Файл: Программа государственной итоговой аттестации направление подготовки 40. 04. 01 Юриспруденция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 274

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

22
В рамках проведения защиты магистерской диссертации проверяется степень освоения выпускников следующих компетенций:

п/п
Код компетенции
Содержание компетенции
1
УК-4
Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном (ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
2
ОПК-2
Способен самостоятельно готовить экспертные юридические заключения и проводить экспертизу нормативных (индивидуальных) правовых актов
3
ОПК-4
Способен письменно и устно аргументировать правовую позицию по делу, в том числе в состязательных процессах
4
ОПК-5
Способен самостоятельно составлять юридические документы и разрабатывать проекты нормативных (индивидуальных) правовых актов
5
ОПК-7
Способен применять информационные технологии и использовать правовые базы данных для решения задач профессиональной деятельности с учетом требований информационной безопасности
6
ПК-2
Способен проводить научные исследования в области права
2.2.2 Требования к содержанию структурных элементов выпускной квалификационной
работы
Структура ВКР
должна иметь логично выстроенную структуру и отражать в систематизированной форме содержание проведенного исследования, его результаты и практические рекомендации.
Выпускная квалификационная работа состоит из следующих структурных элементов:
˗ титульный лист;
˗ содержание (план ВКР);
˗ введение;
˗ основная часть (главы, разбитые на параграфы);
˗ заключение;

23
˗ список использованных источников;
˗ приложения (при наличии).
˗ задание на выполнение ВКР (вкладывается в отдельно вшитый файл)
Титульный лист является первой страницей ВКР и имеет строго определенную форму.
Образец оформления титульного листа выпускной квалификационной работы приведен в приложении.
Задание на выполнение ВКР оформляет руководитель ВКР, на основе которого вместе с обучающимся составляется график подготовки и выполнения выпускной квалификационной работы
Руководители ВКР и декан факультета должны систематически контролировать ход выполнения ВКР в соответствии с графиком.
Содержание размещают после титульного листа, начиная со следующей страницы, и продолжают на последующих листах (при необходимости).
Содержание ВКР включает в себя введение, наименование всех разделов (при необходимости – подразделов, пунктов), заключение, список использованных источников, обозначения приложений и их наименований с указанием страниц, с которых начинаются эти элементы ВКР.
Введение является обязательным элементом выпускной квалификационной работы. Во введенииобосновывается выбор темы работы, ее актуальность и практическая значимость, дается анализ выбранной литературы, степень разработанности проблемы, определяются цель, объект, предмет, формулируются задачи, раскрывается структура исследования.
Примерные рекомендации по формированию введения.
Актуальность ВКР. Актуальность описывается в 6-8 абзацах.
Актуальность исследования определяется необходимостью, потребностью изучения выбранной проблемы в интересах научной отрасли, науки в целом и практики. Обосновывая актуальность темы работы, следует сформулировать проблему, дать краткий анализ и оценку изложенных в литературе теоретических концепций и научных положений, а также ряд важных прикладных аспектов данной проблемы. Для этого во введении нужно рассмотреть степень разработанности проблемы. Источники, указываемые в этом пункте (параграфе) обязательно разделяются и группируются(расписываются) по типам, научным направлениям (школам), объектам исследования и т.п.
Необходимо показать специфику и особенность формирования и развития изучаемых процессов, которые нуждаются в теоретическом осмыслении и практическом регулировании в современных условиях. В связи с этим выпускная квалификационная работа может рассматриваться как один из вариантов решения проблемы, тем самым, приобретая
теоретическую и практическую значимость.
Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта и предмета исследования.
Объект – это процесс(ы) или явление(я) общего характера порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.
Предмет – нечто конкретное, что находится в границах объекта.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Предмет исследования - это значимые свойства, стороны, особенности объекта, которые собирается исследовать обучающийся в своей работе. Обычно предмет содержит в себе центральный вопрос исследуемой проблемы, и, как правило, находит отражение в названии выпускной квалификационной работы, по сути, с ним совпадая.
Цель исследования ориентируется на его конечный результат и отражает главную установку, которая решается всей исследовательской работой.
Для реализации поставленной цели ВКР формулируются задачи исследования, в них ставятся вопросы, на которые должен быть получен ответ. Решению каждой задачи может быть посвящен отдельный параграф.


