Файл: Проектная деятельность как средство экологического воспитания.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Фамилия имя
отчество
автора
Источник
Цитата
А.П.Марков
Г.М.Бирженюк Основы социокультурного проектирования
«…его способность к проективной деятельности,
т.е. продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе
«модели потребного будущего».
Николай
Евгеньевич
Веракса,
Александр
Николаевич
Веракса
Проектная деятельность дошкольников.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений
«…сложно-организованный процесс,
предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса.»
Контент-анализ метод проектов»
Фамилия имя
отчество автора
Источник
Цитата
Кочкина Наталья
Альбертовна
Метод проектов в дошкольном образовании:
Методическое пособие
«…технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем (Г. Б. Голуб,
Е. А. Перелыгина, О. В. Чуракова);
• комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс, исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании,
организации и контроле своей учебно- познавательной деятельности, результат которой создание какого-либо продукта или явления
(М. В. Моисеева) [Морозова Л. Д.
Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М, 2010.] ;
• метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. Не привязан к конкретному содержанию и может быть использован входе изучения любого предмета, а также может являться межпредметным (И. С. Сергеев)
[Морозова
Л.
Д.
Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. М, 2010.] ;
•
педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая,
творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в
Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов — ребенок различает большое количество объектов живой и неживой природы, вычленяет характерные и под руководством педагога — существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями.
Проявляет интерес к знакомыми приятным для него живым объектам.
Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов.
Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов — ребенок знает основные признаки живого и объектов неживой природы, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщенный, системный характер.
Самостоятельно, по собственной инициативе проявляет интерес к знакомыми незнакомым живым объектам.
Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе,
старается их придерживаться. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе. Готов оказать помощь в случае необходимости. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.
Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов
отчество
автора
Источник
Цитата
А.П.Марков
Г.М.Бирженюк Основы социокультурного проектирования
«…его способность к проективной деятельности,
т.е. продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе
«модели потребного будущего».
Николай
Евгеньевич
Веракса,
Александр
Николаевич
Веракса
Проектная деятельность дошкольников.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений
«…сложно-организованный процесс,
предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса.»
Контент-анализ метод проектов»
Фамилия имя
отчество автора
Источник
Цитата
Кочкина Наталья
Альбертовна
Метод проектов в дошкольном образовании:
Методическое пособие
«…технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем (Г. Б. Голуб,
Е. А. Перелыгина, О. В. Чуракова);
• комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс, исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании,
организации и контроле своей учебно- познавательной деятельности, результат которой создание какого-либо продукта или явления
(М. В. Моисеева) [Морозова Л. Д.
Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М, 2010.] ;
• метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. Не привязан к конкретному содержанию и может быть использован входе изучения любого предмета, а также может являться межпредметным (И. С. Сергеев)
[Морозова
Л.
Д.
Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. М, 2010.] ;
•
педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая,
творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в
реальные продукты (Л. Л. Тимофеева)
[Тимофеева Л.Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников // Дошкольная педагогика, 2010. № 1. – С. 7–12.].»
Л.С.
Киселева,
Т.А.Данилина,
Т.С.Лагода
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и
воспитанника,
способ взаимодействия с окружающей средой,
поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели»
Н.А.Виноградова,
Е. П. Панкова
Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей
«…способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и
воспитанника,
способ взаимодействия с окружающей средой,
поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели»
О.В.Толстикова,
О.В.Савельева,
Т.В.Иванова
Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста:
методическое пособие
«…способ достижения дидактической цели посредством детальной разработки проблемы
(её технологизации), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом»
Контент-анализ понятия «проект»
Фамилия имя
отчество автора
Источник
Цитата
А.П.
Марков,
Г.М.
Бирженюк Основы социокультурного проектирования
«…созданная на основе анализа ситуации взаимосвязанная система целей, задачи способов достижения результата, те. продуманная последовательность мероприятий, действий и акций, обеспеченная в нормативно-правовом,
экономическом и кадровом отношении и ведущая к достижению заранее поставленной цели путем изменения ситуации и создания условий,
способствующих разрешению противоречий и трудностей личностного развития оптимизации социально-культурной и
социально- психологической среды обитания человека»
Л.С.
Киселева
Т.А.Данилина,
Т.С.Лагода
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения
«…цель, принятая и освоенная детьми,
актуальная для них,
–
это детская самодеятельность,
–
это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды, – это звено, в системе воспитания, вцепи развивающей личность программы Е. С.
Полат
Новые педагогические и информационные технологии в понимаем совместную учебно- познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров,
организованную и имеющую общую проблему
[Тимофеева Л.Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников // Дошкольная педагогика, 2010. № 1. – С. 7–12.].»
Л.С.
Киселева,
Т.А.Данилина,
Т.С.Лагода
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и
воспитанника,
способ взаимодействия с окружающей средой,
поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели»
Н.А.Виноградова,
Е. П. Панкова
Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей
«…способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и
воспитанника,
способ взаимодействия с окружающей средой,
поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели»
О.В.Толстикова,
О.В.Савельева,
Т.В.Иванова
Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста:
методическое пособие
«…способ достижения дидактической цели посредством детальной разработки проблемы
(её технологизации), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом»
Контент-анализ понятия «проект»
Фамилия имя
отчество автора
Источник
Цитата
А.П.
Марков,
Г.М.
