Файл: Контрольная работа по истории вариант 10 Выполнил студент группы зс221 Камзин Ерболат Сергалиевич Проверил к и. н, доцент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций

Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики


кафедра философии и истории
Контрольная работа по истории
вариант 10

Выполнил студент группы ЗС-221

Камзин Ерболат Сергалиевич
Проверил к.и.н, доцент

Ломакин Константин Владимирович

Новосибирск 2022

Содержание:

  1. История закрепощения крестьян России в законодательных актах 1497, 1550, 1649 гг.

  2. Почему правители Золотой Орды занимали веротерпимую позицию к православной церкви России? В чём это проявлялось? Роль православной церкви в освободительной борьбе против Золотой Орды?

  3. Программа 1905 года Конституционно-демократической партии России (кадеты) отражает достижения буржуазной демократии Запада. В каких требованиях это проявилось?

  4. Список используемой литературы………………………………………………………



История закрепощения крестьян России в законодательных актах 1497, 1550, 1649 гг.

История отечества государства и права, не только как историческая наука, но и как юридическая наука, является фундаментальной юридической дисциплиной. Как юридическая наука, история государства и права в полной мере показывает нам происхождение, и развитие правовых норм, что помогает понять различное положение всех социальных слоев населения на каждом этапе развития государства. Закрепощение крестьян и их практически бесправие в ранних и поздних правовых нормах права является одним из предметов изучения истории государства и права как юридической науки. С самого начала Древнерусского государства мы наблюдаем развитие крестьянского вопроса. Таким образом, исследуя эту тему, мы должны выяснить, как происходил процесс закрепощения крестьян, насколько остро стоял этот вопрос, какие события способствовали легальному оформлению крепостного права.

Положение крестьян по Судебникам 1497 и 1550 гг.


Судебник 1497г. - первый законодательный свод Русского централизованного государства. Он подвел итог процессу объединения княжеств вокруг Москвы и одновременно заложил основы законодательного оформления системы крепостного права в общегосударственном масштабе. Статья 57 Судебного кодекса "Крестьян отказ" гласит: "Крестьян отказ от прихода к приходу, от села к селу, один срок в год, за неделю до Юрьевых дней осени и за неделю после Юрьевых дней осени. Старики платят рубль за двор в поле, а в лесу полтинник. А тот крестьянин выживет, кто год Да поидет прочь, и он платит четверть двора ; и два года проживет, и Да поидет прочь, и он полвора платит ; и три года проживет, и Да поидет прочь, и он платит три четверти двора; и четыре года проживет, и он весь двор платит." Судебники XV-XVI вв. М.-Л., 1952, с. 27


Как видно из приведенной статьи, по всей стране Судебным кодексом 1497 года был установлен строго определенный срок для крестьянских переходов.

В конце XV и первой половине XVI века правительство находилось в очень тяжелом положении. Ведь крестьянские переходы, даже очень ограниченные Судебником 1497 года, создавали нестабильность, текучесть рабочей силы в хозяйстве служилого дворянства. Дворяне настойчиво добивались полной отмены права передачи крестьян. Однако правительство тогда не могло решиться на такую меру, так как это поставило бы тех же дворян, которые только начинали обзаводиться хозяйством, в еще более тяжелое положение.

В Придворной книге 1550 года можно отметить, что он подтвердил право крестьянина ходить на Георгиевский день, но увеличил цену старикам.

Обращаясь к статьям Судебника 1550 года, мы видим статью 88, которая посвящена крестьянскому выходу, новым является прибавка к цене пожилого человека двух алтынов за повозку, очевидно, пришедшуюся на зиму. Этот закон разъясняет, что лесная местность-это та, где лес не дальше 10 верст и что стариков надо брать на полный двор, а не с каждого здания во дворе.

Для пожилого Судебного судьи 1550г. он еще более ограничил право крестьян на переход. Но даже это урезанное право не всегда было доступно крестьянам. В тех случаях, когда они пытались уйти от ненавистных феодалов, последние не только произвольно увеличивали количество стариков, но и насильственно задерживали их. Единственным способом избавиться от помещика для крестьян был теперь не выход, а отказ, т. е. их вывоз другим помещиком.

Некоторые помещики даже в середине XV в. добивались права не отпускать крестьян, живших на их землях, но это были лишь особые случаи. До 80-х годов XVI века никаких общих мер по запрещению крестьянских переправ не принималось. Правительство решило подождать, пока дворяне прочно осядут в своих поместьях и обзаведутся хозяйством. Но со временем количество крестьянских переправ значительно возросло. Поэтому право перехода было окончательно решено уничтожить введением так называемых заповедных лет.

