Файл: Протокол 1 30 августа 2022 г. Согласовано Зам директора по увр постоялко Р. В.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа села Павловка Унечского района Брянской области



«Рассмотрено»

на заседании МО учителей гуманитарного цикла

Протокол № ____1_____
«30» августа 2022 г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

______________ Постоялко Р.В.

«30» августа 2022 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ  

с. Павловка

_______________ Булова В.А.
«31» августа 2022 г.

                                                                   
Рабочая программа учебного курса
«История»
6-9 классы
Составитель: учитель истории и обществознания

Постоялко Раиса Васильевна


2022 год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «История» 6-9 классов составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897, в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г №1644 от 31 декабря 2015 года №1577)

  • ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образовании, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15

  • Основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ с.Павловка.

  • История России. Рабочая программа к предметной линии учебников И.Л. Андреева, О.В. Волобуева, Л.М. Ляшенко и др. М.: Дрофа, 2016 для 6–10 классов.

  • Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А. А. Вигасина – А. О. Сороко – Цюпы. 5-9 класс. М.: Просвещение, 2011 г.

  • Учебный план МОУ СОШ с. Павловка на 2022-2023 уч. г.

Программа конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников.

По курсу «Всеобщая история» рабочая программа ориентирована на предметную линию учебников А. А. Вигасина - О. С. Сороко-Цюпы издательства «Просвещение», 2011 г.:

  • История Средних веков. 6 класс. Е. В. Агибалова, Г. М. Донской.

  • История Нового времени. 7 класс. А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина.

  • История Нового времени. 8 класс. А. Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л. М. Ванюшкина.

  • Новейшая история зарубежных стран. 9 класс. О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа.


В рамках курса «Истории России» программа разработана применительно к учебной программе для общеобразовательных учреждений: «История России.6-10 классы» к предметной линии учебников И.Л. Андреева, О.В. Волобуева, Л.М. Ляшенко и др.

История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс. И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров.

  • История России. XVI – конец XVII века.7 класс. И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров, И.В. Амосова.

  • История России. Конец ХVІІ -XVІІІ век. 8 класс. И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко, И.Н. Фёдоров, И.В. Амосова, И.А. Артасов.

  • История России. ХІХ – начало XX века. 9 класс. Л.М. Ляшенко, О.В. Волобуев, Е.В. Симонова.

Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Цели изучения предмета:


  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, для участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Задачи изучения истории:

  • познакомить обучающихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества;

  • вырабатывать у школьников представления об основных источниках знаний о прошлом и настоящем;

  • развивать у обучающихся способности рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического анализа, применять исторические знания при рассмотрении современных событий;

  • развивать гуманитарную культуру школьников, приобщать к ценностям культуры;

  • воспитывать уважение к истории, культуре, традициям своего и других народов

  • сформировать у учащихся целостное представление об историческом пути России и о судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории;

  • сформировать у обучающихся понимание места и роли России во всемирно – историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества.


Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6–9 классах в общем объеме      280 часов, по 2 часа в неделю.

Курсы «История России» и «Всеобщая история», изложенные в примерной программе основного общего образования «История» раздельно, на практике изучаются синхронно-параллельно.


6 класс – 70 часов для обязательного изучения учебного предмета истории из расчета 2 у/ч в неделю, из них Всеобщая история – 28 ч., история России – 42 часов.

7 класс –70 часов для обязательного изучения учебного предмета истории из расчета 2 у/ч в неделю. Всеобщая история 28 часов, история России 42 часов.

8 класс –70 часов для обязательного изучения учебного предмета истории из расчета 2 у/ч в неделю. Всеобщая история – 26 часов, история Отечества 44 часа.

9 класс– 70 часов для обязательного изучения учебного предмета истории из расчета 3 у/ч в неделю. Всеобщая история 28 часов, история России – 42 часа.

Программа по истории определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса для 6—9 классов.

ІІ. Планируемые результаты освоения учебного курса «История».
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.


Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.



Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.


Выпускник научится:

  • определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.); локализовать во времени общие рамки и события исторических периодов (Древняя история, Средневековье, Новое время, Новейшая история); соотносить хронологию истории России и всеобщей истории;

  • использовать историческую карту как источник информации о территории государств, значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира, местах крупнейших событий и др.;

  •  проводить поиск информации, анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории; систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;

  • представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни людей различного социального положения; б) ключевые события эпохи и их участников; в) памятники материальной и художественной культуры новейшей эпохи;

  • раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития стран, политических режимов, международных отношений, развития культуры;

  • объяснять причины и следствия наиболее значительных событий (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.);

  •  сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран, сравнивать исторические ситуации и события;

  • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории.


Выпускник получит возможность научиться:

  • используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие государств;

  • сопоставлять свидетельства различных историческихисточников, выявляя в них общее и различия; применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

  • осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций и др.; применять знания по истории России и своего края при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края; проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи, города, края.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и способов исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5-9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

  1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

  1. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

  1. Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду;

  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и других);

  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

  1. Описание (реконструкция):

  • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.