Бирженюк Основы социокультурного проектирования
«…созданная на основе анализа ситуации взаимосвязанная система целей, задачи способов достижения результата, те. продуманная последовательность мероприятий, действий и акций, обеспеченная в нормативно-правовом,
экономическом и кадровом отношении и ведущая к достижению заранее поставленной цели путем изменения ситуации и создания условий,
способствующих разрешению противоречий и трудностей личностного развития оптимизации социально-культурной и
социально- психологической среды обитания человека»
Л.С.
Киселева
Т.А.Данилина,
Т.С.Лагода
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения
«…цель, принятая и освоенная детьми,
актуальная для них,
–
это детская самодеятельность,
–
это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды, – это звено, в системе воспитания, вцепи развивающей личность программы Е. С.
Полат
Новые педагогические и информационные технологии в понимаем совместную учебно- познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров,
организованную и имеющую общую проблему
системе образования
Учеб. пособие для студ. педвузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленную на достижение совместного результата»
Н.А.Виноградова, Е.
П. Панкова
Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей
«…ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией».
Контент-анализ понятия «проектирование»
Фамилия имя
отчество автора
Источник
Цитата
Елена Сергеевна
Евдокимова
Технология проектирования в
ДОУ
«…комплексная деятельность, участники которой автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организатора)
осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни производственных,
личных, социально-политических».
С.В.
Кузнецова, Проектирование развития ДОУ.
Методическое пособие. М ТЦ
Сфера,2006.
112с.
«…предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагогических работников и воспитуемых».
73
Учеб. пособие для студ. педвузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленную на достижение совместного результата»
Н.А.Виноградова, Е.
П. Панкова
Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей
«…ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией».
Контент-анализ понятия «проектирование»
Фамилия имя
отчество автора
Источник
Цитата
Елена Сергеевна
Евдокимова
Технология проектирования в
ДОУ
«…комплексная деятельность, участники которой автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организатора)
осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни производственных,
личных, социально-политических».
С.В.
Кузнецова, Проектирование развития ДОУ.
Методическое пособие. М ТЦ
Сфера,2006.
112с.
«…предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагогических работников и воспитуемых».
73
Приложение 2
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на 2016 – 2017 учебный год
Дата проведения
Лексическая тема
Праздничные даты, традиции
Сентябрь
1.09 – Вот и стали мы на год взрослей
День знаний Красота спасёт мир
Международный день красоты (9 сентября- Мы букет поставим посреди стола,
осень золотая в гости к нам пришла
Осенняя ярмарка- Пожарная безопасность. Дорожное движение Детский сад со всех сторон
День дошкольного работника
Октябрь
03.10- Братья наши меньшие
Всемирный день животных-
14.10
Всё об искусстве.
Всемирный день архитектуры (3 октября- Здоровый образ жизни Полезные открытия и умные вещи
Ноябрь
31.10-
04.11
Дружат дети всей земли
День народного единства
(4 ноября- Наши добрые дела. Уроки вежливости и этикета
Всемирный день приветствий(21.11)
14.11-
18.11
Права ребёнка
Всемирный день ребёнка
(20 ноября- Семья и семейные традиции
День матери (Декабрь- В гостях у сказки
Театральная гостиная
05.12-
09.12
Зимушка-зима
Екатерина - санница
12.12– Край родной – земля уральская
День города Готовимся к новогоднему празднику.
Праздник новогодней ёлки
26.12-
30.12
Зимние чудеса
Праздник новогодней ёлки
Январь
09.01 Народная культура и традиции
Праздник Святки Волшебные слова и поступки
Всемирный день Спасибо Мир природы
Февраль
30.02 Велики могуч русский язык
Международный день родного языка Азбука безопасности Путешествие в прошлое и будущее на машине времени Защитники отечества
Народные традиции
День защитника отечества
Масленица
Март
27.02-
03.03
Опыты и эксперименты Неделя мам и бабушек
Международный женский день- Весна идёт - весне дорогу
Встречаем птиц
20.03-
24.03
Планета Земля - наш общий дом
Всемирный день Земли и Всемирный день водных ресурсов (20 день земли день воды)
27.03-
31.04
Искусство и культура
Международный день театра (27 марта
Апрель
03.04-
07.04
Неделя книги
Международный день детской книги (2 апреля)
10.04-
14.04
Дорожная грамота. Космические просторы.
День авиации и космонавтики (12 апреля)
17.04-
21.04
Неделя здоровья
Всемирный день здоровья
(7 апреля)
24.04-
28.04
Единство и дружба народов планеты «Земля».
Праздник весны и труда
Май
02.05-
05.05
Спасибо деду за победу
День победы
10.05-
12.05
Моя семья, мой дом.
Международный день семьи
15.05-
19.05
Насекомые
22.05-
26.05
Вот и стали мы на год взрослей
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на 2016 – 2017 учебный год
Дата проведения
Лексическая тема
Праздничные даты, традиции
Сентябрь
1.09 – Вот и стали мы на год взрослей
День знаний Красота спасёт мир
Международный день красоты (9 сентября- Мы букет поставим посреди стола,
осень золотая в гости к нам пришла
Осенняя ярмарка- Пожарная безопасность. Дорожное движение Детский сад со всех сторон
День дошкольного работника
Октябрь
03.10- Братья наши меньшие
Всемирный день животных-
14.10
Всё об искусстве.