24
Формируется, как правило, не более пяти задач. Задачи выстраиваются в соответствии с планом ВКР и пересекаются с параграфами плана.
Гипотеза исследования.
Гипотеза – предположение исследователя о том, каким образом будет достигнута цель
ВКР. Итоговые гипотезы имеют отношение к теоретическим и практическим частям исследования – в соотношение 1 к 3. Итоговые гипотезы выбирает автор ВКР совместно с руководителем ВКР. В итоговой части должны быть представлены 3-5 гипотез. Гипотезы должны быть подтверждены данным исследованием (для магистерской диссертации).
Теоретическую базу исследования составляет перечисление и краткое описание теорий, в рамках которых проходит исследование.
Возможно использование схемы:

обозначение родоначальника(ов) теорий

указание ссылок и оформление сносок на конкретное (ые) издание(я), о котором(ых) идет речь и в котором(ых) изложена конкретная теория;

обозначение вклада автора(ов) теории в науку;

указание на авторов, развивающих теорию (5 российских и пять зарубежных) со ссылками и сносками на работы, отражается и описывается вклад каждого из упомянутых ученых в науку.
Методологическую базу исследования составляют методы научного исследования, которые используются в исследование и другие элементы научного инструментария: принципы, критерии, теории и т.д.
Основная часть ВКР должна состоять из глав, разбитых на параграфы. Оптимальное число глав – от 2-х до 4-х, число параграфов в каждой главе – не менее 2-х.
Названия (заголовки) глав не должны дублировать название работы, а названия (заголовки) параграфов, в свою очередь, не должны совпадать с названиями глав (в этом случае все остальные главы и параграфы становятся излишними). Каждый из разделов имеет самостоятельное название, которое отражает содержание помещенного в них текста.
Содержание глав и параграфов должно соответствовать теме дипломной работы и в совокупности полностью ее раскрывать. Изложение материала должно логически переходить из одного раздела в другой; все главы и параграфы работы должны последовательно решать поставленные во введении задачи. Поэтому названия (заголовки) глав и параграфов должны соответствовать по своей сути формулировкам этих задач. Каждая глава должна заканчиваться конкретными выводами - обобщениями. Их количество также примерно должно соответствовать количеству поставленных в работе задач.
Первая глававыпускной квалификационной работы является, как правило, теоретико- методологической. В ней рассматриваются ключевые теоретические вопросы (по теме выпускной квалификационной работы). Содержание первой главы сводится к рассмотрению сущности рассматриваемой проблемы, описанию состояния ее решения на современном этапе, кроме этого, в ней же приводятся изложенные в научной литературе теоретические концепции, научные положения и важнейшие понятия по избранной теме, а также методика проведения исследования.
Вторая глава выпускной квалификационной работы носит аналитический, условно- прикладной характер. В ней приводятся результаты логических выводов, подкрепляющих и доказывающих правильность подходов автора к решению поставленных задач, раскрывается новизна исследования. Как правило, вторая глава отражает вклад автора в исследуемую проблему. В ней приводится экспериментальное обоснование или разработка собственных алгоритмов решения, поставленных задач ВКР, обоснование методов экспериментальных исследований, достоверности и репрезентативности используемой информации.
Заключение представляет собой краткое логически стройное изложение главных полученных результатов и их соотношение с общей целью, гипотезой и задачами исследования по решению поставленной проблемы.


