Файл: Технологическая карта урока Почему идёт дождь и дует ветер.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическая карта урока
Почему идёт дождь и дует ветер?


Цели деятельности учителя

Расширять и уточнять представления о знакомом природном явлении – дожде и ветре, причинах их возникновения, значении этих явлений для человека, растений и животных.

Цель урока.

-организовать деятельность обучающихся по формирования представления о причинах возникновения дождя и ветра; - создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

- с помощью опытов показать процесс возникновения дождя и ветра;

-объяснить причины возникновения природных явлений, значение этих явлений для всего живого.

Тип урока

Открытие новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: объяснять причины возникновения дождя и ветра; рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлест, ситничек); получат возможность научиться: наблюдать за дождем и ветром; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные: использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

УУД

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о причинах возникновения дождя и его значении для человека, растений и животных; осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.

Личностные:формирование уважительного отношения к иному мнению; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Методы и формы
обучения


Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Образовательные
ресурсы


Презентация на тему «Почему идёт дождь и дует ветер?» [Электронный ресурс].

Оборудование

Компьютер, проектор, для моделирования рисунки «капелек», «солнышка»; для опытов емкости для воды, вата, горелка, стекло, свеча;


Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие
и развивающие
компоненты, задания
и упражнения

Деятельность
учителя

Деятель-ность учащихся

Формы совзаимо-действия

Универсальные
учебные действия

Время

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяетготовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой.

Прозвенел уже звонок,

Нам пора начать урок.

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!


Слушают


Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; стремятся хорошо учиться .


1мин

II. Актуализация знаний


Обучающиеся должны ответить на вопрос объяснить свой выбор


Вспомним, о чем говорили на прошлом уроке? (о Луне)

- Как вы думаете, может ли на Луне идти дождь?

- Почему вы так считаете?



Активно участвуют в опросе.


Фронтальная


Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме

1мин

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


III. Самоопределение к деятельности.

IV.

Изучение

нового материала

Физминутка

5. Усвоение новых знаний( продолжение)

6. Первичное закрепление

7. Усвоение новых знаний


Практическаяработа «Исследование почему идет дождь»

Презентация на тему «Почему идёт дождь и дует ветер?»

Работа по материалам учебника (с. 36).

Работа по учебнику (с.37).

-А почему дождь идет на Земле?

-Какие у вас есть предположения?(свободные высказывания детей)

-А как вы считаете зачем нужен дождь?

- Предположите : о чем пойдет речь на нашем уроке?

ТЕМА УРОКА: «Почему идет дождь?»

-А какая цель урока?

( узнать причины возникновения дождя)

-Как вы считаете каким образом мы с вами это сделаем?( проведем опыты, будем рассуждать)

-Каждый из вас думает по-разному «Почему идет дождь?», но опыт поможет нам выбрать правильный ответ.

(Проведение опыта с комментированием)

- Что я делаю? (нагреваю воду)

- А что в природе нагревает воду? (солнце)

- Солнце - самый сильный источник тепла в природе.

- Что мы наблюдаем дальше? (начинает подниматься пар). Но в природе пар невидим.

- Как вы думаете, что будет, если пар соприкоснется с холодным предметом? (Ставлю стекло)

- Проверим, так ли это? (показываю)

- Почему образовались капельки?

-Чем выше, тем холоднее. А в природе маленькие капельки остывают, собираются вместе и образуют тучку.

- А что же произойдет дальше? (Когда капелек набирается много, туча становится тяжелой, капельки не могут удержаться в небе и падают на землю. Вот и получается дождь.)

- Посмотрите, как это происходит в природе.

(Видеозапись)(Слайд №2)

А теперь давайте смоделируем образование дождя: Представьте, что вокруг нас море, а вы все капельки.. Я буду «Солнышком» ..Солнышко светит на «капельки « и капельки улетают ( Дети моделируют тучу.

- Почему же идет дождь?

А теперь проделайте ОПЫТ: возьмите ватку- представьте, что это маленькое облачко, но оно наполняется каплями, водой- опустите в емкость ваше «облачко» , что вы видите?( наполняется водой) Приподнимите вашу «тучку» .Что вы наблюдаете?( капает вода) .Почему? Почему же идет дождь?

- Откройте учебник на стр.36. Сравним вывод, который сделали мы с выводом учёных.

- Из чего состоит туча?(Слайд № 3)

- Почему капли падают на Землю? (Капли тяжёлые и не могут долго держаться в небе и падают.)

-Вот поэтому и идёт дождьМы поднялись на одну ступеньку в познании окружающего мира.

- Давайте послушаем, как идёт дождь.