Всемирный день архитектуры (3 октября- Здоровый образ жизни Полезные открытия и умные вещи
Ноябрь
31.10-
04.11
Дружат дети всей земли
День народного единства
(4 ноября- Наши добрые дела. Уроки вежливости и этикета
Всемирный день приветствий(21.11)
14.11-
18.11
Права ребёнка
Всемирный день ребёнка
(20 ноября- Семья и семейные традиции
День матери (Декабрь- В гостях у сказки
Театральная гостиная
05.12-
09.12
Зимушка-зима
Екатерина - санница
12.12– Край родной – земля уральская
День города Готовимся к новогоднему празднику.
Праздник новогодней ёлки
26.12-
30.12
Зимние чудеса
Праздник новогодней ёлки
Январь
09.01 Народная культура и традиции
Праздник Святки Волшебные слова и поступки
Всемирный день Спасибо Мир природы
Февраль
30.02 Велики могуч русский язык
Международный день родного языка Азбука безопасности Путешествие в прошлое и будущее на машине времени Защитники отечества
Народные традиции
День защитника отечества
Масленица
Март
27.02-
03.03
Опыты и эксперименты Неделя мам и бабушек
Международный женский день- Весна идёт - весне дорогу
Встречаем птиц
20.03-
24.03
Планета Земля - наш общий дом
Всемирный день Земли и Всемирный день водных ресурсов (20 день земли день воды)
27.03-
31.04
Искусство и культура
Международный день театра (27 марта
Апрель
03.04-
07.04
Неделя книги
Международный день детской книги (2 апреля)
10.04-
14.04
Дорожная грамота. Космические просторы.
День авиации и космонавтики (12 апреля)
17.04-
21.04
Неделя здоровья
Всемирный день здоровья
(7 апреля)
24.04-
28.04
Единство и дружба народов планеты «Земля».
Праздник весны и труда
Май
02.05-
05.05
Спасибо деду за победу
День победы
10.05-
12.05
Моя семья, мой дом.
Международный день семьи
15.05-
19.05
Насекомые
22.05-
26.05
Вот и стали мы на год взрослей
Приложение Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста (разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М.
Маневцовой)
Содержание данной педагогической диагностики направлено на выявление следующего- в какой степени ребенок освоил экологические знания- какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами- в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного).
Вся диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком. Для получения дополнительной информации также осуществляется наблюдение за детьми в различных видах деятельности игровой, трудовой,
образовательной. Изучаются творческие работы детей – рисунки, поделки.
Проводятся беседы с воспитателями групп и родителями воспитанников.
Методика эксперимента.
Диагностику экологических представлений дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям- формирование экологических знаний и- экологически правильного отношения к природным явлениями объектам.
Все диагностические задания сгруппированы по трём разделам. Представления о природе:
а) об объектах живой природы;
б) об объектах неживой природы. Отношение к природе. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами
Маневцовой)
Содержание данной педагогической диагностики направлено на выявление следующего- в какой степени ребенок освоил экологические знания- какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами- в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного).
Вся диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком. Для получения дополнительной информации также осуществляется наблюдение за детьми в различных видах деятельности игровой, трудовой,
образовательной. Изучаются творческие работы детей – рисунки, поделки.
Проводятся беседы с воспитателями групп и родителями воспитанников.
Методика эксперимента.
Диагностику экологических представлений дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям- формирование экологических знаний и- экологически правильного отношения к природным явлениями объектам.
Все диагностические задания сгруппированы по трём разделам. Представления о природе:
а) об объектах живой природы;
б) об объектах неживой природы. Отношение к природе. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами
В каждом разделе детям предлагается комплекс контрольных заданий.
Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводится в соответствии с баллами (по х балльной шкале),
характеристика которых составлена на основе рекомендаций С. Н.
Николаевой и Л. М. Маневцовой.
Баллы по результатам выполненных диагностических заданий фиксируются в протоколе обследования. Далее высчитывается средний балл,
по которому определяется уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе- от 1 до 1,6 баллов — низкий уровень- от 1,7 до 2,3 баллов — средний уровень- от 2,4 до 3 баллов — высокий уровень.
Содержание диагностического инструментария:
Представления о природе.
А) Живая природа.
Задание Цель. Выявить характер представлений ребенка о признаках живого;
выяснить, имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.
Материал. 7—8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы предметов, созданных человеком растение, животные (птица,
насекомое, зверь, рыба, солнце, автомобиль, самолет.
Методика. Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы- Как ты догадался, что все это живое- Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой- Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни Без чего он не может прожить?
Задание 2.
78
Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводится в соответствии с баллами (по х балльной шкале),
характеристика которых составлена на основе рекомендаций С. Н.
Николаевой и Л. М. Маневцовой.
Баллы по результатам выполненных диагностических заданий фиксируются в протоколе обследования. Далее высчитывается средний балл,
по которому определяется уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе- от 1 до 1,6 баллов — низкий уровень- от 1,7 до 2,3 баллов — средний уровень- от 2,4 до 3 баллов — высокий уровень.
Содержание диагностического инструментария:
Представления о природе.
А) Живая природа.
Задание Цель. Выявить характер представлений ребенка о признаках живого;
выяснить, имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.
Материал. 7—8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы предметов, созданных человеком растение, животные (птица,
насекомое, зверь, рыба, солнце, автомобиль, самолет.
Методика. Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы- Как ты догадался, что все это живое- Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой- Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни Без чего он не может прожить?
Задание 2.
78
Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.
Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей,
фруктов, травянистых растений.
Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и выбрать растения, растущие в лесу, на клумбе, на грядке, на лугу.
Задание Цель. Выяснить, знает ли ребенок части растений и их функции.
Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей,
фруктов, травянистых растений.
Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и показать у растений корень, стебель (ствол, лист, цветок, плод.
Задание Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представления о стадиях роста растений.
Материал. Карточки с изображением стадий роста одуванчика.
Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.
Задание Цель. Выявить представления ребенка о многообразии животных и местах их обитания.
Материал. Большие дидактические картины лес, луг, водоем,
деревенский дворик картинки с изображениями животных 3—4 вида домашних и диких животных, 3—4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза,
бабочка, муха, лягушка.
Методика. Ребенку предлагается назвать животных, поместить на картины в зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.
Задание Цель. Выявить представления ребенка об основных стадиях роста
Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей,
фруктов, травянистых растений.
Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и выбрать растения, растущие в лесу, на клумбе, на грядке, на лугу.
Задание Цель. Выяснить, знает ли ребенок части растений и их функции.
Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей,
фруктов, травянистых растений.
Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и показать у растений корень, стебель (ствол, лист, цветок, плод.
Задание Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представления о стадиях роста растений.
Материал. Карточки с изображением стадий роста одуванчика.
Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.
Задание Цель. Выявить представления ребенка о многообразии животных и местах их обитания.
Материал. Большие дидактические картины лес, луг, водоем,
деревенский дворик картинки с изображениями животных 3—4 вида домашних и диких животных, 3—4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза,
бабочка, муха, лягушка.
Методика. Ребенку предлагается назвать животных, поместить на картины в зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.
Задание Цель. Выявить представления ребенка об основных стадиях роста
животных.
Материал. Карточки с изображением стадий роста и развития рыбы,
птицы.
Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.
Задание Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека.
Материал. Сюжетные картинки с изображениями времен года и видов труда людей в разные сезоны года.
Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребенком по сюжетным картинкам- Какое это время года- Почему деревья так выглядят- Как изменяется жизнь животных (называется время года- Почему люди так одеты Чем они занимаются?
Задание Цель. Выявить представления ребенка о нормах отношения к живому.
Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе.
Методика. Индивидуальная беседа с ребенком- Как поступил мальчик (девочка Почему- Как бы ты поступил на его (ее) месте- Какие добрые дела ты делал для растений, животных,
людей?
Б) Неживая природа.
С ребёнком проводится беседа последующим вопросам:
О воде
- Какого цвета может быть вода?
-Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару- Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку Как называется это свойство воды (текучесть- Зачем нужна вода?
О песке- Чем отличается сухой песок от влажного- Что произойдёт, если наступить на влажный песок- Зачем нужен песок?
О природных явлениях (ветер, дождь, небо- Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой- Что происходит с деревьями, когда дует ветер- Зачем нужен дождь в природе- Что было бы с растениями, если бы не было дождя- Что появляется после дождя на городских улицах- Как меняется небо весной, летом, зимой- Почему небо иногда кажется белым или серым Что может
«застилать» небо- Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода?
Оценка деятельности балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны ребёнок имеет небольшие по объёму знания задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы задания выполняет правильно, на поставленные
Материал. Карточки с изображением стадий роста и развития рыбы,
птицы.
Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.
Задание Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека.
Материал. Сюжетные картинки с изображениями времен года и видов труда людей в разные сезоны года.
Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребенком по сюжетным картинкам- Какое это время года- Почему деревья так выглядят- Как изменяется жизнь животных (называется время года- Почему люди так одеты Чем они занимаются?
Задание Цель. Выявить представления ребенка о нормах отношения к живому.
Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе.
Методика. Индивидуальная беседа с ребенком- Как поступил мальчик (девочка Почему- Как бы ты поступил на его (ее) месте- Какие добрые дела ты делал для растений, животных,
людей?
Б) Неживая природа.
С ребёнком проводится беседа последующим вопросам:
О воде
- Какого цвета может быть вода?
-Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару- Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку Как называется это свойство воды (текучесть- Зачем нужна вода?
О песке- Чем отличается сухой песок от влажного- Что произойдёт, если наступить на влажный песок- Зачем нужен песок?
О природных явлениях (ветер, дождь, небо- Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой- Что происходит с деревьями, когда дует ветер- Зачем нужен дождь в природе- Что было бы с растениями, если бы не было дождя- Что появляется после дождя на городских улицах- Как меняется небо весной, летом, зимой- Почему небо иногда кажется белым или серым Что может
«застилать» небо- Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода?
Оценка деятельности балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны ребёнок имеет небольшие по объёму знания задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы задания выполняет правильно, на поставленные
вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ. Отношение к природе.
Задание Цель. Изучить особенности отношения ребенка к животными растениям в специально созданных условиях.
Методика. Проводится наблюдение за отношением ребенка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребенок должен будет осуществить выбор деятельности — либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в уголке природы находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи (животные — в кормлении, растения — в поливе, для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой, рассматриванием книг. В
природный уголок приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребенок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект- Как ты это узнал- Как ему можно помочь- Хотел бы ты ему помочь- Почему ты хочешь ему помочь?
Оценка деятельности балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию сними балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и растениями балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С
Задание Цель. Изучить особенности отношения ребенка к животными растениям в специально созданных условиях.
Методика. Проводится наблюдение за отношением ребенка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребенок должен будет осуществить выбор деятельности — либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в уголке природы находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи (животные — в кормлении, растения — в поливе, для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой, рассматриванием книг. В
природный уголок приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребенок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект- Как ты это узнал- Как ему можно помочь- Хотел бы ты ему помочь- Почему ты хочешь ему помочь?
