Файл: Реферат дисциплина Введение в специальность Тема Кадровая служба функции, организация, ответственность студент группы упн4,5118(1) Домнич Дмитрий Игоревич.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Из отдела кадров в производственные подразделения направляются сведения:
1) о нарушителях трудовой дисциплины;
2) копии приказов о приеме, перемещении внутри предприятия;
3) увольнении рабочих и служащих;
4) изменении правил внутреннего трудового распорядка;
5) сведения, относящиеся к вопросам трудовой дисциплины.
От бухгалтерии отдел кадров получает штатное расписание, расчеты потребности в рабочей силе, справки о заработной плате для оформления пенсий по возрасту и инвалидности.
В бухгалтерию отдел кадров представляет сведения о списочной численности работников, прогулах, текучести кадров, табель учета рабочего времени, проекты приказов о приеме, перемещении и увольнении материально ответственных лиц, листы временной нетрудоспособности для оплаты, сведения о приеме, перемещении, увольнении и очередных отпусках работников предприятия.
В разделе «Права» указаны основные полномочия, которыми наделен отдел кадров, в частности: право требовать от всех подразделений предприятия необходимых для полноценной работы отдела кадров материалов; право принимать работников предприятия по вопросам приема, перемещения и увольнения; право осуществлять связь с другими организациями по вопросам подбора кадров; право требовать от других подразделений обязательного выполнения тех указаний, которые предусмотрены положением об отделе кадров.[6,c.105]
В разделе «Ответственность» установлена ответственность начальника отдела кадров за выполнение возложенных на отдел функций и ответственность работников отдела, которая устанавливается должностными инструкциями.
Любая должностная инструкция работника предприятия имеет три раздела: должностные обязанности, требования к знаниям и требования к квалификации по разрядам оплаты.
Обязанности начальника кадровой службы.
К основным должностным обязанностям начальника отдела кадров относится осуществление следующих функций:
-руководство работой службы
-разработка необходимой документации, предложений, рекомендаций, инструкций и т.п.
-проведение работы по защите информации, составляющей государственную, коммерческую и служебную тайну
-обеспечение рационального распределения нагрузки между работниками отдела
-создание условий для роста и повышения квалификации персонала
-осуществление контроля за соблюдением работниками правил внутреннего трудового распорядка, правил и норм охраны труда и противопожарной безопасности, производственной и трудовой дисциплины
-внесение предложений о поощрении отличившихся работников, наложении взысканий на нарушителей производственной дисциплины
-контроль за своевременным составлением отчетности
Начальник кадровой службы должен знать:
1) постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов, касающиеся деятельности службы
2) нормативные акты и методические рекомендации, определяющие порядок проведения работ в отделе
3) основы экономики, организации труда и управления
4) законодательство о труде и охране труда в РФ
5) правила внутреннего трудового распорядка
6) правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Раздел 2. Задачи, функции и структура кадровой службы.
Кадровая служба решает следующие задачи:
-осуществление работы по подбору, расстановке и использованию рабочих и специалистов
-формирование стабильно работающего трудового коллектива
-создание кадрового резерва
-организация системы учета кадров
Кадровая служба выполняет следующие функции:
-работка планов комплектования кадров в соответствии с программой развития конкретной организации
-оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством РФ
-учет личного состава
-хранение и заполнение трудовых книжек, ведение документации по делопроизводству
-контроль за исполнением руководителями подразделений приказов и распоряжений по работе с личным составом
-изучение движения кадров, анализ текучести кадров, разработка мероприятий по ее устранению
-анализ деловых качеств специалистов организации с целью рационального использования кадров
-создание условий для повышения образовательного и квалификационного уровня специалистов
-работа по созданию резерва на выдвижение
-подготовка предложений по улучшению расстановки и использованию работников
-подготовка и систематизация материалов для аттестационной комиссии подготовка материалов для представления работников к поощрению и награждению
-принятие мер по трудоустройству высвобождаемых работников
-организация контроля за состоянием трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка
-ведение всей отчетности по кадровым вопросам[15,c.90]
Полномочия, которыми, как правило, наделена кадровая служба, заключаются в следующем:
-право требовать от всех подразделений организации представления необходимых для ее работы материалов
-право принимать работников организации по вопросам перемещения и увольнения
-право взаимодействовать с другими организациями по вопросу подбора кадров
-право требовать от других подразделений обязательного выполнения тех указаний, которые предусмотрены положением об отделе кадров
Полноценная кадровая служба обычно включает в себя несколько секторов с четким разделением функции:
1. сектор учета и анализа, кадрового делопроизводства. В его компетенцию входит разработка кадрового плана в бизнес-плане организации, подготовка штатного расписания, должностных инструкций, учет кадров, создание базы данных о сотрудниках, формирование и ведение личных дел сотрудников и т.д.