Песенка «Дождик»

Какие бывают дожди?(Слайд №4)
_ Попробуйте определить:какой дождик прилетел к вам? На парте у вас пазлы «дождика». Работа в паре – сложить пазл

Проверка СЛАЙД № 5

-А как вы считаете что помогает тучке передвигаться по небу? Без чей помощи облака всегда стояли бы над морем или рекой. И зна­чит, дождь мог бы идти только над водой?

(загадка о ветре.

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет. (Ветер.))
- Что вы знаете о ветре?

- Предположите, о чём ещё сегодня пойдёт речь на уроке? (Почему дует ветер?) Цель на ей работы: узнать почему дует ветер?

Как мы узнаем?

- Давайте проведём ещё опыт. Сейчас мы сами сделаем ветер.

Опыт 1. Помашите рукой у себя перед лицом. Что вы чувствуете?

- Скажите, где воздух теплее: в классе или в коридоре?

Опыт 2. Приоткрыть дверь класса и опустить к порогу за­жжённую свечу. Пламя свечи от­клоняется внутрь комнаты, так как из коридора движется холод­ный воздух. 3атем мед­ленно поднять свечу кверху. Пламя отклоняется в сторону коридора. Это из классной ком­наты выходит тёплый воздух.

- Вся наша планета Земля окутана про­зрачной шубой - воздухом. Мы её обычно не замечаем. Но если она вдруг исчезнет, мы не сможем про­жить даже нескольких секунд! Мгновенно закипит на Земле вода, все другие жидкости, а лучи Солнца спалят всё живое. Воздух не мешает нам передвигать­ся: он расступается перед нами и сразу занимает то место, которое мы осво­бодили. Но если двигаться в воздухе быстро, он не успевает расступиться, и его можно ощутить. Вспомните, как что-то давит на ладонь, высунутую в окно поезда. Воздух нужен и человеку, и живот­ным, и растениям, чтобы дышать, а значит, чтобы жить. А ветер? Что такое ветер? Тёплый воздух легче холодного. Он всегда стремится вверх, а холодный воздух тяжёлый, он стелется понизу. Значит, ветер – это воздух, который приходит в движение. Это движение воздуха!

Так что же такое ВЕТЕР ? СЛАЙД № 6

Какой бывает ветер? Какие слова мы можем подобрать для описания ветра?

СЛАЙД 7



Формулируют тему урока.

Определяют цель урока.

Выполняют практическую работу. Формулируют вывод.


Выдвигают предположения.


Формулируют вывод.

Формулируют вывод.

Формулируют вывод.

Выполняют практическую работу. Формулируют вывод.


Выдвигают предположения.



Фронтальная.

Работа в парах
Фронтальная работа

Работа в парах.


Работа в парах

Работа в парах



Познавательные: общеучебные –осознанное и произ-вольное речевое высказывание в устной форме о причинах возникновения дождя и ветра, их значении для человека, растений и животных;

логические – дополнение и расширение имею-щихся знаний;

осуществление поиска необходимой инфор-мации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок).

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные:оценка своихпоступков,
Выражать свои чувства об увиденном.

Исследование причин возникновения дождя.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу услышанного и увиденного.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий

Личностные:формирование уважительного отношения к иному мнению; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Познавательные: общеучебные –осознанное и произ-вольное речевое высказывание в устной форме о причинах возникновения дождя и ветра, их значении для человека, растений и животных;

логические – дополнение и расширение имею-щихся знаний;

осуществление поиска необходимой инфор-мации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок).

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные:оценка своихпоступков,
Выражать свои чувства об увиденном.

Исследование причин возникновения дождя.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу услышанного и увиденного.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий

Личностные:формирование уважительного отношения к иному мнению; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.


2мин

11мин

2 мин

2мин

3мин

5мин


IV. Первичное осмысление и закрепление

Практическая работа


Как вы думаете, почему звери, птицы, растения радуются дождю? СЛАЙД 8

Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания

Выполняют задания
с 37 учебник.


Индивидуальная

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу

Регулятивные : прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

2 мин

V. Рефлексия




Объясните мне, ребята, почему идет дождь и дует ветер?


Оцениваем себя: (Жёлтый – мне всё понятно, интересно; зелёный – мне встретились небольшие трудности; красный - )мне материал непонятен)


Активно объясняют причины .

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке

Обосновывают свой выбор цвета.


Фронтальная



Регулятивные : прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: адекватно оценивают свои достижения; понимают значение знаний для человека и принимают его.


1мин



Литература:
1. Учебник «Окружающий мир» 1 класс, часть 2, А.А. Плешаков.

2. Рабочая тетрадь «Окружающий мир», 1 класс, часть 2, А.А. Плешаков.
3. Поурочное планирование. Начальная школа. Окружающий мир. 1 класс. Система уроков по учебнику А.А.Плешакова. Автор-составитель: Н.Н. Черноиванова.3. Энциклопедия «Всё обо всём».

Презентация.