Файл: Урока мы начинаем знакомство с большой и важной темой периодический закон и периодическая система д. И. Менделеева. Но это тема большого количества уроков, а о чём мы будем говорить сегодня, вы узнаете, разгадав ребус, посмотрите на доску. Классификация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 3

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вы закончили знакомство с классами сложных веществ, назовите их, это (оксиды, основания, кислоты, соли). С сегодняшнего урока мы начинаем знакомство с большой и важной темой: ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА. Но это тема большого количества уроков, а о чём мы будем говорить сегодня, вы узнаете, разгадав ребус, посмотрите на доску.

КЛАССИФИКАЦИЯ

А что такое классификация? Для чего она нужна?

С классификацией вы встречались на уроках биологии (что вы делили на группы?), на химии - вы делили химические реакции на типы, сложные вещества на классы.

Как вы думаете, легко ли сразу разделить что-либо на группы? Почему?

С уроков биологии вы знаете, что все живые организмы сначала разделили на группы по среде обитания, и в одну группу животных, например, обитающих в воде, попали и рыбы, и земноводные, и млекопитающие, и насекомые. Как вы думаете, была ли точной такая классификация, можно ли, разделить на группы всех животных по месту обитания? (их делят по строению тела, способам размножения и т.д.). А значит, такое разделение неверно, потому что не правильно выбран главный признак.

Так почему же не так просто сразу классифицировать что-либо? Потому что сложно подобрать главный признак, который ляжет в основу классификации.

Скажите, а, что изучает химия? (химические элементы). А значит, возникает необходимость в классификации химических элементов.

Запишите тему сегодняшнего урока: КЛАССИФИКАЦИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ.

Попыток классифицировать все ХЭ было очень много, 52 попытки совершили различные ученые.

Вспомните, на какие группы можно разделить простые вещества? (Металлы и неметаллы)

Вот одной из первых попыток классифицировать все ХЭ – это было разделение их на Ме и Неме.

По какому признаку? По внешнему виду простых веществ, которые образованы этими элементами.

Какими физическими свойствами обладают металлы и неметаллы? Откройте стр. 168 учебника, схема 12, прочитайте схему и назовите мне отличительные свойства металлов и неметаллов.

Посмотрите, пожалуйста, на это вещество, это йод, посмотрите на его внешний вид: какое агрегатное состояние имеет (тв), цвет(темно-серый), металлических блеск имеет? Так значит к какой группе химических элементов мы отнесем йод? Почему мы ошиблись (могли ошибиться) и отнесли йод к металлам? Потому что в основу классификации выбрали не главный признак. Попытка классифицировать ХЭ по внешнему признаку оказалась неудачной.


Какие же еще попытки классификации ХЭ предпринимались? Прочитайте на стр.168 снизу на зеленом фоне еще одну попытку классификации ХЭ немецкого химика Дёберейнера.

Вот, на экране представлены химические элементы и их атомные массы. Дёберейнер заметил, нсли сложить атомные массы двух крайних элементов и разделить на два, то это и будет атомная масса среднего элемента. И таких групп ученый выделил 4, значит сколько элементов он охватил?( 12). Но на тот момент было известно 63 элемента. Охватил он все элементы? Оказалась его попытка удачной? Почему? (Он выбрал не главный признак)

И таких попыток классификации ХЭ было 52, и не одна из них не была удачной, т.к. ученые не могли найти главный признак, который можно было положить в основу классификации.

Давайте запишем в тетрадь выводы, которые мы сделали:

Для чего необходима классификация ХЭ?

  1. Классификация необходима для удобства изучения ХЭ

Много ли было предпринято попыток классифицировать ХЭ?

  1. Было предпринято 52 попытки классификации

Почему попытки оказались неудачными?

  1. Не был найден главный признак для классификации всех ХЭ

А вот кому удалось найти главный признак классификации, об этом мы узнаем на следующем уроке.

