Файл: План конспект урока Композиция пейзажа. Композиционные схемы (упражнения). Преподаватель высшей категории Шамшитова О. Р. Тема занятия Композиция пейзажа. Композиционные схемы (упражнения).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская художественная школа» городского округа город Нефтекамск Республика Башкортостан


План –конспект урока Композиция пейзажа. Композиционные схемы (упражнения).

Преподаватель высшей категории Шамшитова О.Р.
Тема занятия: Композиция пейзажа. Композиционные схемы (упражнения).

Цель: Познакомить с новым термином «пейзаж». Обучение основам композиции.

Задачи:

Обучающие

- Познакомить учащихся с основными типами композиционных схем, их влиянием на создание выразительного образа природы.

- Дать представление о пейзаже, познакомить с произведениями художников;

Воспитывающие

- Воспитывать интерес к предмету; совершенствование навыков работы карандашом

Развивающие

- Развитие художественного мышления, художественного видения, творческого воображения.

- развивать отзывчивость к красоте цвета в природе и искусстве;    

На основе репродукций пейзажа выполнить композиционную схему каждого из них. Выполнить композиционные схемы динамичной части пейзажа (ручей) и статической части пейзажа (горы).

Зрительный ряд:

(для учителя) 1. Репродукции картин художников с изображением пейзажа.

Иван Шишкин (1832 – 1898): «Рожь» - 1878, «дождь в дубовом лесу».

Алексей Саврасов (1830 – 1897): «Грачи прилетели», «Рожь» - 1881.

Василий Поленов (1844 – 1927): «Московский дворик», «Заросший пруд».

Фёдор Васильев (1850 – 1873): «Мокрый луг».

Исаак левитан (1860 – 1900): «март», «Золотая осень».

2. Композиционные схемы пейзажей.

(для учащихся) Репродукции пейзажей.

Оборудование: образцы  работ, альбомные листы, карандаши, краски, баночки с водой.

 

Ход  занятия

    I.     Организация класса.

Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Будем изобразительное искусство изучать,

Творчество и фантазию развивать.


-        Конечно, не каждый может стать настоящим художником, но научиться рисовать и понимать искусство живописи доступно всем.

-        Вы хотите научиться рисовать? Я вам в этом помогу.

   II. Сообщение темы занятия.      

-        Сегодня на уроке мы познакомимся с новым для вас термином «пейзаж».

-        Может кто-нибудь знает. Что это такое?

III.  Изучение нового материала.

-        Это картина, на которой изображены поле, река, море или город, деревня, железная дорога.

-        Пейзаж – от французского, слова обозначает «природа». А в изобразительном искусстве так называют жанр, посвященный воспроизведению естественной или преображенной человеком природы. Так же пейзаж называют отдельное художественное произведение (живописи или графики) изображающее природу. В пейзаже важным моментом являются изобразительный художником естественный или сочиненный природный мотив, который становится как бы «героем» произведения.

-        Отдельные же фигуры людей или животных, а так же небольшие сюжетные сцены в пейзажной композиции существенной роли не играют, и являются лишь средством дополнения и оживления пейзажа, придания ему большей жизненной правды.

-        Как самостоятельный жанр пейзаж появился в Китае в 6 веке. Пейзажи китайских художников очень поэтичны.

ЧЕРЕЗ ПЕЙЗАЖ ХУДОЖНИК ПЕРЕДАЁТ ЗРИТЕЛЮ СВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРИРОДУ, ОТСЮДА ВОЗНИКАЕТ ДЕЛЕНИЕ ПЕЙЗАЖА НА ТИПЫ И ВИДЫ. ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ – ТИПЫ ПЕЙЗАЖА. (показ слайдов)

Камерный. Панорамный.

КАКИЕ ВИДЫ ПЕЙЗАЖА ВЫ ЗНАЕТЕ? (показ слайдов)

С постройками, с водоёмом, архитектурный, индустриальный, сельский, с изображением людей или с изображением животных.

МЫ УБЕДИЛИСЬ, ЧТО ПЕЙЗАЖНЫЕ КАРТИНЫ МНОГООБРАЗНЫ. ПРИ ИЗОБРАЖЕНИИ ПЕЙЗАЖА ХУДОЖНИК РЕШАЕ РЯД ЗАДАЧ, какие, мы сейчас попробуем разобраться

ПОСМОТРИМ НА РЕПРОДУКЦИИ-

ОНИ НАПИСАНЫ РАЗНЫМИ АВТОРАМИ В РАЗНЫХ СТИЛЯХ. ИХ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ДОСТИГНУТА БЛАГОДАРЯ ЧЕТКОМУ КОМПОЗИЦИОННОМУ ПОСТРОЕНИЮ.

ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО У КОМПОЗИЦИИ СВОИ ЗАКОНЫ.

СЕГОДНЯ МЫ С ВАМИ ПОЗНАКОМИМСЯ С ОДНОЙ ИЗ СТОРОН КОМПОЗИЦИИ – ЭТО КОМПОЗИЦИОННЫЕ СХЕМЫ.

Композиционные схемы можно применять в любом из видов изобразительного искусства. При изображении натюрморта или портрета, мы разберём, как с помощью композиционных схем выполнить пейзаж.



Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы.

В результате мы можем говорить, что все элементы на картине располагаются не хаотично, а по определённой схеме - треугольник, квадрат, круг, овал, диагональ, горизонталь или вертикаль, в зависимости от того, что хотел выразить художник.