25
Текст заключения должен быть написан так, чтобы выводы соотносились с поставленными во введении целью и задачами исследования.
Основные выводы необходимо изложить в форме тезисов, в каждом из которых выделить и обосновать один конкретный вывод. Формулировки всех выводов должны быть предельно четкими, ясными, краткими и логически безупречными; давать полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок.
Таким образом, заключение представляет собой окончательный, итоговый синтез всего ценного и значимого, существенного и нового, что содержится в ВКР
Объем заключения, как правило, 6-15 страниц.
Список использованных источников
После заключения дается список литературы, в котором указываются все использованные обучающимся источники в алфавитном порядке и пронумерованные. При этом:
- список использованной литературы должен в разумном соотношении содержать названия учебников и учебных пособий, монографий, научных статей и публикаций в специальных изданиях (сборниках научных статей вузов, профессиональной периодике и т. п.), авторефератов диссертаций, статистики, если нужно – законодательных и нормативных правовых актов и пр. (в зависимости от предмета, по которому пишется ВКР и ее темы);
- число учебников и учебных пособий должно быть минимальным: ссылки на них можно делать при работе с терминологией, при отражении дискуссионных вопросов по теме
ВКР. Но при этом ссылаться нужно не на название учебника, а на его автора;
- основной акцент следует делать на монографии, научные статьи и публикации, а также на фактические и практические материалы (статистику, аналитику, опыт работы в исследуемой сфере и т. д.). Это повышает научную и практическую ценность ВКР;
- не менее 80% названий в списке использованной литературы в ВКР должны датироваться пятью последними годами. Это также относится и к учебникам и учебным пособиям;
- при разработке определенных тем в ВКР бывает просто необходимо ссылаться на авторов и их работы прежних лет (1950-х – 1990-х гг. и даже ранее). Однако при этом обязательно нужно отразить современное состояние вопроса и привести в списке использованной литературы новые издания;
- если в ВКР автор ссылается на правовые источники (законы, нормативные правовые акты), то в списке использованной литературы обязательным является указание на последнюю редакцию правового акта (помимо источника его первой публикации). Без этого можно будет подумать, что обучающийся пользовался устаревшей или недействующей редакцией документа.
Приложение – часть работы, имеющая дополнительное, справочное или второстепенное значение, необходимая для более полного освещения темы работы. Приложения должны относиться к текстовому документу в целом.
Приложениявключаются только в том случае, если имеются дополнительные и вспомогательные материалы, загромождающие текст основной части ВКР и на них есть ссылки в самой работе.
В качестве приложений, возможно, включать следующие материалы:
˗ акт внедрения результатов исследования в производство или в учебный процесс;
˗ заявка на патент или полезную модель;
˗ научная статья, опубликованная или представленная к публикации;
˗ отчет о НИР, представленный на конкурс студенческих работ;
˗ макеты устройств, пакеты прикладных программ, информация о докладах на конференциях по теме ВКР и др.
˗ список опубликованных научных работ по теме исследования (при их наличии);
˗ протоколы проведенных исследований и т.д.


26
2.2.3 Требования к оформлению ВКР
Основной текст работы печатается через 1,5 интервал (27-30 строк на странице) и через 1 интервал (ссылки и сноски) шрифтом Times New Roman, размером 14 (основной текст), 12 – текст в ссылках, сносках и таблицах. Размер левого поля 30 мм, правого – 10 мм, верхнего и нижнего – по 20 мм. Текст работы выравнивается по ширине.
Текст печатается в строго последовательном порядке. Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, помещаемые на отдельных страницах или на оборотной стороне листа.
Сноски и подстрочные примечания печатаются на той странице, к которой они относятся.
Все страницы нумеруются, начиная с третьей страницы (титульный лист и содержание не нумеруется, но считаются первой и второй страницами).
Каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку литературы, приложениям.
Разделы (подразделы, пункты и подпункты) должны иметь порядковые номера и записываться с абзацного отступа.
Заголовки глав располагаются посередине страницы (выравнивание по центру).
Расстояние между заголовком раздела (подраздела) и последующим текстом должно быть равно двум междустрочным интервалам, то есть одной пропущенной строке; расстояние между заголовками раздела и подраздела должно быть равно одному межстрочному
интервалу, то есть без пропуска строки.
Точку в конце заголовка, располагаемого посередине строки, не ставят. Перенос слов в заголовке не допускается. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Заголовок допускается выделить жирным шрифтом.
Таблицы, рисунки, схемы, графики, фотографии как в тексте работы, так и в приложении должны быть выполнены на стандартных листах размером 210х297 мм. Подписи и пояснения к схемам, рисункам, иллюстрациям и т.п. должны быть с лицевой стороны.
Объем ВКР - введение, основной текст, заключение и список использованных источников и литературы (без приложений) составляет в среднем 65-70 (не более 90) машинописных страниц.
Особое внимание в исследовании должно быть уделено правильному оформлению научного (понятийного) аппарата по использованным источникам (сноски и ссылки в тексте работы).
В работе недопустимо дословное переписывание (копирование) содержания используемых первоисточников, допускается только их цитирование. Для этого по месту расположения относительно текста работы допускаются подстрочные библиографические ссылки. Ссылки являются обязательным элементом научного исследования, по ним судят об источниковедческой базе, ее полноте, оригинальности.
Оформление ссылок производится согласно правилам изложенным в ГОСТ Р 7.0.5-2008
«Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».
Пример оформления ссылки:
Ссылка на авторскую книгу: указываются фамилия и инициалы автора (соавторов), название книги, под чьей редакцией она выходит (если известно), место издания (город, год издания, номер тома, номер страницы (например: Аксютин Ю. В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. / Ю.В.Аксютин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:
Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд «Президентский центр
Б.Н.Ельцина», 2010. С. 23).
Ссылка на статью в сборнике: указываются фамилия и инициалы автора (соавторов), название статьи, название сборника, под чьей редакцией он выходит, место издания (город), год издания, номер выпуска, номер страницы (например: Алексеева М.С. Социально-культурные


