ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: «Слова-омонимы»
Дидактическая цель:
– создать условия для ознакомления со словами-омонимами;
– способствовать развитию умения контролировать собственную деятельность;
– содействовать воспитанию интереса к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные:
– познакомиться со словами-омонимами;
– научиться отличать слова-омонимы;
– находить омонимы в тексте.
Метапредметные:
Познавательные:
– смогут находить информацию из учебника;
– строить логические рассуждения;
Регулятивные:
– научатся определять цели с помощью учителя;
– адекватно относиться к оценке учителя и одноклассников;
Коммуникативные:
– научатся выслушивать чужие мнения и признавать право их существования, иметь свою точку зрения и уметь ее излагать;
–будут обладать готовностью слушать собеседника и вести диалог.
Личностные:
– смогут уважительно относиться к учителю и одноклассникам, не создавать конфликтов;
– научатся обладать мотивацией к расширению знаний.
Материально-техническое обеспечение: учебник Евдокимовой А.О. «Русский язык», 2 класс, 2 часть, карточки с таблицей, карточки со стихотворением, ПК, презентация.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Мобилизующий этап. | – Здравствуйте. Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! | Приветствуют учителя. |
II. Актуализация знаний. | 1) Словарная работа – Вам нужно прочитать слова каждой строчки. Разделите устно их на слоги и от каждого слова в строчке возьмите только первый слог. У вас получится новое слово, запишите его. Примеры слов: Сокол, робот, каша (сорока) Король, сани (коса) Столы, лимон, царица (столица) Картон, тина, народ(картина) (Составление слов и запись в тетрадь) – Давайте проверим, какие слова вы записали. – Ребята, кто-нибудь из вас знает, что такое столица?(это главный город государства). – Кто знает столицу нашей страны?(Москва) – Найдите и подчеркните «лишнее слово»(коса). Почему? (все остальные словарные слова, а коса не является словарным). 1) – Коса не является словарным словом. Почему? (Можно проверить – косы.) – Какая орфограмма в этом слове? (« Безударная гласная в корне слова».) – Посмотрите в свои словари, есть ли у вас эти слова? – Если нет, то запишите их. | Выполняют задание. Отвечают на вопросы. Работают со словарными словами. Работают со словарём. |
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | – Внимательно послушайте стихотворение: В море суши полоса Называется коса. А у девушки коса Цвета спелого овса. На траве лежит роса, Косит травушку коса. У меня один вопрос: Сколько есть на свете кос? – Что обозначает слово –коса в этом стихотворении? – Есть три слова «коса». (1. Коса – девичья коса, прическа (вывешивается картинка на доску) 2. Коса – орудие труда для срезания травы(вывешивается картинка) 3. Коса – песчаная отмель(вывешивается картинка на доску)) – Что общего у этих слов? (Они произносятся и пишутся одинаково). – Чем они отличаются? (Слова имеют разное лексическое значение). – Ребята, мы знаем, как такие слова называются?(Нет). Сегодня на уроке мы с ними познакомимся. – Чтобы определить тему нашего урока нам нужно правильно ответить на вопросы волшебного сундука. Каждый правильный ответ откроет нам по слогам тему урока. – Слова, близкие по лексическому значению (синонимы) слог «О» – Слова, противоположные по значению.(антонимы) «МО» – Каких букв больше в русском языке? (согласных) «НИ» – Какой звук обозначает буква ь? (не обозначает звука) «МЫ». – Мы верно ответили на все вопросы и узнали тему урока. – Какая у нас сегодня тема? (Омонимы). – Какие цели мы перед собой поставим? ( узнать, что такое омонимы; познакомиться со словами-омонимами; научиться их отличать; уметь находить омонимы в тексте). – Это и будет план нашего урока. | Слушают стихотворение. Объясняют значение слова «коса». Определяют тему занятия. Определяют цели урока. |