СЕЙЧАС ПРОВЕДЁМ АНАЛИЗ РЯДА РЕПРОДУКЦИЙ.

ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ НА КАРТИНЕ ОБРАЗА ЧЕГО-ТОУСТОЙЧИВОГО ИЛИ НЕПОДВИЖНОГО ПОДОЙДЁТ ЗАМКНУТАЯ, СТАТИЧНАЯ, ЗАКРЫТАЯ КОМПИЗИЦИЯ

Основные направления линий стягиваются к центру, а основные элементы заключены в квадрат или прямоугольник, треугольник, круг или овал с учётом симметрии.

ЕСЛИ НАДО НАПИСАТЬ ПЕЙЗАЖ В КОТОРОМ ТРЕБУЕТСЯ ПОКАЗАТЬ ПРОСТОР ИЛИ ВЕЛИЧИЕ ПРИРОДЫ, ТО ЭЛЕМЕНТЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ РАСПОЛАГАЮТСЯ ПО ВЕРТИКАЛИ ИЛИ ГОРИЗОНТАЛИ. ЭТО ТИП ОТКРЫТОЙ КОМПОЗИЦИИ.
ЧТОБЫ ПЕРЕДАТЬ ДИНАМИКУ ДВИЖЕНИЕ В КАРТИНЕ, ХУДОЖНИКИ ПРИМЕНЯЮТ СХЕМУ ДИОГАНАЛЬНОГО ПОСТРОЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ. ЧЕМ КРУЧЕ ДИАГОНАЛЬ, ТЕМ БОЛЬШЕ ДВИЖЕНИЕ.

Повторим основные моменты сегодняшней темы:
ИТАК, КОМПОЗИЦИОННЫЕ СХЕМЫ В ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ

НА ЗАМКНУТЫЕ и ОТКРЫТЫЕ.

Если линии построения картины стягиваются к центру, или если основные массы пейзажа можно заключить в геометрическую фигуру, то это ЗАМКНУТАЯкомпозиция.

А, если элементы пейзажа вытянуты по вертикали, горизонтали или диагонали, то

это ОТКРЫТАЯкомпозиция.

Конечно же, при создании художественных произведений авторы используют свободу творчества, восприятия, но при обучении в композициях очень важно применение композиционных схем, так как они помогут уяснить общую структуру композиции.
А ТЕПЕРЬ ПРИСТУПИМ К ВЫПОЛНЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ.

УПРАЖНЕНИЕ:

Перед вами репродукции пейзажей разных авторов. Попробуйте «прочесть» композиционную схему пейзажа, изображённого на картине. Вам надо на альбомном листе нарисовать раму картины, затем схематично выполнить линейное или силуэтное изображение основных масс пейзажа без деталей. Определить тип композиционной схемы и начертить красным карандашом линии или геометрические фигуры этой схемы.

Для выполнения этого упражнения вам отводится 10 минут.


УПРАЖНЕНИЕ:

Теперь составим свою композиционную схему простого пейзажа. Выберем для изображения пейзаж с ручьём.

РУЧЕЙ. Какой он? Он может иметь своё настроение и характер.

Посмотрите на таблицу. Он : СПЕШАЩИЙ, НЕПОСЕДЛИВЫЙ, УПРЯМЫЙ, БЕГУЩИЙ, НЕСУЩИЙСЯ, ВЕСЁЛЫЙ, ПРОСНУВШИЙСЯ, КРУШАЩИЙ ПРЕГРАДЫ, ГРУСТНЫЙ.

Как он будет двигаться ? Быстро, медленно, величаво, змейкой, притаившись и т.д. Ручей это образ, выберите его характер и дополните деталями: деревья, камни, корни и т.д.
Прислушайтесь к этим строкам:

«ЛЬЁТСЯ, ВЕСЕЛО ИГРАЯ

РУЧЕЁК,

ОН СМЕЁТСЯ, ОН ТРЕПЕЩЕТ,

ОН СВЕРКАЕТ И ДРОЖИТ…
А ДРУГОЙ ЕМУ НАВСТРЕЧУ

С ШУМОМ, РАДОСТЬЮ БЕЖИТ.
И СКЛОНЯЕТ ТРАВА

НАД НИМ КУДРИ СВОИ,

А ОН СЫПЛЕТ, ШАЛУН,

СМЕХОМ ЗВОНКОЙ СТРУИ.
ТО В ЛЕСОК ЗАБЕЖИТЬ,

ТО КУРГАН ОБОВЬЁТ,

ТАМ СЕРДИТО БУРЛИТ,

ЗДЕСЬ БЕСПЕЧНО ПОЁТ.
И ЛАСКАЕТ ТВОЙ СЛУХ

ЭТОЙ ПЕСНЕЙ ЖИВОЙ,

И ПОД ПЕСНИ РУЧЬЯ

ОТДЫХАЕШЬ ДУШОЙ.

(Я. Колас)

Слушая эти строки, в вашем воображении возникали различные пейзажные образы. Каждая строка этого стихотворения рисует различные картины.

Сейчас я раздам вам карточки с этими строками , и вы каждый попробуете составить композиционные схемы по своим строчкам. Изобразите художественный образ пейзажа с ручьём. Карандашом наметьте композиционную схему. На карандаш не нажимайте. Саму работу выполняйте без карандаша, сразу кистью и красками.

Практическая работа. (Ведётся фронтальная и индивидуальная работа с классом.)
Итог урока. Вернисаж- выставка пейзажей. (Ребята пытаются определить на работах своих одноклассников, какой ручеёк они изобразили).