2. сектор подбора специалистов (рекрутинга) занимается комплектованием штата, кадровым планированием, поиском и отбором персонала, оценивает профпригодность соискателей, оформляет прием на работу и т.д. сектор потенциала обучает нового работника, вводит его в должность, организует обучение, повышение квалификации, планирует карьеру и т.д. сектор мотивации проводит исследование индивидуальной и групповой мотивации, проводит аттестацию, разрабатывает системы стимулирования персонала, премирования и т.п.
3. сектор социальной политики создает благоприятный психологический климат в коллективе, внедряет корпоративную культуру, проводит социометрические исследования, поощряет индивидуальную и групповую инициативу, создает условия для творчества и развития
Если организация не очень большая, эти сектора могут быть объединены.
Деятельность любого подразделения должна начинаться с составления положения об этом подразделении. Положение о кадровой службе должно состоять из следующих разделов: общие положения; задачи; структура; функции; взаимоотношения с другими подразделениями; права; обязанности; ответственность.
Заключение
Роль кадровой службы высока, тем более для предприятий осуществляющих организационно – экономическую деятельность в условиях сегодняшней экономической ситуации. Прежде всего эффективное управление персоналом признается сегодня важнейшим фактором конкурентоспособности компаний и достижения ими экономического успеха, а успеха можно добиться только в том случае, если в организации рабочий процесс будет налажен, и в первую очередь в кадровой службе.
Кадровые службы в фирме обладают высоким статусом и широкими полномочиями для комплексного системного управления трудовыми ресурсами.
Существенным фактором является компетентность кадровой службы. Именно от нее зависит, насколько объективно будет оценен тот или иной претендент, что впоследствии может сказаться на деятельности предприятия и, в конечном итоге, на их же зарплате (что сейчас в России является доминирующим стимулом).
Без грамотно организованной кадровой службы сегодня не может существовать ни одна организация. Роль кадровой службы на предприятии обусловлена требованиями времени, согласно которым и строится единая кадровая политика предприятия. Конечно у кадровых служб имеются как достоинства так и недостатки, существует множество моделей структурирования и построения работы кадровой службы, и предприниматель сам выбирает более эффективную модель для ведения деятельности. Так же стоит отметить что работа кадровой службы тесно сплетена с работой остальных отделений организации, и ее работа влияет на работу всей организации.
При проведении изменений или реорганизации кадровой службы необходимо это учитывать, для того, чтобы грамотно подобрать необходимые изменения.
Список использованной литературы
1. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: учебник для Вузов. Под ред. — М.: Инфра — М, 1997.
2. Мазурова Д.Л. Особенности кадровой политики на предприятии в условиях инноваций Опыт и проблемы использования кадров в промышленности. — М., 1990.
3. Маслов Е.В. «Управление персоналом предприятия». – М.,2002.
4. Мухамбетов Т. И. Стратегия управления трудом.- Алма-Ата., Казахстан,2000.с94
5. Хейне П. Экономический образ мышления: Пер с англ. — М.: Новости, 1991.
6. Андреева В.И. Делопроизводство в кадровой службе: Практическое пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2002.
7. Выварец А.Д. Экономика предприятия: Учебн. для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 543 с.8
8. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия): Учебник. – 5-е изд., перераб., и доп. – М.: Дашков и, 2005. – 1012 с.
9. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организации (предприятия): учеб./ под ред. И.В. Сергеева. – 3 изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 560 с.
10. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 528 с. — (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова).