лекция на тему «Трудности глазами подростка»

Цель:

-определить какие трудности могут волновать подростка и как помочь ему их преодолеть.

-научить родителей определять, когда у подростка появились определенные проблемы.

План.

Психология подростка.

Как разглядеть стресс.

Как помочь ребенку.

Лекция на тему «Как помочь ребенку полюбить чтение».

Цель: оказание помощи родителям в воспитании у детей интереса и любви к чтению.

План:

Как спровоцировать ребенка к чтению.

Чтение перед сном.

Как из покупки книги сделать праздник.

Лекция по тему «Воспитание уважения к старшим у детей»

Цель:

Обогащение педагогических умений родителей методами воспитания у ребенка уважения к старшим.

План:

Как сформировать у учащихся правильное представление о добре и милосердии;

Как правильно воспитывать уважение, чувство благодарности к старшему поколению;

Как на своем примере научить детей сопереживать, сочувствовать старым людям



3. Пользуясь материалами лекции, письменно составьте портрет эффективного родителя. Какими качествами и установками он должен обладать?

Воспитание детей – чрезвычайно важная работа. Чтобы преуспеть в ней, как и в любой работе, необходимо обладать определенными качествами. Нужно быть терпеливыми и понимающими, но уметь стоять на своем. Нужно обладать мудростью, чтобы принимать правильные решения; трезвым умом, чтобы находить выход из трудных ситуаций; глубоким чувством справедливости.

Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности.

Адекватность родительской позиции может быть определена как умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душевном мире изменения.

Гибкость родительской позиции рассматривается как способность перестройки воздействия на ребенка по ходу его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Гибкая родительская позиция должна быть не только изменчивой в соответствии с изменениями ребенка, она должна быть предвосхищающей, прогностичной.

Прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести за собой родителей, а, наоборот, поведение родителей должно опережать появление новых психических и личностных качеств детей.

  • Любовь и принятие ребенка таким, какой он есть, независимо от его успешности, особенностей, соответствия нашим ожиданиям и представлениям о том, «каким я хочу видеть своего сына или дочь». Принятие – это основа конструктивных отношений с ребенком. Важно, чтобы эти отношения были настоящими, так как ребенок чувствует любую фальшь. Если родители, самые близкие, значимые люди, не готовы дать нам безусловную любовь, то чего же мы можем ждать от других людей? Только родители способны любить ребенка независимо от того, худой он или толстый, умный или тугодум, активный или неторопливый.

  • Помощь в понимании мира, обозначении границ приемлемого и недопустимого поведения. Здесь задача родителей – объяснить, «что такое хорошо и что такое плохо». Родители именно те люди, которые первыми начинают показывать ребенку нормы и границы дозволенного и запретного, приемлемого и недопустимого. Обозначение границ помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире. Ребенок, которому неизвестны правила и нормы, теряется от неопределенности, чувствует себя брошенным, не ощущает комфорта и безопасности, ну а далее сам начинает устанавливать грань допустимого и дозволенного. Чаще всего это приводит к нарушениям поведения, сложностям в принятии любых рамок, правил и стандартов. Здесь, во-первых, важно взвесить принципиальность и важность запретов, во-вторых, определить форму, в которой выставляются ограничения и запреты, в-третьих, следует наказание и осуждение поступка, а не личности в целом.

  • Последовательность и согласованность в действиях, запретах и разрешениях. Принципиальное значение для воспитания любого ребенка имеет последовательность действий, санкций, поощрений и наказаний. Беда, если сегодня мы разрешили ребенку что-либо, что вчера запретили, потому что изменилось наше настроение. Вторая беда связана с несогласованностью слов и действий взрослых, с которыми общается ребенок. Разногласия родителей по поводу воспитания ребенка – явление распространенное, но стоит помнить, что ребенок не должен знать об этих разногласиях.

  • Умение слышать и понимать ребенка. Умению слышать и понимать ребенка, строить с ним конструктивные отношения можно учиться. Человек не рождается на свет профессионалом ни в одной области, в том числе и в профессии родителя. Помните, что ребенок совсем не обязан быть таким, каким вы его хотите видеть. Он должен вырасти самим собой. Уравновешенность придет с годами, память и внимание можно развить, социальным навыкам научиться, но сбои в эмоциональной сфере, основой которых зачастую является неприятие родителей тех или иных черт сына или дочери, неадекватные реакции на поведение ребенка корректируются очень сложно, оказывая влияние на жизнь ребенка в самых разных сферах.


Здесь важно отмечать любые успехи ребенка, пусть даже минимальные. Важно помнить и о воспитании собственным примером. Следует научиться не просто слушать, а слышать своего ребенка, проникая в его чувства и переживания.  

  • Расти вместе с ребенком, предоставляя ему столько свободы и заботы, сколько необходимо в тот или иной период развития. Наша взрослая задача – «сопровождать», быть рядом сначала физически, а затем рационально и эмоционально, подтверждая свою готовность к диалогу и поддержке, но, не проживая жизнь ребенка вместо него и не вторгаясь в то жизненное пространство, на котором он должен научиться сам решать задачи и удовлетворять свои потребности.

  • Ценить и уважать свою уникальность, свободу и развитие.  Принять тот факт, что ребенок не часть нас, а самостоятельное существо, имеющее право, возможности и способности принимать решения и совершать выбор, могут лишь те родители, которые ценят свою свободу, дорожат своей самостоятельностью.