Оценка деятельности балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию сними балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и растениями балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С
удовольствием по собственной инициативе общается с животными
(знакомыми и незнакомыми) и растениями. Умение осуществлять деятельность с природными объектами
(труд в природе).
Цель. Выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.
Методика. У ребенка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатным растением или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребенку предлагается- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор- рассказать о последовательности ухода за растением- непосредственно осуществить уход.
Оценка деятельности балл – ребёнок не умеет ухаживать за живыми существами балла – сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца неосмысленна увлечён процессом, а не качеством результата для живого объекта балла – охотно откликается на предложение взрослых помочь живому существу самостоятельно видит необходимость ухода и качественно его выполняет. Испытывает удовольствие от помощи живому.
Уровни экологических представлений и отношения к природе:
Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов — ребенок различает и называет большое количество животных, растений вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище. Устанавливает частные связи,
сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения.
Имеет представление о некоторых объектах неживой природы. Не всегда правильно называет их основные свойства, признаки
(знакомыми и незнакомыми) и растениями. Умение осуществлять деятельность с природными объектами
(труд в природе).
Цель. Выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.
Методика. У ребенка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатным растением или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребенку предлагается- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор- рассказать о последовательности ухода за растением- непосредственно осуществить уход.
Оценка деятельности балл – ребёнок не умеет ухаживать за живыми существами балла – сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца неосмысленна увлечён процессом, а не качеством результата для живого объекта балла – охотно откликается на предложение взрослых помочь живому существу самостоятельно видит необходимость ухода и качественно его выполняет. Испытывает удовольствие от помощи живому.
Уровни экологических представлений и отношения к природе:
Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов — ребенок различает и называет большое количество животных, растений вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище. Устанавливает частные связи,
сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения.
Имеет представление о некоторых объектах неживой природы. Не всегда правильно называет их основные свойства, признаки
Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. По собственной инициативе не проявляет интереса к живым объектам. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.
Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов — ребенок различает большое количество объектов живой и неживой природы, вычленяет характерные и под руководством педагога — существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями.
Проявляет интерес к знакомыми приятным для него живым объектам.
Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов.
Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов — ребенок знает основные признаки живого и объектов неживой природы, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщенный, системный характер.
Самостоятельно, по собственной инициативе проявляет интерес к знакомыми незнакомым живым объектам.
Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе,
старается их придерживаться. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе. Готов оказать помощь в случае необходимости. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.
Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов
Приложение Экологический проект Цветочная фантазия для детей средней группы детского сада.
Пояснительная записка.
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания небыли преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земляне сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.
Тип проекта экологический, исследовательский, познавательно- творческий.
Продолжительность проекта апрель – май
Участники проекта дети, педагог, родители.
Предмет изучения и творчества цветы, посев семян и наблюдение за ростом, их разнообразие.
Цель проекта знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания
• формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира развитие творческих способностей детей.
сбор материалов о цветущих растениях и оформление книг.
Задачи:
1. Углублять знания детей о цветах и их разнообразии. Учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения. Упражнять в классификации цветов, закреплять понятия комнатные растения, садовые, луговые, лесные цветы. Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках,
творческих работах. Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира. Вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность по подготовке рассады и высадке её на участке детского сада.
Предполагаемый результат развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о цветах положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением
Земли, но и целителями готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней получить продукт совместной деятельности детей и родителей в цветущей на участке клумбы и собранного в книжки материала.
Продукты проекта цветник на участке детского сада, мини проекты о цветах
Пояснительная записка.
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания небыли преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земляне сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.
Тип проекта экологический, исследовательский, познавательно- творческий.
Продолжительность проекта апрель – май
Участники проекта дети, педагог, родители.
Предмет изучения и творчества цветы, посев семян и наблюдение за ростом, их разнообразие.
Цель проекта знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания
• формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира развитие творческих способностей детей.
сбор материалов о цветущих растениях и оформление книг.
Задачи:
1. Углублять знания детей о цветах и их разнообразии. Учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения. Упражнять в классификации цветов, закреплять понятия комнатные растения, садовые, луговые, лесные цветы. Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках,
творческих работах. Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира. Вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность по подготовке рассады и высадке её на участке детского сада.
Предполагаемый результат развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о цветах положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением
Земли, но и целителями готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней получить продукт совместной деятельности детей и родителей в цветущей на участке клумбы и собранного в книжки материала.
Продукты проекта цветник на участке детского сада, мини проекты о цветах
Этапы реализации проекта. Подготовительный (определение целей и задач проекта, составление плана. Основной (реализация плана проекта. Заключительный (подведение итогов).
Содержание проекта.
Этапы реализации проекта
Мероприятия проекта
Задачи
Сроки реализации
Подготовит ельный
Разработка плана реализации проекта.
Составление конспектов мероприятий.
Проектирование и систематизация мероприятий по реализации проекта неделя апреля
Подбор иллюстративного материала.
Оснащение предметно- пространственной среды неделя апреля
Знакомство родителей с планом проекта.
Вовлечение родителей в проектную деятельность, определение их роли в данном проекте неделя апреля
Основной
Интегрированное занятие Путешествие в сказочную страну цветов».
Знакомство детей с многообразием цветочного мира. Упражнять в классификации цветов комнатные и садовые, уточнить последовательность роста Воспитывать бережное отношение к цветам, умение проявлять заботу о растениях на участке неделя апреля
Посев семян календулы и бархатцев в приготовленные ящики.