Ученым долго не удавалось разделить элементы на группы, но существовали элементы, которые объединялись в группы сами собой, т.к. их свойства и свойства простых веществ, образованные этими ХЭ были очень-очень похожи, поэтому следующий вопрос, который мы рассмотрим – это ЕСТЕСТВЕННЫЕ ГРУППЫ ХЭ

Вспомните, какие газы входят в состав воздуха? (Кислород, азот, углекислый газ, благородные газы..). Какие именно благородные газы? (Гелий, неон, аргон, криптон, ксенон). Второе название благородных газов – инертные элементы. Почему их так назвали? (инертность – не активны.) Поэтому первая естественная группа ХЭ – это

  1. Благородные газы( инертные элементы)

  1. Гелий He, неон Ne, аргон Ar, криптон Kr, ксенон Xe

Какое агрегатное состояние у п.в. этих химических элементов?

  1. Газы

Какое свойство объединяет эти элементы?

  1. Инертны ( не вступают в реакцию)

Вспомните, молекулы газов: кислорода, водорода состоят из скольких атомов?

  1. Молекулы состоят из одного атома


Посмотрите в учебнике на стр. 168 уравнения реакции. Скажите, к какой схеме можно отнести эти два уравнения? Обобщите.

(акт. Ме + вода щелочь + водород)

Если мы получаем щелочь, то, как бы тогда вы назвали металл? (Щелочной)

Поэтому вторая естественная группа элементов, о которой мы будем говорить – это

  1. Щелочные металлы

К ним относятся

  1. Литий Li, натрий Na, калий K, рубидий Rb, цезий Cs

  2. Валентность I

Говоря о физических свойствах, эти металлы отличает легкость, если бросить кусочек металла в воду, он не потонет, а будет плавать на поверхности, также эти металлы мягкие, их легко можно разрезать ножом, все щелочные металлы легкоплавкие, т.е. у них низкая температура плавления, чтобы расплавить кусочек цезия достаточно положить на ладонь (его Тпл=28,5◦)

  1. Физические свойства: легкие, мягкие, легкоплавкие.

Щелочные металлы обладают высокой химической активностью, вступают в реакцию с кислородом.

  1. Химические свойства: активные Ме

а) 4Ме + O2 2Me2O

Из-за того, что щелочные металлы такие активные их хранят под слоем керосина.

Мы с вами уже сказали еще об одном свойстве этих металлов, они при взаимодействии с водой образуют Что? (щелочь)

б) 2Me + 2H2O2MeOH (щелочь)+H2

Щ3елочные металлы – это типичные металлы, а вот их противоположностью являются типичные неметаллы, которые мы отнесем к 3 естественной группе ХЭ, которая называется

  1. Галогены ( *«рождающие соль»)

  1. Фтор F, хлор Cl, бром Br, йод Y


Что же у них общего?

  1. Молекулы простых веществ состоят из двух атомов.

Как мне записать молекулу фтора, хлора,… F2, Cl2, Br2, Y2.

По физическим свойствам галогены отличаются друг от друга

  1. Физические св-ва: F2 – г, желтый цвета,

Cl2 – г, желто-зеленый

Br2 – ж, красно-коричневый

Y2 – тв, темно-серый

Так же как и щелочные металлы – это активные вещества

  1. Химические св-ва: неметаллы – активные

а) Г2 + H2 2 HГ – галогеноводород

А скажите, как будет называть галогеноводород, если в реакцию вступает фтор, хлор, бром?


И второе химическое свойство: все галогены вступают в реакцию с металлами,

б) Г2 + Ме МеГ –соль( галогенид)

при этом образуется соль, отсюда и название этого семейства «галогены» в переводе с греч. означает «рождающие соль» ВЕРНУТЬСЯ к названию и дописать*

Вот мы с вами и познакомились с естественными группами ХЭ. А теперь, зная общие свойства щелочных металлов и галогенов, выполнить следующее задание

  1. Дописать уравнения реакции и расставить коэффициенты

Li + O2

Na + HOH

Cl2 + Ba

Br2 + K

Cl2+ H2


  1. Вставить пропущенные вещества и решить цепочку превращений

+ H2SO4


KX1KOHX2

Итак, мы сегодня начали изучение большой темы периодический закон и периодическая система. Мы сказали о классификации. Что это такое? Зачем она нужна? Много ли попыток было предпринято в классификации ХЭ? Все ли попытки были удачными? Почему были неудачные? И наконец, мы сказали, что есть элементы, которые сами объединяются в группы. Какие же это группы?
К следующему уроку вы читаете п. 49, записи в тетради учите.
Спасибо за урок, вы очень хорошо работали, были очень активные.