Файл: Назначение и состав организационноправовой системы документации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Назначение и состав организационно-правовой системы документации.

Назначение и состав организационно-правовой документации. Цель разработки организационных документов. Характер их действия. Характеристика организационных документов с точки зрения срока действия. Порядок внесения в них изменений и дополнений. Устав организации; положения о структурных подразделениях; должностная инструкция. Особенности регламента как организационного документа. Процедура подготовки инструкции.

Система организационно-правовой документации является правовой основой организации и содержит положения, основанные на нормах административного права и обязательные для исполнения. Эти документы являются правовой основой деятельности организации.

Организационная деятельность учреждения фиксируется в организационно-правовых документах, содержащих правила, нормы, положения, определяющие статус организации, ее компетенцию, структуру, штатную численность и должностной состав, функциональное содержание деятельности организации в целом, ее подразделений и работников их права, обязанности, ответственность и др.

Организационно-правовые документы в обязательном порядке проходят процедуру утверждения уполномоченным на это органом, они могут утверждаться вышестоящей организацией, руководителем данной организации или коллегиальным органом управления.

Датой организационно-правового документа является дата егоутверждения.

С точки зрения срока действия организационно-правовые документыотносятся к бессрочным: они действуют впредь до их отмены или до утверждения новых (исключение составляет штатное расписание, которое разрабатывается и утверждается ежегодно). По мере изменения характера деятельности учреждения и организации труда в организационно-правовые документы могут вноситься изменения, для чего руководитель издает распорядительный документ(приказ или распоряжение). В случае реорганизации деятельности разрабатываются и утверждаются новые организационно-правовые документы.

В процессе подготовки ОПД проходят в обязательном порядке процедуру согласования со всеми заинтересованными подразделениями или лицами.


К ОПД относятся:

Гражданский кодекс РФ выделяет учредительные документы юридического лица (ст. 52): Учредительные документы – это обязательные, установленной формы документы, необходимые при создании (учреждении) юридического лица. Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

1. Устав – правовой акт, являющийся одним из учредительных документов, определяющим правовой статус организации, необходимым для ее государственной регистрации. Устав - документ, регулирующий деятельность организации, взаимоотношений с другими организациями, права и обязанности в определенной сфере государственного управления, хозяйственной или иной деятельности.

Образцом устава акционерного общества (открытого, закрытого) может служить Устав, подготовленный на основе действующего российского законодательства с учетом опыта работы акционерных обществ, а именно, Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.

Устав оформляется на общем бланке организации Отметка о регистрации проставляется на титульном листе устава. Она состоит из: наименования органа, осуществляющего государственную регистрацию создаваемых организаций; даты регистрации; государственного регистрационного номера; подписи; печати регистрирующего органа.

Гриф утверждения также вноситься на титульный лист и заверяется печатью.

Устав государственной организации утверждается вышестоящим учреждением, а негосударственной – его учредителями, общим собранием акционеров. Структура текста и его содержание определяется разработчиками устава. В число его обязательных разделов включаются:

Общие положения (определяются цели и задачи организации).

Организационная структура (состав структурных подразделений, их функции и взаимосвязи).

Регламент организации (форма и методы управления, права и обязанности должностных лиц).

Финансово-материальная база (порядок распоряжения средствами и ценностями).

Отчетная и ревизионная деятельность.



Порядок ликвидации организации.

Положение о структурном подразделении

2. Учредительный договор– организационно-правовой акт, обязательный для создания и функционирования юридического лица, в котором стороны (учредители) обязуются создать юридическое лицо и определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участие в его деятельности. В нем определены условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управление деятельность юридического лица, выход учредителей из его состава.

3. Положение об организации– это правовой акт, определяющий статус организации, её задачи и функции, права, ответственность, порядок действия.

4. Положение о структурном подразделении– организационно-правовой документ, устанавливающий статус, функции, права, обязанности и ответственность структурных подразделений. Может быть типовым и индивидуальным. Типовые разрабатываются для однотипных организаций и структурных подразделений. При наличии типового положения индивидуальные разрабатываются на его основе. Положения о подразделениях оформляются на общем бланке организации. Утверждаются руководителем организации, подписываются руководителем подразделения или соответственно руководителем коллегиального или совещательного органа.

Текст положения о подразделении состоит из разделов: Общие положения. Основные задачи. Функции. Права и обязанности. Ответственность. Взаимодействия.

5. Положение о коллегиальном или совещательном органе– это правовой акт, устанавливающий статус, функции, права, обязанности и ответственность коллегиального или совещательного органа.

6. Регламент:

– КАК СВОД ПРАВИЛ: Регламент - свод постоянных или временных правил, регулирующих внутреннюю организацию и формы деятельности предприятия. Назначение – устанавливать порядок работы, последовательность выполнения отдельных видов работ, действий, операций, то есть это документ, регламентирующий процедуру работы.

Регламентации подлежат виды работ, которые регулярно повторяются, начинаются при определенных условиях и проводятся одинаковым способом.
Например, сбор данных о производственном процессе, контроль качества продукции и т.д. Регламент является документом, который состоит из следующих разделов:

Назначение регламента и задач, которые решаются при его применении;

Описание документов, необходимых для данного регламента, источники появления документов, траектории движения, места архивации;

Список документов;

Обязанности действующих лиц;

Формы важнейших документов с руководством по их заполнению;

Структура логических связей между документами, данными и промежуточными результатами (хронограмма или процедурная карта);

Регламент работы предприятия- его еще называют "общий регламент" - совокупность нормативных локальных актов организации, осуществляющих управление повторяющимися, устойчивыми процедурами.

Обычно в его состав входят:

1. Регламент делопроизводства (инструкция по документообороту и т.д.):

   1.1. регламенты процедур документооборота (обработка входящих, подготовка исходящих, работа с обращениями и т.д.).

2. Регламент работы подразделения (Положения о структурных подразделениях):

2.1. Собственно, положения.

2.2. Должностные инструкции работников.

3. Регламент проектной деятельности (Руководство по ведению проектов)…

– КАК ПРАВОВОЙ АКТ, устанавливающий порядок деятельности руководства организации, коллегиально или совещательного органа.

Регламент работы коллегиального или совещательного органа определяет: статус коллегиального или совещательного органа; порядок планирования работы; порядок подготовки материалов для рассмотрения на заседании; внесение материалов на рассмотрение; ведение протокола заседания; оформление решений коллегиального или совещательного органа; материально-техническое обеспечение заседаний…

7. Штатное расписание– правовой акт, устанавливающий штатный состав и штатную численность организации в соответствии с её Уставом. Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладов, надбавок и месячном фонде заработной платы.

8. Инструкция– правовой акт, издаваемый или утверждаемый в целях установления правил, регулирующих различные стороны деятельности.


9. Должностная инструкция– правовой акт, регламентирующий организационно-правовое положение работника, его обязанности, права, ответственности и обеспечивающий их условия для эффективной работы.

При составлении должностной инструкции кадровая служба должна учитывать не только существующие стандарты, но и специфику задач и функций организации или предприятия. Структура и содержание данного документа могут иметь свои особенности.

ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»

Квалификационный справочник должностей служащих используется в качестве основы для подготовки должностной инструкции, поскольку в нем содержатся основные квалификационные характеристики наиболее распространенных должностей.

1. Подготовка предварительного (чернового) варианта текста должностной инструкции.

2. Редактирование предварительного варианта.

3. Корректирование предварительного варианта.

4. Согласование уточненного варианта.

5. Оформление окончательного варианта.

6. Представление проекта на рассмотрение руководителю организации, его утверждение.

7. Регистрация утвержденной должностной инструкции.

8. Тиражирование должностной инструкции в требуемом количестве экземпляров.

9. Передача (рассылка) рабочих экземпляров должностной инструкции по структурным подразделениям для руководства в повседневной деятельности.

10. Помещение контрольного экземпляра должностной инструкции в дело, его последующее хранение до передачи в архив или на уничтожение.

Обратите внимание, прежде чем приступить к первому этапу, исполнитель должен представить на рассмотрение руководителя организации служебную записку. Получив визу руководителя, можно приступать к разработке должностной инструкции.

+10. Правила внутреннего трудового распорядка– являются локальным нормативным актом – документом, детально регламентирующим вопросы повседневной деятельности организации. Содержание документа должно полностью отвечать нормам и требованиям ТК РФ. Правила четко структурированы: 1.Общие положения (цель, конституц.гарантии), 2. Порядок найма, перевода и увольнения работников. 3. Основные обязанности и ответственность работников. 4. Основные обязанности и ответственность работодателя (администрации). 5. Рабочее время и его испоьзование. 6. Время отдыха. 7. Поощрения за успешные результаты работы. 8. Ответственность за нурушение трудовой дисциплины.