Оформление мини проектов на тему Цветы».
Рассмотреть семена, отметить их различия.
Проследить фазы прорастания семян.
Сбор информации со стихами и иллюстрациями о цветах – 4 неделя апреля и 1 – 2 неделя мая – 4 неделя апреля
Содержание проекта.
Этапы реализации проекта
Мероприятия проекта
Задачи
Сроки реализации
Подготовит ельный
Разработка плана реализации проекта.
Составление конспектов мероприятий.
Проектирование и систематизация мероприятий по реализации проекта неделя апреля
Подбор иллюстративного материала.
Оснащение предметно- пространственной среды неделя апреля
Знакомство родителей с планом проекта.
Вовлечение родителей в проектную деятельность, определение их роли в данном проекте неделя апреля
Основной
Интегрированное занятие Путешествие в сказочную страну цветов».
Знакомство детей с многообразием цветочного мира. Упражнять в классификации цветов комнатные и садовые, уточнить последовательность роста Воспитывать бережное отношение к цветам, умение проявлять заботу о растениях на участке неделя апреля
Посев семян календулы и бархатцев в приготовленные ящики.
Оформление мини проектов на тему Цветы».
Рассмотреть семена, отметить их различия.
Проследить фазы прорастания семян.
Сбор информации со стихами и иллюстрациями о цветах – 4 неделя апреля и 1 – 2 неделя мая – 4 неделя апреля
Рассматривание иллюстраций.
Художественное Рисование цветов.
Расширять представления детей о разнообразии садовых цветов неделя мая
Дидактические игры.
Закрепление знаний детей о цветах неделя мая
Заключител ьный
Акция Цветочная фантазия на участке детского сада».
Воспитывать бережное отношение к цветам, приучать выражать свою заботу о них в полезной деятельности неделя мая
Дидактическая игра Дорисуй цветок»
Цель: Закреплять умение быстро ориентироваться на листе бумаги в клеточку, дорисовывать по образцу симметричные предметы, подбирать нужный оттенок фломастера.
Материал: Карточки в крупную клетку с изображением нарисованных половинок цветов (ромашка, колокольчик, василек, лютик, Иван-чай и др.)
Правила игры Детям предлагается дорисовать по клеткам симметричные половинки предметов, раскрасить и назвать их.
Дидактическая игра Цветочные полянки»
Цель: расширять познания в области количественных представлений;
формировать навыки словообразования прилагательных (ромашка ромашковая поляна и т.д.); закреплять умение согласовывать числительные с существительным во множественном числе.
Материал: обручи по количеству детей, в каждом из них разложены те или иные луговые растения водном ромашек, во втором — колокольчиков и т.д.)
Правила игры Дети под музыку танцуют на общей полянке. С
окончанием музыки, дети должны забежать на определенную полянку.
Воспитатель спрашивает На какую полянку ты попал Что на ней растет и сколько. ( Я попал на васильковую полянку, на ней растет 6 васильков и т.д.)
Дидактическая игра Слепой ботаник
Художественное Рисование цветов.
Расширять представления детей о разнообразии садовых цветов неделя мая
Дидактические игры.
Закрепление знаний детей о цветах неделя мая
Заключител ьный
Акция Цветочная фантазия на участке детского сада».
Воспитывать бережное отношение к цветам, приучать выражать свою заботу о них в полезной деятельности неделя мая
Дидактическая игра Дорисуй цветок»
Цель: Закреплять умение быстро ориентироваться на листе бумаги в клеточку, дорисовывать по образцу симметричные предметы, подбирать нужный оттенок фломастера.
Материал: Карточки в крупную клетку с изображением нарисованных половинок цветов (ромашка, колокольчик, василек, лютик, Иван-чай и др.)
Правила игры Детям предлагается дорисовать по клеткам симметричные половинки предметов, раскрасить и назвать их.
Дидактическая игра Цветочные полянки»
Цель: расширять познания в области количественных представлений;
формировать навыки словообразования прилагательных (ромашка ромашковая поляна и т.д.); закреплять умение согласовывать числительные с существительным во множественном числе.
Материал: обручи по количеству детей, в каждом из них разложены те или иные луговые растения водном ромашек, во втором — колокольчиков и т.д.)
Правила игры Дети под музыку танцуют на общей полянке. С
окончанием музыки, дети должны забежать на определенную полянку.
Воспитатель спрашивает На какую полянку ты попал Что на ней растет и сколько. ( Я попал на васильковую полянку, на ней растет 6 васильков и т.д.)
Дидактическая игра Слепой ботаник
Цель Учить распознавать растения по запаху.
Материалы: луговые растения (клевер, одуванчик, ромашка и др.)
Правила игры Детям предлагается понюхать цветы. Затем завязываются глаза, к носу подносятся по очереди растения. Ребенок должен распознать растения по запаху и назвать его.
Составить букеты из цветов. Дети отбирают нужные картинки и перечисляют, сколько и каких цветов у них в букете.
Дидактические игры для детей. Дидактическая игра Отгадай. Воспитатель перечисляет характерные признаки цветов, дети пытаются отгадать название цветов.
После названия каждого цветка, воспитатель показывает изображение этого цветка. Дидактическая игра Рисуем картину. Дети сначала приклеивали,
на обведенные по шаблонам изображения, семена гречихи, риса,
подсолнечника, гороха, а затем раскрашивают картину. Дидактическая игра Собери цветок. Педагог раздаёт детям карточки с изображением стеблей с листьями. Детям показывает карточку с изображением головок цветков разных растений.