27 предпосылки преобразовательных процессов в сфере гуманитарного образования в России //
Социально-гуманитарное образование в России: проблемы и перспективы. Сборник научных статей VII Годичных чтений Гуманитарного факультета РГСУ / Под ред. проф.
В. М. Горшенева. Ярославль, 1979. Вып. 1. С. 57—58).
Ссылка на журнальную статью: указываются фамилия и инициалы автора (соавторов), название статьи, название журнала, год издания, номер (том, выпуск), номер страницы (например: Сухов
А. Н. Психологический феномен научной карьеры // Человеческий капитал. 2015. № 3. (75).
С.25).
Ссылка на автореферат диссертации: указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место издания (город), год издания, номер страницы (например: Саркисян М.В.
Архетипические основания творчества Андрея Белого: автореферат дис. ... кандидата культурологи.: М., 2003.C.20).
Если цитата приведена не по первоисточнику, указываются данные источника цитирования с уточнением («Цит. по:...»).
Знак сноски в тексте ставится перед знаком препинания (точкой, запятой, двоеточием, точкой с запятой) (например: «Как полагали А. И. Косарев, а также иные ученые...»).
Источники в библиографическом списке компонуются по разделам:
-
Нормативно-правовые акты;
-
Документы архивов;
-
Справочные и статистические издания;
-
Учебная литература
-
Научная литература
-
Периодические издания
-
Интернет-ресурсыи т.п.
Способы расположения материала в списке могут быть следующие: алфавитный, хронологический, по видам изданий, по характеру содержания, по мере появления в тексте.
- при алфавитном способе фамилии авторов и заглавий произведений (если автор не указан) размещаются строго по алфавиту. В одном списке использованных источников разные алфавиты не смешиваются, иностранные издания обычно размещают в конце перечня всех материалов. Принципы расположения в алфавитном списке: - "слово за словом", т.е. при совпадении первых слов - по алфавиту вторых и т.д., при нескольких работах одного автора - по алфавиту заглавий, при авторах-однофамильцах - по идентифицирующим признакам (младший, старший, отец, сын - от старших к младшим), при нескольких работах авторов, написанных им в соавторстве с другими - по алфавиту фамилий соавторов.
- хронологический список (составленный по году издания) целесообразен в том случае, когда основная задача списка - отразить развитие научной идеи. Принцип расположения заключается в следующем: описания под одним годом издания - по алфавиту фамилий авторов и основных заглавий (при описании под заглавием), описания на других языках, чем язык ВКР в алфавите названий языков; описание книг и статей - под своим годом издания, но в пределах одного года обычно сначала книги, потом статьи; описание книг, созданных самостоятельно и в соавторстве - в списке книг одного автора под одним годом сначала самостоятельно созданные, затем в соавторстве.
- список по видам изданий используется для систематизации тематически однородной литературы. При составлении таких списков обычно выделяются такие группы изданий: официальные государственные, нормативно-инструктивные, монографические, справочные и др. Их порядок и состав определяется назначением списка и содержанием его записей. Список по видам изданий целесообразен в работах по юриспруденции.
- список, построенный по характеру содержания описанных в нем источников, применяется в работах с небольшим объемом использованной литературы. Порядок расположения основных групп записей здесь таков: сначала общие или основополагающие работы, затем источники более частные, конкретного характера.