ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тема: «Слова-омонимы»
Дидактическая цель:

– создать условия для ознакомления со словами-омонимами;

– способствовать развитию умения контролировать собственную деятельность;

– содействовать воспитанию интереса к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные:
– познакомиться со словами-омонимами;

– научиться отличать слова-омонимы;

– находить омонимы в тексте.
Метапредметные:
Познавательные:
– смогут находить информацию из учебника;

– строить логические рассуждения;
Регулятивные:
– научатся определять цели с помощью учителя;

– адекватно относиться к оценке учителя и одноклассников;
Коммуникативные:
– научатся выслушивать чужие мнения и признавать право их существования, иметь свою точку зрения и уметь ее излагать;

–будут обладать готовностью слушать собеседника и вести диалог.
Личностные:
– смогут уважительно относиться к учителю и одноклассникам, не создавать конфликтов;

– научатся обладать мотивацией к расширению знаний.
Материально-техническое обеспечение: учебник Евдокимовой А.О. «Русский язык», 2 класс, 2 часть, карточки с таблицей, карточки со стихотворением, ПК, презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мобилизующий этап.

– Здравствуйте. Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов!

Приветствуют учителя.

II. Актуализация знаний.

1) Словарная работа

– Вам нужно прочитать слова каждой строчки. Разделите устно их на слоги и от каждого слова в строчке возьмите только первый слог. У вас получится новое слово, запишите его.

Примеры слов:

Сокол, робот, каша (сорока)

Король, сани (коса)

Столы, лимон, царица (столица)

Картон, тина, народ(картина)

(Составление слов и запись в тетрадь)

– Давайте проверим, какие слова вы записали.

– Ребята, кто-нибудь из вас знает, что такое столица?(это главный город государства).

– Кто знает столицу нашей страны?(Москва)

– Найдите и подчеркните «лишнее слово»(коса). Почему? (все остальные словарные слова, а коса не является словарным).

1) – Коса не является словарным словом. Почему?

(Можно проверить – косы.)

– Какая орфограмма в этом слове?

(« Безударная гласная в корне слова».)

– Посмотрите в свои словари, есть ли у вас эти слова?

– Если нет, то запишите их.


Выполняют задание.

Отвечают на вопросы.

Работают со словарными словами.


Работают со словарём.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

– Внимательно послушайте стихотворение:

В море суши полоса

Называется коса.

А у девушки коса

Цвета спелого овса.

На траве лежит роса,

Косит травушку коса.

У меня один вопрос:

Сколько есть на свете кос?

– Что обозначает слово –коса в этом стихотворении?
Есть три слова «коса».
(1. Коса – девичья коса, прическа (вывешивается картинка на доску)
2. Коса – орудие труда для срезания травы(вывешивается картинка)
3. Коса – песчаная отмель(вывешивается картинка на доску))
– Что общего у этих слов? (Они произносятся и пишутся одинаково).
– Чем они отличаются? (Слова имеют разное лексическое значение).

– Ребята, мы знаем, как такие слова называются?(Нет). Сегодня на уроке мы с ними познакомимся.

– Чтобы определить тему нашего урока нам нужно правильно ответить на вопросы волшебного сундука. Каждый правильный ответ откроет нам по слогам тему урока.

– Слова, близкие по лексическому значению (синонимы) слог «О»

– Слова, противоположные по значению.(антонимы) «МО»

– Каких букв больше в русском языке? (согласных) «НИ»

– Какой звук обозначает буква ь? (не обозначает звука) «МЫ».

– Мы верно ответили на все вопросы и узнали тему урока.

– Какая у нас сегодня тема? (Омонимы).

– Какие цели мы перед собой поставим? ( узнать, что такое омонимы; познакомиться со словами-омонимами; научиться их отличать; уметь находить омонимы в тексте).

– Это и будет план нашего урока.

Слушают стихотворение.

Объясняют значение слова «коса».

Определяют тему занятия.


Определяют цели урока.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

1) Наблюдение языкового материала.

– Давайте откроем учебник, на стр.68 и прочитаем рубрику «Тайны языка» (Открываем учебники, читаем правило.)

– Выделяем ключевые слова(обратить внимание на слова и или в определении).

–Давайте узнаем из рубрики Истории языка, откуда появилось слово омоним в русском языке и что оно обозначает.
Слово омоним произошло из двух греческих слов: омос – «одинаковый» и онима – «имя». (Значит одинаковые имена).

2) Обобщение признаков.

– Итак, что же мы узнали о словах-омонимах?

Работают с учебником.


Отвечают на вопросы.



V. Первичная проверка понимания.

1) Нахождение слов-омонимов.

– Послушайте стихотворение:

Под кустом ореха норка.

Проживает в норке норка.

– Какие слова омонимы встретились в стихотворении?

– Объясните значение этих слов.

(Показ картинок: животного и жилища на доске.)

– Составьте 2 предложения со словом норка, чтобы было понятно, о какой норке идёт речь. (Несколько ребят читают свои предложения, ставлю оценку).

2) Коллективная четкая работа.

– Поработаем с учебником стр.69 упр.2 (Разбираем устно, читаем 3 предложения, разбираем их).

– Прочитаем правило, которое находится ниже.( Иногда различать слова-омонимы помогает значок ударения).

– Что надо сделать, чтобы стал понятен смысл слов – омонимов? (Поставить ударение).

– Ребята, сейчас я каждому из вас раздам карточки с заданием. Вам нужно найти в данном стихотворении слова-омонимы и объяснить их значение.(Очень рыжие лисички

Вдруг увидели лисички.

Мне бы выдумать предлоги,

Чтобы не учить предлоги!

Косит травушку коса -

На траве лежит роса.

И у Юлечки коса

Настоящая краса.

Вот пушистенькая норка

Забежала в свою норку.

В тетрадке в линейку

Черчу я линейкой.

Пламя в печке здесь горит,

Трещит сильно и дымит.

Федя рядышком сидит,

У него лицо горит.

Осенью поздней земля засыпает,

Листьями ветер её засыпает.

С походки грациозной рысь

Перешла легко на рысь.

Очки мы на нос надеваем -

Очков в игре насобираем!)

– Выполним упражнение 3 на странице 69. Нам нужно найти спрятанную шутку.

– Кто-то догадался, что это за шутка?(В предложении орфографическая ошибка. Хлеб с ухой.)

– Смешное задание?

– Какой вывод можем сделать?(с помощью омонимов возникают шутки, каламбуры).

Работают с учебником.

Работа с учебником.

Работа по карточкам.

Работа с учебником.

VI. Первичное закрепление.

1) Работа в парах.

– Сейчас вы выполните задание в парах. У вас на столе лежит карточка. Возьмите её. Давайте прочитаем , что написано в таблице, какие бывают омонимы?

– В учебнике на стр. 70 в упражнении 4, под таблицей есть предложения ,необходимо найти в каждой строчке слова – омонимы и выписать в нужный столбик таблицы. – Прочитайте первую пару предложений. Что надо сделать, чтобы стал понятен смысл слов – омонимов? (Поставить ударение).

Предложения:

1. Уж наступал вечер. Уж питается лягушками.

2. Зацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики.

3. Сложный код. Пушистый кот.

(Заполняют таблицу).
– Проверяем правильность выполнения. Читать будет …

– Итак, какие слова должны быть в каждом столбце?

– Остальные проверяют свои ответы.

(пара, у которой не будет ошибок и работала на уроке ставлю оценку).

– Выполним упражнение 5 в учебнике на странице 70.(Читаем стихотворение, отвечаем на вопросы упражнения).

Работают в парах.

Работают с карточками.

Совместно с соседом по парте проверяют свою работу.
Работают с учебником.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

– Записываем домашнее задание, стр. 71 "№6.

– Вам нужно выписать омонимы и объяснить их значение.

– У кого есть вопросы?

Записывают домашнее задание.

Слушают инструктаж по его выполнению.

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия).

– Ребята, подведем итоги. Что такое омонимы?(слова одинаковые по звучанию и (или) написанию, но различные по значению).

Как отличить омонимы от других слов? ( имеют разные значения, т.е. значения слов не имеют смысловой связи).

– Приведите примеры слов-омонимов.(коса, замок, лук).

– Достигли ли мы целей урока?(Да).(Ставлю самым активным оценки за урок)

Подводят итоги урока.

Отвечают на вопросы учителя.