Воспитатель. Листья зелёные оживут и свой цветочек найдут.
Ребёнок, у которого есть изображение листьев и стебля к этому цветку отвечает Я узнала тебя, ромашка, ты мой стебелёк». Ребёнок получает карточку и составляет цветок. Дидактическая игра Собери букет. Дети рассматривают цветы.
Затем воспитатель просит детей составить букеты из цветов. Дети отбирают нужные картинки и перечисляют, сколько и каких цветов у них в букете.
Например:
У меня в букете 2 астры 1 георгин, 2 розы. Дидактическая игра Назови ласково. Педагог, бросая мяч ребенку,
называет слово. Ребенок, возвращая мяч, произносит его «ласково».
Например:
89
Материалы: луговые растения (клевер, одуванчик, ромашка и др.)
Правила игры Детям предлагается понюхать цветы. Затем завязываются глаза, к носу подносятся по очереди растения. Ребенок должен распознать растения по запаху и назвать его.
Составить букеты из цветов. Дети отбирают нужные картинки и перечисляют, сколько и каких цветов у них в букете.
Дидактические игры для детей. Дидактическая игра Отгадай. Воспитатель перечисляет характерные признаки цветов, дети пытаются отгадать название цветов.
После названия каждого цветка, воспитатель показывает изображение этого цветка. Дидактическая игра Рисуем картину. Дети сначала приклеивали,
на обведенные по шаблонам изображения, семена гречихи, риса,
подсолнечника, гороха, а затем раскрашивают картину. Дидактическая игра Собери цветок. Педагог раздаёт детям карточки с изображением стеблей с листьями. Детям показывает карточку с изображением головок цветков разных растений.
Воспитатель. Листья зелёные оживут и свой цветочек найдут.
Ребёнок, у которого есть изображение листьев и стебля к этому цветку отвечает Я узнала тебя, ромашка, ты мой стебелёк». Ребёнок получает карточку и составляет цветок. Дидактическая игра Собери букет. Дети рассматривают цветы.
Затем воспитатель просит детей составить букеты из цветов. Дети отбирают нужные картинки и перечисляют, сколько и каких цветов у них в букете.
Например:
У меня в букете 2 астры 1 георгин, 2 розы. Дидактическая игра Назови ласково. Педагог, бросая мяч ребенку,
называет слово. Ребенок, возвращая мяч, произносит его «ласково».
Например:
89
Цветы – цветочки.
Слова: цветок, стебель, стебли, лист, листья, букет, букеты.
6.Дидактическая игра Собери букет»
Цель. Расширять и обогащать словарный запас. Упражнять в согласовании числительных с именами существительным.
Загадки для детей
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
Ответ: Цветы.
Стоит в саду кудряшка — белая рубашка,
Сердечко золотое. Что это такое?
Ответ: Ромашка.
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
Ответ: Подснежник.
Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
Ответ: Мак.
Вырос он под солнцем жгучим
Толстым, сочными колючим.
Ответ: Кактус.
Золотое решето,
черных домиков полно.
Сколько черненьких домов,
Столько беленьких жильцов.
Ответ: Подсолнух
Слова: цветок, стебель, стебли, лист, листья, букет, букеты.
6.Дидактическая игра Собери букет»
Цель. Расширять и обогащать словарный запас. Упражнять в согласовании числительных с именами существительным.
Загадки для детей
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
Ответ: Цветы.
Стоит в саду кудряшка — белая рубашка,
Сердечко золотое. Что это такое?
Ответ: Ромашка.
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
Ответ: Подснежник.
Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
Ответ: Мак.
Вырос он под солнцем жгучим
Толстым, сочными колючим.
Ответ: Кактус.
Золотое решето,
черных домиков полно.
Сколько черненьких домов,
Столько беленьких жильцов.
Ответ: Подсолнух
Над лугом парашютики,
Качаются на прутике.
Ответ: Одуванчик
Подвижные игры.
Мы – цветы (Зарядка)
1.Распрямили стебли, вытянули ветки (руки).
2.Расправили листочки, пошелестели листочками (пальцы).
3.Гимнастика для стебля наклоны туловища вправо-влево;
вперёд-назад.
4.Гимнастика для корней вытянули правую ногу – повращали ступнёй; вытянули левую ногу – повращали.
5.Моем листья, стебли под дождём: подняли руки вверх,
растопырили пальцы, подставили ладошки дождю, кружимся.
Живая клумба
Все играющие разбиваются натри команды:
1.Золотые шары;
2.Ноготки;
3.Бархатцы.
Дети – цветы на клумбе. В центре растут золотые шары – самые высокие. Дети поднимают руки вверх и вращаются вокруг себя. Второй круг ноготки, они идут хороводом вокруг золотых шаров. Третий круг – дети- бархатцы приседают на корточки, эти цветы самые низкие.
Подул ветер, цветы ожили и зашевелились золотые шары – кружатся,
ноготки идут по кругу в одну сторону, бархатцы – в другую.
Волшебная палочка.
«Волшебной палочкой дотронуться до цветка (игрушка или иллюстрация, назвать его, описать его (цвет, величина, форма, где растёт,
когда цветёт, где применяется).
Любимый цветок
Нарисовать любимый цветок или взять иллюстрацию и потанцевать с
Качаются на прутике.
Ответ: Одуванчик
Подвижные игры.
