Файл: И. В. Марченко О. П. Старченко метрология, стандартизация и сертификация в упаковочном производстве лабораторный практикум.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 193

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

30 2) по материалу основы:
– бумажные;
– синтетические;
– тканевые;
3) по способу нанесения:
– без нанесения клея;
– с нанесением клеевого слоя;
– самоклеящиеся;
– термоусадочные;
4) по форме:
– горизонтальные;
– вертикальные;
– фигурные;
5) по отделке:
– с тиснением фольгой;
– с конгревным тиснением;
– с голограммами;
– с термоэлементами;
6) по конструкции:
– простые (плоские наклейки);
– бандероли (бумажная лента, оборачивающая продолговатый продукт, например батон хлеба);
– раскладные (в виде книжечки или проспекта на лекарствен- ных или косметических средствах);
– навесные (прикрепленные к продукту с помощью веревки или цепочки) и т. д.
Существуют следующие разновидности этикетки:
− идентифицирующая (идентифицирует товар или марку), сор- тоуказывающая, описательная (описывает товар по его основным параметрам);
− пропагандистская (пропагандирует разрешительные, эстети- ческие свойства товара, его графическое исполнение и др.).
Разновидностью этикеток являются кольеретки, имеющие особую форму (обычно V-образную) и наносящиеся в основном на бутылки в сочетании с этикетками. Кольеретки, как правило, выполняют роль декоративных элементов и содержат минимум текстовой информации.
В последние десятилетия бумажная этикетка используется про- изводителями все реже и реже. Объемы ее поставок существенно

31 уменьшились во всем мире, в том числе в Беларуси. На смену ей приходят этикетки из композитных материалов. Они представляют собой сочетание различных материалов, например текстиля, карто- на, металла в различных комбинациях.
На первое место по объемам поставок выходит этикеточная продукция из полимерных материалов. Лидерами этой группы являются самоклеящиеся этикетки.
В Республике Беларусь действует ряд законов и нормативов, которые устанавливают требования к этикеткам в целом, к инфор- мации на этикетке, к оформлению этикетки, а также к этикеткам на товары, относящиеся к тому или иному классу продукции.
В качестве обязательных нормативов для исполнения приняты следующие законодательные и нормативные документы.
СТБ 1400–2009 «Товары непродовольственные. Информа-
ция для потребителя. Общие требования». Стандарт распростра- няется на непродовольственные товары отечественного и зарубеж- ного производства (далее — товары), реализуемые на территории
Республики Беларусь в розничной торговле, и устанавливает общие требования к содержанию информации для потребителя. Стандарт не распространяется на продукцию судостроения, строительную продукцию, полиграфическую продукцию, произведения искусства, изделия художественного и народного промысла, парфюмерно- косметическую продукцию, лекарственные средства, изделия меди- цинского назначения и медицинской техники, табачные изделия, то- вары, бывшие в употреблении, а также не поступающие в торговлю комплектующие изделия и запасные части, предназначенные для под- держания конкретных товаров в работоспособном состоянии.
Маркировка непродовольственных товаров должна содержать следующую информацию:
− наименование товара;
− наименование страны, производителя, его адрес;
− назначение (область использования);
− основные свойства и характеристики;
− правила и условия эффективного и безопасного использования;
− обозначение нормативно-технического документа, на осно- вании которого произведен товар;
− информацию о подтверждении соответствия.
СТБ 1100–2016 «Пищевая продукция. Информация для по-
требителя. Общие требования». Стандарт распространяется


32
на пищевую продукцию отечественного и зарубежного производ- ства, выпускаемую в обращение на территории Республики Бе- ларусь, и устанавливает общие требования к информации о ней для потребителя. Стандарт не распространяется на пищевую про- дукцию, производство которой осуществляется организациями общественного питания в процессе оказания услуг общественного питания для потребления на месте производства.
Маркировка упакованной пищевой продукции должна включать следующие реквизиты:
− наименование пищевой продукции;
− наименование, местонахождение изготовителя пищевой про- дукции;
− товарный знак (при наличии);
− количество пищевой продукции;
− состав пищевой продукции;
− показатели пищевой ценности;
− рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе по приготовлению;
− условия хранения. Для пищевой продукции, качество и без- опасность которой изменяются после вскрытия упаковки, защи- щавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;
− срок годности пищевой продукции;
− дату изготовления пищевой продукции;
− обозначение ТНПА;
− штриховой идентификационный код;
− сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генномодифицированных организмов;
− наименование и местонахождение упаковщика;
− единый знак обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза.
Порядок выполнения работы
1. Оформить протокол практической работы. Согласно стан- дарту СТБ 1100–2016 произвести анализ выданной преподавате- лем этикетки непродовольственного товара.

33 2. Согласно стандарту СТБ 1400–2009 произвести анализ вы- данной преподавателем этикетки пищевой продукции.
3. Написать вывод о проделанной работе, в котором необхо- димо обобщить анализ соответствия показателей маркировки тре- бованиям нормативных документов на исследуемую продукцию.
Пример нарушения требований ТНПА по маркировке.
В части маркировки выпускаемой и реализуемой продукции наиболее часто нарушаются следующие требования.
1. Закон Республики Беларусь «О защите прав потребите-
лей». Статья 7 пункт 1 «Изготовитель (продавец, поставщик, пред- ставитель, исполнитель) обязан своевременно предоставлять по- требителю необходимую и достоверную информацию о предлага- емых товарах (работах, услугах), соответствующую установлен- ным законодательством и обычно предъявляемым в розничной торговле, бытовом и иных видах обслуживания потребителей тре- бованиям к содержанию и способам предоставления такой инфор- мации. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются
Правительством Республики Беларусь, если иное не установлено
Президентом Республики Беларусь».
2. Закон Республики Беларусь «Об оценке соответствия
требованиям технических нормативных правовых актов в об-
ласти технического нормирования и стандартизации». Статья 10 часть 2 «Знаки соответствия Национальной системы подтвержде- ния соответствия Республики Беларусь — знаки, защищенные в установленном законодательством порядке, свидетельствующие о проведении всех необходимых процедур подтверждения соот- ветствия и о соответствии маркированных ими объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации».
3. СТБ 1400–2009 «Товары непродовольственные. Инфор-
мация для потребителя. Общие требования». Пункт 4.1 «Изгото- витель (продавец, поставщик, упаковщик, представитель) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и досто- верную информацию о предлагаемых товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора»; пункт 4.4 «Информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение отно- сительно потребительских, функциональных и эксплуатационных


34
свойств товара, способов его применения (использования), ком- плектности или количества, а также других сведений, прямо или косвенно характеризующих качество и безопасность товара, и не мог ошибочно принять приобретаемый товар за другой, близкий к нему по назначению, внешнему виду или другим показателям. Инфор- мация для потребителя должна позволять идентифицировать предлагаемый товар и его изготовителя».
Выявленные нарушения:
– отсутствует полная и достоверная информация о товаре на русском или белорусском языке — не указаны наименование и местонахождение изготовителя и импортера, модель, наимено- вание и назначение изделия, размерно-ростовочные признаки, состав сырья, дата изготовления;
– предоставление недостоверной информации о составе сырья швейных, трикотажных, текстильных изделий: сырьевой состав, указанный в маркировочных реквизитах изделий, не соответствует его фактическому составу;
– в изделиях, требующих дополнительного ухода, отсутствует памятка по уходу за изделием;
– предоставление недостоверной информации о сертификации продукции и неправомерное использование знака соответствия: изделия замаркированы знаком соответствия в Национальной си- стеме подтверждения соответствия Республики Беларусь при от- сутствии сертификата соответствия.
Контрольные вопросы
1. Что такое маркировка, ее назначение?
2. Что такое этикетка?
3. Отличительные особенности этикетки.
4. Какую информацию должна содержать маркировка непро- довольственных товаров?
5. Перечислите реквизиты, которые должна включать марки- ровка упакованной пищевой продукции.

35
Лабораторная работа № 6
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО
ИСПОЛНЕНИЯ ТАРЫ И УПАКОВКИ
Продолжительность работы — 2 ч
Цель работы: ознакомление с методикой оценки качества полиграфического исполнения продукции: выявление дефектов исполнения и установление их значимости для пачек, коробок, упа- ковки по допечатным, печатным и отделочным процессам.
Приборы и материалы: тара и упаковка, денситометр, поли- графическая лупа, линейка, вспомогательные материалы.
Теоретическая часть
Качество продукции обеспечивается за счет строгого соблю- дения правил, установленных в ТНПА и ТУ на всех стадиях про- изводства.
Соответствие показателей качества изготавливаемой продук- ции установленным требованиям проверяется путем проведения технического контроля качества изготавливаемой продукции.
Технический контроль организовывается на основных техно- логических процессах:
− контроль качества изготавливаемой продукции в процессе производства;
− окончательный контроль готовой продукции.
Контроль качества в процессе производства осуществляют ис- полнитель, мастер участка, технолог, а контроль готовой продукции производят контролеры ОТК (отдел технического контроля).
Качество — совокупность свойств и характеристик продук- ции, которые придают ей способность удовлетворять обусловлен- ные или предполагаемые потребности.
Контроль — процедура оценивания соответствия путем на- блюдений и суждений, сопровождаемых соответствующими изме- рениями, испытаниями или калибровкой.
Технический контроль — проверка соответствия объекта кон- троля установленным техническим требованиям.


36
Приводка — технологическая операция формного и печатного процессов, обеспечивающая правильное расположение оттиска на запечатываемом материале и точное совмещение красок.
Приладка — подготовительный процесс перед печатанием в плоской офсетной печати, который включает в себя установку печатной формы, подготовку бумагопроводящей системы, регули- ровку красочного аппарата и приводку изображения.
Корректура — процесс исправления ошибок и неточностей.
Сводка — корректура по контрольному оттиску с установлен- ной в машине печатной формы с целью выявления ошибок и устранения дефектов, возникающих при печатании.
Операционный контроль — контроль продукции или процесса во время выполнения или завершения технологической операции.
Подписной лист — оттиск, полученный с печатной машины по окончании всех подготовительных технологических операций и в наибольшей степени соответствующий требованиям заказчика, утвержденный мастером участка (начальником цеха) и являющий- ся эталоном при печати тиража.
Эталон — отлично выполненный образец полуфабриката, полностью удовлетворяющий требованиям ТУ.
Виновник брака — лицо, по вине которого произошел брак.
Внешний брак—брак, выявленный в процессе использования и эксплуатации выпускаемой продукции у потребителей и при- знанный предприятием-изготовителем.
Внутренний брак—брак, выявленный в процессе производства.
Годная продукция— продукция, удовлетворяющая всем уста- новленным требованиям.
Дефект—каждое отдельное несоответствие продукции уста- новленным требованиям.
Дефектное изделие— изделие, имеющее хотя бы один дефект.
Критический дефект — дефект, при наличии которого ис- пользование продукции по назначению практически невозможно.
Изолятор брака—специально отведенное место для брако- ванной продукции.
Исправимый брак — брак, все дефекты в котором, обусловив- шие забракование продукции, являются устранимыми.
Неисправимый брак — изделия, которые не могут быть ис- пользованы по прямому назначению и исправление которых тех- нически невозможно или экономически нецелесообразно.

37
Несоответствие — невыполнение установленного требования.
Несоответствующая продукция (брак) — продукция, кото- рая не соответствует требованиям и не может быть использована по своему прямому назначению без дополнительной обработки и исправления.
Соответствие—выполнение установленных требований.
Технический нормативно-правовой акт — документ, содер- жащий правила, общие принципы или характеристики, касающие- ся различных видов деятельности или их результатов.
Каталог FEFCO-ASSCO — перечень унифицированных ящи- ков, разработанный Союзами европейских изготовителей тары из клееного плотного (FEFCO) и гофрированного (ASSCO) карто- на. В системе FEFCO-ASSCO каждой конструкции тары присвоен свой номер, который можно использовать при заказе.
Инлайновые линии — линии для изготовления четырехклапан- ных ящиков из трех- или пятислойного гофрированного картона.
Ротационная высечка — процесс обработки гофрокартона ро- тационными формами, придающий изделию фигурную форму.
Плоская высечка — процесс обработки гофрокартона плоски- ми формами, придающий изделию фигурную форму.
Заусенец — острый, задравшийся на поверхности или высту- пающий за обрез кромки кусочек картона.
Бахрома — неровный обрез кромки картона в виде ворсистости.
Эффект «стиральной доски» — более темный цвет печати на вершинах гофр.
Пантон — каталог системы «Pantone Formula Guide» стандар- тизованных основных цветов с указанием номера цвета.
Порядок выполнения работы
1. Оформить протокол практической работы. Выполнить оценку качества выданных преподавателем изделий.
Метод оценки качества полиграфического исполнения про- дукции состоит в выявлении дефектов исполнения и установлении их значимости. Дефекты, обнаруженные в экземпляре изделия, фиксируются следующими баллами дефектности:
1 балл — один или группа незначительных одинаковых дефектов;
2 балла — существенный (средний) дефект или группа дефектов;


38 3 балла — значительный дефект, являющийся отступлением от нормы до нижнего предела допуска технологической инструк- ции, а также дефект, выходящий за пределы допуска и ухудшаю- щий товарный вид рассматриваемого экземпляра изделия, но не исключающий возможности пользования им.
Экземпляр изделия признается «браком» в том случае, если в нем обнаружен дефект, исключающий возможность практиче- ского использования этого экземпляра по прямому назначению.
Оценка качества полиграфического исполнения изделия фор- мируется статистическим методом путем суммирования баллов дефектности за обнаруженные дефекты или группу повторяющих- ся дефектов по результатам тщательного просмотра квалифициро- ванными специалистами 10 экземпляров тиража, подготовленного к сдаче, отобранных из начального, среднего и конечного периода изготовления и именуемых в дальнейшем термином «выборка».
Оценка производится по формным, печатным и отделочным процессам отдельно (см. табл. 6.1).
Установлены предельно допустимые значения суммы баллов дефектности по каждой группе процессов и виду изделий. Эти ограничительные показатели введены итоговой строкой в указан- ную выше таблицу. Если сумма баллов дефектности рассматрива- емого процесса (формного, печатного, отделочного) превышает свой ограничительный показатель, все изделие в целом не может получить оценку выше «удовлетворительно». При обнаружении в выборке брака просмотр прекращается до изъятия его из тиража или исправления.
Согласно
1   2   3   4   5   6