IV. Первичное усвоение новых знаний. | 1) Наблюдение языкового материала. – Давайте откроем учебник, на стр.68 и прочитаем рубрику «Тайны языка» (Открываем учебники, читаем правило.) – Выделяем ключевые слова(обратить внимание на слова и или в определении). –Давайте узнаем из рубрики Истории языка, откуда появилось слово омоним в русском языке и что оно обозначает. Слово омоним произошло из двух греческих слов: омос – «одинаковый» и онима – «имя». (Значит одинаковые имена). 2) Обобщение признаков. – Итак, что же мы узнали о словах-омонимах? | Работают с учебником. Отвечают на вопросы. |
V. Первичная проверка понимания. | 1) Нахождение слов-омонимов. – Послушайте стихотворение: Под кустом ореха норка. Проживает в норке норка. – Какие слова омонимы встретились в стихотворении? – Объясните значение этих слов. (Показ картинок: животного и жилища на доске.) – Составьте 2 предложения со словом норка, чтобы было понятно, о какой норке идёт речь. (Несколько ребят читают свои предложения, ставлю оценку). 2) Коллективная четкая работа. – Поработаем с учебником стр.69 упр.2 (Разбираем устно, читаем 3 предложения, разбираем их). – Прочитаем правило, которое находится ниже.( Иногда различать слова-омонимы помогает значок ударения). – Что надо сделать, чтобы стал понятен смысл слов – омонимов? (Поставить ударение). – Ребята, сейчас я каждому из вас раздам карточки с заданием. Вам нужно найти в данном стихотворении слова-омонимы и объяснить их значение.(Очень рыжие лисички Вдруг увидели лисички. Мне бы выдумать предлоги, Чтобы не учить предлоги! Косит травушку коса - На траве лежит роса. И у Юлечки коса Настоящая краса. Вот пушистенькая норка Забежала в свою норку. В тетрадке в линейку Черчу я линейкой. Пламя в печке здесь горит, Трещит сильно и дымит. Федя рядышком сидит, У него лицо горит. Осенью поздней земля засыпает, Листьями ветер её засыпает. С походки грациозной рысь Перешла легко на рысь. Очки мы на нос надеваем - Очков в игре насобираем!) – Выполним упражнение 3 на странице 69. Нам нужно найти спрятанную шутку. – Кто-то догадался, что это за шутка?(В предложении орфографическая ошибка. Хлеб с ухой.) – Смешное задание? – Какой вывод можем сделать?(с помощью омонимов возникают шутки, каламбуры). | Работают с учебником. Работа с учебником. Работа по карточкам. Работа с учебником. |
VI. Первичное закрепление. | 1) Работа в парах. – Сейчас вы выполните задание в парах. У вас на столе лежит карточка. Возьмите её. Давайте прочитаем , что написано в таблице, какие бывают омонимы? – В учебнике на стр. 70 в упражнении 4, под таблицей есть предложения ,необходимо найти в каждой строчке слова – омонимы и выписать в нужный столбик таблицы. – Прочитайте первую пару предложений. Что надо сделать, чтобы стал понятен смысл слов – омонимов? (Поставить ударение). Предложения: 1. Уж наступал вечер. Уж питается лягушками. 2. Зацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики. 3. Сложный код. Пушистый кот. (Заполняют таблицу). – Проверяем правильность выполнения. Читать будет … – Итак, какие слова должны быть в каждом столбце? – Остальные проверяют свои ответы. (пара, у которой не будет ошибок и работала на уроке ставлю оценку). – Выполним упражнение 5 в учебнике на странице 70.(Читаем стихотворение, отвечаем на вопросы упражнения). | Работают в парах. Работают с карточками. Совместно с соседом по парте проверяют свою работу. Работают с учебником. |
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | – Записываем домашнее задание, стр. 71 "№6. – Вам нужно выписать омонимы и объяснить их значение. – У кого есть вопросы? | Записывают домашнее задание. Слушают инструктаж по его выполнению. |
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия). | – Ребята, подведем итоги. Что такое омонимы?(слова одинаковые по звучанию и (или) написанию, но различные по значению). – Как отличить омонимы от других слов? ( имеют разные значения, т.е. значения слов не имеют смысловой связи). – Приведите примеры слов-омонимов.(коса, замок, лук). – Достигли ли мы целей урока?(Да).(Ставлю самым активным оценки за урок) | Подводят итоги урока. Отвечают на вопросы учителя. |