Мы – цветы (Зарядка)
1.Распрямили стебли, вытянули ветки (руки).
2.Расправили листочки, пошелестели листочками (пальцы).
3.Гимнастика для стебля наклоны туловища вправо-влево;
вперёд-назад.
4.Гимнастика для корней вытянули правую ногу – повращали ступнёй; вытянули левую ногу – повращали.
5.Моем листья, стебли под дождём: подняли руки вверх,
растопырили пальцы, подставили ладошки дождю, кружимся.
Живая клумба
Все играющие разбиваются натри команды:
1.Золотые шары;
2.Ноготки;
3.Бархатцы.
Дети – цветы на клумбе. В центре растут золотые шары – самые высокие. Дети поднимают руки вверх и вращаются вокруг себя. Второй круг ноготки, они идут хороводом вокруг золотых шаров. Третий круг – дети- бархатцы приседают на корточки, эти цветы самые низкие.
Подул ветер, цветы ожили и зашевелились золотые шары – кружатся,
ноготки идут по кругу в одну сторону, бархатцы – в другую.
Волшебная палочка.
«Волшебной палочкой дотронуться до цветка (игрушка или иллюстрация, назвать его, описать его (цвет, величина, форма, где растёт,
когда цветёт, где применяется).
Любимый цветок
Нарисовать любимый цветок или взять иллюстрацию и потанцевать с
ним под музыку Вальс цветов».
Найди своё место
Два ведущих. Один берёт в руки полевые цветы, другой – садовые.
Дети-цветы под музыку танцуют. По окончании музыки дети бегут и образуют кругу своего ведущего.
Игра на внимание
Ведущий показывает открытки с цветами. Если это полевой цветок,
дети поднимают одну руку. Если садовый, две руки.
Пальчиковые игры.
Цель и задачи Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.
Формировать овладение образно – игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью. Вызывать положительные эмоции.
Цветки
Наши алые цветки распускают лепестки (Медленно разгибать пальцы из кулаков)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Покачивать кистями рук вправо-влево)
Наши алые цветки закрывают лепестки (Медленно сжимать пальцы в кулаки)
Головой качают, тихо засыпают (Покачивать кулаки вперед – назад)
Мак
На пригорке вырос мак (Пальцами левой руки сделать бутон).
Он склонил головку так. (Бутон наклонить)
Бабочка над ним порхает, (Кисти рук перекрестить, помахать) Быстро крыльями мелькает. (как бабочка крылышками)
Хризантемы
Ах! Какие хризантемы (Пальцами показать, как цветок распускается).
Мы сорвем их без проблемы. (Обеими руками срываем цветы
Найди своё место
Два ведущих. Один берёт в руки полевые цветы, другой – садовые.
Дети-цветы под музыку танцуют. По окончании музыки дети бегут и образуют кругу своего ведущего.
Игра на внимание
Ведущий показывает открытки с цветами. Если это полевой цветок,
дети поднимают одну руку. Если садовый, две руки.
Пальчиковые игры.
Цель и задачи Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.
Формировать овладение образно – игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью. Вызывать положительные эмоции.
Цветки
Наши алые цветки распускают лепестки (Медленно разгибать пальцы из кулаков)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Покачивать кистями рук вправо-влево)
Наши алые цветки закрывают лепестки (Медленно сжимать пальцы в кулаки)
Головой качают, тихо засыпают (Покачивать кулаки вперед – назад)
Мак
На пригорке вырос мак (Пальцами левой руки сделать бутон).
Он склонил головку так. (Бутон наклонить)
Бабочка над ним порхает, (Кисти рук перекрестить, помахать) Быстро крыльями мелькает. (как бабочка крылышками)
Хризантемы
Ах! Какие хризантемы (Пальцами показать, как цветок распускается).
Мы сорвем их без проблемы. (Обеими руками срываем цветы
Ух Охапку мы набрали (Обеими руками показать охапку)
Эх! Прихватим и для Вали (Махнуть рукой и рвать цветы дальше)
Эхе-хе… цветов не стало. (Удивленно пожать плечами.)
Их и раньше было мало (Развести руки в стороны.)
Ох! Зачем мы их сгубили (Прижать к щекам обе руки)
Ведь немы же их растили (горестно покачать головой)
Цветок.
Вырос красивый цветок на поляне, (Прижать кисти рук, показывая цветок)
Ветер колышет его лепестки. (Покачивать разведенными в стороны руками).
Всем лепесткам красоту и дыханье (Прижать ладони тыльными сторонами)
Дружно дают под землей корешки. (Развести пальцы в стороны и покачать).
Загадывание загадок по теме Цветы (см. фотоальбом Маленький мир растений».
Цель. Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение,
память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами
Эх! Прихватим и для Вали (Махнуть рукой и рвать цветы дальше)
Эхе-хе… цветов не стало. (Удивленно пожать плечами.)
Их и раньше было мало (Развести руки в стороны.)
Ох! Зачем мы их сгубили (Прижать к щекам обе руки)
Ведь немы же их растили (горестно покачать головой)
Цветок.
Вырос красивый цветок на поляне, (Прижать кисти рук, показывая цветок)
Ветер колышет его лепестки. (Покачивать разведенными в стороны руками).
Всем лепесткам красоту и дыханье (Прижать ладони тыльными сторонами)
Дружно дают под землей корешки. (Развести пальцы в стороны и покачать).
Загадывание загадок по теме Цветы (см. фотоальбом Маленький мир растений».
Цель. Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение,
память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами