Файл: Семинар 7 Гносеология План семинарского занятия Проблемы гносеологии Познавательные способности человека.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Семинар № 7 «Гносеология»

План семинарского занятия

1. Проблемы гносеологии

2. Познавательные способности человека

3. Уровни познания (эмпирический и рациональный)

4. Типы познания

Задание для самостоятельной работы

Учебник под ред. В.П. Кохановского . С

Учебник под ред. Ю.Л. Шевченко. С.

Выписать в тетрадь все определения

Подготовиться к ведению опроса своего партнера по работе в малой группе по теме «Гносеология»

Подготовиться к контрольной работе на знание понятий по темам 1-6

Темы докладов:

Основные проблемы гносеологии

Эмпирическое познание в медицине

Рациональное познание в медицине

Пояснительная записка к содержанию

учебного материала семинара № 7

Вопрос 1. Проблемы гносеологии.

Гносеология учение о познании, познавательной деятельности человека в науке, во вненаучном знании, в обыденном знании.

Гносеология изучает наиболее общие характеристики познавательной деятельности. Частные проблемы познания изучают логика, физиология высшей нервной деятельности, психология и т.д

Главная проблема гносеологии – проблема познаваемости мира

Познаваем ли мир?

На этот вопрос существует два ответа:

Гносеологический оптимизм ( уверенность в познаваемости мира)

Агностицизм (философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности).

Другие проблемы гносеологии:

-Определение познавательных способностей человека ( чувственное познание, рациональное познание, природа интуиции)

-Обозначение основных способов познания (анализ эмпирических и теоретических методов исследования, процедуры аргументации и доказательства)

- выявление движущих сил и закономерностей процесса познания, в том числе и (социокультурных факторов, влияющих на субъект и объект познания)

- свойства о субъекта и объекта познания.

Субъект познания – познающий человек, группа людей, все человечество. Субъект активен. Он обладает способностью выделять, обозначать объект познания в зависимости от уровня своих знаний
( привести примеры обозначения объекта познания на различных этапах жизни человека) и уровня сознания (приведите примеры из жизни выдающихся ученых)

Субъект создает, конструирует в своем мышлении модель предмета или явления, оценивает ее, придавая ей как личное, так и общественное значение (приведите примеры из области медицинской науки, из истории медицины)

В естественных науках (физика, химия, биология) – объект пассивен ( что это означает?)

В гуманитарных науках (этика, социология, биоэтика, педагогика, психология) объект активен и влияет на субъект (Приведите пример активности объекта гуманитарной науки)

Вопрос 2. Познавательные способности человека

Выделяют три группы познавательных способностей:

Чувства

Рассудок

Разум

Рассудок и разум оперируют понятиями (приведите пример таких наук, в которых ученые оперируют, в основном, понятиям, приведите пример таких наук, в которых понятия служат для обозначения реального материального явления)

Чувственное познание осуществляется органами чувств через :

ощущения - (приведите пример, когда в ощущениях могут возникнуть ошибки)

восприятия (приведите пример, когда восприяте может оказаться неверным)

представления (приведите примеры формирования представлений)

В процесс познания включены

когнитивная сфера личности,

эмоциональная сфера личности,

мотивационно-волевая сфера личности

Когнитивная сфера это -

-ощущения, восприятия, представления

-память, воображение, мышление

понятия, суждения, умозаключения

Эмоциональная сфера - ( дайте полное определение)

Мотивационно-волевая сфера

-потребность

-мотив

-цель

Вопрос 3. Уровни познания (эмпирический и рациональный)

Эмпирический уровень познания это

Наблюдение, натурное наблюдение - это изучение объекта в обычных для него условиях (обозначьте требования к наблюдению во врачебной практике)



Сравнение - это выявление сходных и отличающихся сторон, характеристик (обозначьте требования сравнению во врачебной практике)

Эксперимент - испытания в натуральной, или натурально-модельной форме (обозначьте требования к эксперименту во врачебной практике)

С эмпирическим уровнем познания связан метод индукции ­- вида обобщения, обоснованного на данных многократных опытов, наблюдений, экспериментов.

Методы рационального познания:

Абстрагирование – выделение фрагмента и его осмысление в «чистом» виде (приведите пример)

Анализ – реальное или мысленное разделение явления на части и изучение каждой из них(приведите пример)

Синтез - реальное или мысленное объединение изученных частей в единое целое (приведите пример синтеза знаний из разных областей)

ИДЕАЛИЗАЦИЯ - это мысленное конструирование понятий об объектах ( прямая, биссектриса, сопротивление, световой год), которых в действительности нет, но есть их образы

МЫСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ – мысленное установление причинно-следственных связей, составление «рисунка» сети причинений(приведите пример)

В рациональном познании используется метод ДЕДУКЦИИ, то есть переход от общего к частному, от гипотетического суждения, основанного на знании базовых законов, к доказательствам состоятельности данного гипотетического суждения через опыт, эксперимент, наблюдение
Объекты познания

Первичные – явления реального мира: природа, организмы, предметы, вещи

Вторичные – образы первичных объектов в мышлении людей. Это связано с психическими процессами.

Третичные – абстракции: плоскость, прямая, земная ось

Вопрос 4. Типы познания

Мифологическое познание это не примитивное мышление. В нем можно выделить логику и рациональность.

Обыденное познание ориентировано на мир повседневного опыта ( нормы, правила, устремленность к практической пользе(приведите пример)

Обыденный рассудок не готов к философствованию (отсутствуют основной вопрос философии и две его стороны)

Научное познание – особый вид познания, целью которого является получение объективных истинных знаний о действительности, их теоретическая систематизация
(приведите пример из биологии, физиологии).

Цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, выявление законов природы.