Файл: Тема семья Гриневых. Детство Петруши.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ТЕМА 1. Семья Гриневых. Детство Петруши

  1. Выпишите эпиграф к роману. Каков источник этих слов?

__________________________________________________________________________________________________________________________

Кем и при каких обстоятельствах слова эпиграфа повторяются в романе?

_____________________________________________________________

Составьте интеллектуальную карту для слова ЧЕСТЬ.

Лексическое значение:

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

Какой бывает?

________________

________________

________________

________________


Антонимы:

__________________

__________________

__________________

__________________


ЧЕСТЬ

Синонимы:

________________

________________

________________

________________

С чем можно сравнить?

__________________

__________________

__________________

В составе фразеологизмов:

__________________

__________________

__________________


В составе пословиц и поговорок:

___________________

___________________

___________________

Какое из значений слова ЧЕСТЬ реализуется в первой главе романа «Капитанская дочка»? Все ли герои одинаково толкуют это понятие?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка за выполнение задания:______

  1. Петр Гринев сообщает о своей жизни в родительском доме: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Познакомьтесь с текстом словарной статьи и подумайте над тем, какое из двух значений слова соотносится с самоаттестацией героя.

НЕ́ДОРОСЛЬ, недоросля, муж.

1. Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший еще на государственную службу (ист.). «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками.» Пушкин.

2. Глуповатый и простоватый юноша-недоучка из обеспеченной семьи




1

Слово НЕДОРОСЛЬ в приведенной цитате употреблено в первом значении, так как

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________


2

Слово НЕДОРОСЛЬ в приведенной цитате употреблено во втором значении, так как

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________


3

Свой вариант

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________


Оценка за выполнение задания:______

  1. Дайте характеристику учению Петруши Гринева. Заполните графы, отражающие влияние на героя его учителей.



_____

ТЕМА 2. На пути в Белогорскую крепость

  1. Прочитайте эпизод знакомства Петруши Гринева с ротмистром гусарского полка Зуриным. Исследователь Н. Г. Комар называет Зурина лжеучителем Гринева. Согласны ли вы с такой оценкой образа? Можно ли вписать Зурина в граф, заполненный вами на предыдущем занятии? В каком качестве?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что, по вашему мнению, отличает взрослого от ребенка? Когда можно говорить о том, что человек достигает зрелости?

__________________________________________________________________________________________________________________________

Можно ли считать решение Петруши двигаться навстречу буре решением взрослого человека?

__________________________________________________________________________________________________________________________

К каким доводам прибегает Савельич, чтобы уберечь заячий тулуп, который Петруша хочет подарить вожатому? Какие аргументы ему противопоставляет Петруша? Заполните таблицу цитатами:

Савельич

Петруша






Как вы оцениваете речевое поведение Петруши в этом разговоре? Как основные интонации этого разговора соотносятся с разговором, состоявшимся между Севельичем и Петрушей по поводу проигранных Зурину денег?



__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка за выполнение задания:______

2. Представьте, что вы литературные критики. Ваше внимание обращено к художественному тексту; вам нужно оценить поступки героев, мотивы этих поступков, проанализировать, как автор увидел героя.

Каким вы увидели Гринева в начале романа «Капитанская дочка»?

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Проследите, как выстраиваются отношения Гринева с другими героями. Какие поступки, описанные в главе «Вожатый», добавляют сведений для характеристики героя?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка за выполнение задания:______

ТЕМА 3. Белогорская крепость

  1. Сравните описание крепости в романе «Капитанская дочка» и исторической монографии А. С. Пушкина «История Пугачева»

1) «Я глядел во все стороны ... но ничего не видал, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесенные снегом; с другой — скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными»1. (А. С. Пушкин «Капитанская дочка»)

2) «Крепости, в том краю выстроенные, были не что иное, как деревни, окруженные плетнем или деревянным забором. Несколько старых солдат и тамошних казаков, под защитою двух или трех пушек, были в них безопасны от стрел и копий диких племен, рассеянных по степям Оренбургской губернии и около ее границ. 24 сентября Пугачев напал на Рассыпную. Казаки и тут изменили. Крепость была взята»2.(А. С. Пушкин «История Пугачева»)

Что ожидал увидеть, подъезжая к крепости, Пётр Гринев? Чем были вызваны эти ожидания? Как расхождение между ожиданием и реальностью повлияло на восприятие героем новой для себя обстановки?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Представьте себя на месте Маши Мироновой или Алексея Ивановича Швабрина. Сделайте дневниковую запись от имени этого героя
, описав встречу с Петром Гринёвым.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка за выполнение задания:______

ТЕМА 4. Испытание героя дружбой

  1. Составьте цитатную подборку, в которой последовательно были отражены изменения в отношениях Гринева к Швабрину с момента знакомства до дуэли:

1



2



3



4



5



6



Опираясь на выписанные вами цитаты, представьте характер отношений Гринева и Швабрина в виде кривой:



Оценка за выполнение задания:______

  1. Составьте сравнительную цитатную характеристику Швабрина и Гринева по плану:




Гринев


Швабрин

Дуэль






Отношение к герою в Белогорской крепости








Отношение к Пугачевскому восстанию








Взаимоотношения с Пугачёвым








Отношение друг к другу







Сделайте вывод о том, что изменила в характере Петра Гринева встреча со Швабриным?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка за выполнение задания:______

ТЕМА 5. Испытание героя любовью


  1. Какой предстала перед героем Маша Миронова при первой встрече? Найдите и выпишите цитату.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чьими глазами читатель видит Машу Миронову?

__________________________________________________________________

Составьте портрет Маши Мироновой. Зафиксируйте главные черты героини в соответствии с предложенной моделью.



Создайте синквейн о Маше Мироновой. 
















Оценка за выполнение задания:_____

ТЕМА 6. Гринев и Пугачев. Испытание столкновением с масштабной личностью и катастрофическими потрясениями

  1. Напишите сочинение-миниатюру: «Отношение Петра Гринева к Емельяну Пугачеву». Подкрепите ответ цитатами.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка за выполнение задания:_____

  1. Выпишите диалектные слова, пословицы, поговорки, которые говорит Пугачев.