Б. Д. Греков, опираясь на древние источники, пришел к выводу, что правило Георгиевского дня действовало в Русском государстве до 1580 года включительно.  В 1581 году был издан закон о заповедных годах, который отменил крестьянские переходы, предусмотренные статьей 57 Свода законов 1497 года и статьей 88 Свода законов 1550 года. Закон о заповедных годах до нас не дошел. Первым защищенным годом был 1581. Закон о заповедных годах с самого начала, то есть с 1581 года, имел не областное, а общегосударственное значение и распространялся на всю территорию Русского государства. Она была введена как временная мера "на время земли поустроицы"; ее отмена считалась современниками во всякое время возможной и ожидаемой греками.



Исходя из этих фактов, возникает вопрос, почему правительство сразу же окончательно не отменило Георгиевский день, а ввело заповедное лето?

Б. Д. Греков предположил, что правительство не готово резко нарушить освященную веками традицию, опасаясь вызвать недовольство. Он осторожно санкционировал вновь возникший порядок.

Бесправное положение крестьян по Соборному уложению 1649 г.

Особая глава Соборного кодекса 1649 года XI "Суд крестьян" определяла полное и всеобщее порабощение крестьян России.

Согласно статье 2 главы XI Кодекса, запланированные летние каникулы были отменены. Каждый беглый крестьянин подлежал возвращению к прежнему хозяину без всяких справок о сроке давности побега. Кодекс предписывал также, чтобы крестьяне возвращались вместе с приобретенным ими имуществом.

Статья 3 гласит, что возвращению подлежат не только крестьяне-тягльцы, но и их жены, дети, братья, племянники, жившие с ними в одном дворе и ранее считавшиеся свободными. Таким образом, было установлено наследование крепостного права, а также расширено право помещиков на собственность крестьян.

Соборный кодекс также усилил контроль над беглыми крестьянами, о чем свидетельствуют следующие статьи:

  • Статья 10 категорически запрещала принимать беглых крестьян, за что предусматривалось наказание в виде штрафа в размере "десяти рублей в год". Но если кто-то даст клятву, что у него нет беглых крестьян, и тогда беглые будут обнаружены, то статья 27 предусматривает такое наказание: "бить его торговым кнутом в течение трех дней, сажать в тюрьму на год, впредь ни во что не верить и ни в каких случаях никому не давать суда"..

  • Статья11 говорит, кто подаст государю жалобу на беглого и беглого писца, книги писцовые не пишутся ни за истца, ни за ответчика, но если эти беглые записаны за истца или за Ответчика в переписных книгах прошлых лет, то отдайте их тому, кто следовал, за кем они записаны.

  • Статья 20 рассматривает случай, когда новые крестьяне приходят к помещику и утверждают, что они не беглецы, а свободные и хотят жить с ним. В этом случае землевладелец должен был потребовать у них отпускные, выяснить, кто они и откуда, а также обеспечить их себе.

  • Статья 21 предусматривает, если помещичье лицо напишет для себя, не зная точно, был ли свободным человеком этот пришелец, и на это придет посмотреть, то последует суд и следствие над этим человеком (пришедшим), к которому он принадлежал по переписным книгам, со всей семьей. Кроме того, Соборный кодекс узаконил мирные сделки между феодалами относительно беглых крестьян, разрешал им переводить крестьян из одного сословия в другое и даже продавать их. Она допускала даже раздробление крестьянских семей, насильственное разлучение детей с родителями.

  • Статья 13 Соборного кодекса гласит, что если крестьянка выходит замуж за чьего-либо овдовевшего крестьянина на бегу, то собственник может вернуть ее мужу, но оставить детей от первой жены крестьянина у собственника, который ранее владел этим крестьянином. 

  • Статья 15 касается случая, когда крестьянская вдова (в то время как ее муж был зарегистрирован у помещика) выходит замуж за человека, который принадлежал другому владельцу после бегства, то беглую вдову следовало вернуть помещику, к которому был приписан ее муж, но вернуть с "новым" мужем.

  • Статья 16 сразу же предусматривает случай, когда муж вдовы не был зарегистрирован на какого-либо землевладельца, и в этом случае вдова остается жить с землевладельцем, которому принадлежит ее "новый" муж.


В Кодексе есть право суда феодала над крестьянином, за исключением особо тяжких уголовных преступлений. Также не разрешалось верить крестьянам в доносы на своих господ ни в каких случаях, единственным исключением была государственная измена.

Усиливая правовое давление на крестьян, Кодекс не гарантировал неприкосновенности их личности и имущества в случае злоупотреблений со стороны феодала. Оно не наказывало помещиков за жестокое обращение с крестьянами, вплоть до смертной казни, и оставляло неопределенным земельное обеспечение крепостных и их повинности в пользу феодалов. Крестьянские массы несли материальную ответственность за долги своих хозяев. Точно так же крестьян штрафовали за неявку хозяев на службу.

Таким образом, Соборное уложение 1649 года не только окончательно закрепило частных крестьян за их феодалами, но и установило их зависимость от феодального государства. Наряду с этим она просто приковывала черноволосых и дворцовых крестьян к местам их жительства, лишая их свободы передвижения и выбора занятий, как указано в статье 1 главы XI.

Соборный кодекс 1649 года полностью удовлетворил требования дворян, которые они выдвигали в своих прошениях. Был установлен бессрочный розыск беглых крестьян, что привело к окончательному порабощению.

Подводя итог, можно отметить, что развитие феодальных отношений в Древней Руси неизбежно вело к превращению свободного населения в феодально-зависимое. Порабощение отражало тяжелые условия развития Московского государства в условиях его экономической слабости и внешней опасности. Она выражала отставание России от Западной Европы. Порабощение позволяло решать острые насущные проблемы государства, но затем становилось тормозом развития. Долгосрочные социально-психологические последствия крепостного права: оно способствовало формированию приниженности, "рабского духа". Крепостное право в России было системой, унижавшей человека, не только лишавшей его права распоряжаться собой и свободы выбора, но и приучавшей к мысли о своем вековом бесправии.

Почему правители Золотой Орды занимали веротерпимую позицию к православной церкви России? В чём это проявлялось? Роль православной церкви в освободительной борьбе против Золотой Орды?


В истории российского государства трудно найти другие такие же сложные сюжеты, как отношения Золотой Орды и Православной церкви; этот вопрос все еще требует специального изучения. Необходимо обратить внимание на ряд важных факторов, объясняющих парадоксальную, с нынешней точки зрения, ситуацию, когда церковь добивалась огромных уступок со стороны нехристианских властей, с одной стороны, и когда эта власть так легко находила общий язык с иерархами церкви в условиях завоевания русских земель -- с другой.

Сотрудничество с церковью

Довольно быстро татарские ханы нашли общий язык с православными священниками. Как пишет Владимир Титов в своей книге «Православие», уже в 1259 году завоеватели обложили данью Псковские и Новгородские земли, но при этом освободили от сего бремени «архимандритов, игумнов, и попов, и диаконов, и иноков, и крылошан и всего священнического причта». А спустя 2 года, если верить митрополиту Макарию, автору книги «История русской церкви», митрополит Кирилл попросил у хана дозволения основать в Сарае православную епархию, куда после согласия и направил в качестве представителя епископа Митрофана. После смерти Кирилла его преемник митрополит Максим, грек по происхождению, едва прибыв в Россию, тут же нанес визит в Орду.

С тех пор у православных священнослужителей сформировался своеобразный обычай: ездить к татарским ханам для утверждения собственной власти и для получения ярлыка. Эти ярлыки снимали с церковников обязательства по уплате дани. Но самое интересное, что православной церкви нередко удавалось даже вернуть себе принадлежавшие ей некогда земли. Так, Анатолий Сахаров и Ефим Грекулов в своем издании «Религия и церковь в истории России» приводят слова из одной ханской грамоты о том, что «земли, воды, огороды, винограды, мельницы, зимовища, летовища, да не замают их, а что будет взяли и они отдадут беспосульно».

Причины терпимости

Для чего же татаро-монголам понадобилась такая толерантность? Понятно, что делали они это не просто так. Известный русский историк Николай Карамзин утверждал, что ханы всегда были очень терпимы к иным религиям. Однако присутствовала в действии татар и корысть. Во-первых, у того же Карамзина в «Истории государства российского» приводится текст из грамоты, дарованной ханом Узбеком митрополиту Петру, в котором говорится о том, что с митрополита запрещено взимать дань, потому как он вместе с остальными служителями церкви молится за татар, чем и «укрепляет их воинство».