Файл: Методические рекомендации Организация профилактических мероприятий в образовательной организации по обеспечению безопасности образовательного процесса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации
«Организация профилактических мероприятий в образовательной
организации по обеспечению безопасности образовательного
процесса»
Пояснительная записка
Методические рекомендации по организации профилактических мероприятий в образовательной организации по обеспечению безопасности образовательного процесса предназначены в помощь администрации образовательной организации, педагогическим работникам, ответственным за профилактику детского травматизма. В данных методических рекомендациях изложены основополагающие составляющие в создании условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся в образовательной организации и создание комплексной системы работы по профилактике детского травматизма.
Факторы образовательной среды, оказывающие влияние на состояние
здоровья обучающихся
Безопасные условия обучения – это условия обучения, при которых воздействие вредных или опасных факторов на обучающихся исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленных норм.
Опасный фактор в образовательной среде – фактор, воздействие которого на организм учащегося может привести к травмированию. К таким опасным факторам в образовательной организации и на ее территории относятся:
1. На территории образовательной организации – сломанные ступеньки, разбитые стекла, открытые канализационные люки.
2. В учебных кабинетах – плохо закреплённые стенды, повреждённые покрытия парт, незакреплённые шкафы, цветы и другие предметы на шкафах, слабое крепление каркасов парт, стульев, отсутствие проходов, выступающие предметы (шурупы, гвозди, кнопки).
3. Нарушение условий безопасного пребывания учащихся в образовательной организации (организация дежурств в школе, нарушения в организации учебно- воспитательного процесса).
При нарушении условий безопасного пребывания учащихся возможны риски возникновения травм во время образовательного процесса. К причинам, способствующим возникновению рисков можно отнести:
- недисциплинированность учащихся;
- неумение детей распознать ситуацию, приводящую к травмам;
- недооценка детьми степени опасности внезапно возникшей ситуации;
- недостаточное обучение детей необходимым навыкам поведения в образовательной среде;

- возрастные особенности учащихся.
Травмирование учащихся во время образовательного процесса можно предупредить или избежать путём принятия профилактических мер. Основные направления в профилактике травматизма среди учащихся в образовательной организации включают в себя:
- соблюдение норм и правил, обеспечивающих безопасность учебно-воспитательного процесса;
- выполнение гигиенических требований к условиям обучения;
- организацию перемен;
- организацию дежурства администрации и педагогов образовательной организации.
Основные направления, обеспечивающие безопасность учебно-
воспитательного процесса
Обеспечение безопасности участников образовательного процесса в образовательной организации направлено на сохранение жизни и здоровья обучающихся в процессе образовательной деятельности.
Основными направлениями, обеспечивающие безопасность образовательного процесса выступает не только обеспечение индивидуальной безопасности, но и обеспечение коллективной безопасности всех участников образовательного процесса. Для осуществления деятельности в рамках этих направлений необходимо осуществлять профилактику попадания в травматические в физическом и психологическом плане ситуации, формирование навыков безопасного поведения, создание условий для комфортного осуществления образовательного процесса.
Основными условиями для обеспечения безопасности участников образовательного процесса в образовательной организации выступают:
- обеспечение выполнения обучающимися и педагогическими работниками образовательной организации требований законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий в образовательной организации;
- предотвращение несчастных случаев с обучающимися в ходе образовательного процесса, а также при проведении различных мероприятий в рамках образовательной деятельности (выезды, участие в спортивных и спортивно-массовых мероприятиях, посещение музеев, выставок, конференций и т. д.);
- предупреждение травматизма учащихся.
Общие требования к системе обеспечения безопасности участников
образовательного процесса
Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования современными техническими устройствами и оборудованием, но от степени профессионализма управляющего этим оборудованием персонала, от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных организаций и

учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогическими работниками.
Руководитель образовательной организации, отвечая за безопасность участников образовательного процесса, должен обеспечить разработку, внедрение и функционирование системы обеспечения безопасности участников образовательного процесса в соответствии с требованиями (Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»).
Создание системы обеспечения безопасности участников образовательного процесса в общеобразовательной организации предусматривает следующий порядок действий:
- выявление угроз жизни и здоровью участников образовательного процесса и сопутствующих этому рисков, связанных с деятельностью образовательной организации;
- выработка политики обеспечения безопасности образовательного процесса;
- разработка организационной схемы, определение целей и задач, соответствующих выработанной политике, применительно к каждой функции и уровню управления в образовательной организации, установление приоритетов;
- планирование показателей, характеризующих безопасность образовательного процесса;
- осуществление контроля за состоянием безопасности в образовательной среде;
- анализ функционирования системы обеспечения безопасности в образовательном пространстве, оценка соответствия системы принятых мероприятий и последовательное их выполнение;
- осуществление необходимой корректировки и предупредительных действий, а также адаптацию к изменяющимся обстоятельствам во время образовательного процесса.
Безопасность участников образовательного процесса невозможна без выполнения определенных законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих безопасность образовательного процесса.
Профилактические мероприятия в образовательной организации
Профилактические мероприятия в образовательной организации направлены на развитие инфраструктуры и содержания профилактической деятельности, реализуемой в целях сохранения жизни и здоровья обучающихся в процессе образовательной деятельности.
Основными задачами профилактических мероприятий являются:
- осуществление нормативно-правового регулирования в сфере профилактики детского травматизма во время образовательного процесса;


- формирование единого профилактического пространства путём объединения усилий всех участников профилактической работы в образовательной организации;
- обучение и повышение квалификации педагогических работников формам и методам работы по профилактике детского травматизма;
- создание системы информационно-методического сопровождения деятельности в профилактике детского травматизма;
- профилактика несчастных случаев с обучающимися в ходе образовательного процесса, а также при проведении различных мероприятий в рамках образовательного процесса.
Главные принципы в работе по профилактике детского травматизма в
образовательной организации:
1. Легитимность – соответствие любых форм профилактической деятельности законодательным актам федерального и регионального значения.
2. Стратегическая целостность – единая стратегия профилактики, включая основные направления, методические подходы и конкретные мероприятия.
3. Системность – межпрофессиональное взаимодействие педагогических работников, а также взаимодействие со специалистами различных служб и ведомств.
4. Многоаспектность – комплексное использование форм профилактической деятельности.
5. Ситуационная адекватность – соответствие содержания и организации профилактики детского травматизма с учётом травм, полученных детьми на территории образовательной организации.
6. Динамичность – подвижность и гибкость связей между структурами и компонентами профилактической системы детского травматизма, обеспечивающих возможность ее развития и усовершенствования с учетом достигнутых результатов.
7. Эффективное использование ресурсов – методических, профессиональных, информационных и т. д.
Обеспечение безопасности образовательного процесса, структура
организация работы по профилактике детского травматизма
В систему работы по профилактике детского травматизма при организации образовательного процесса должны включаться все педагогические работники и сотрудники образовательной организации. Делегирование обязанностей по обеспечению безопасности участников образовательного процесса осуществляется руководителем образовательной организации в процессе создания соответствующей структуры в образовательной организации.
Требования к обеспечению безопасности образовательного процесса устанавливаются локальными нормативными актами образовательной организации. Особое значение в работе по профилактике детского травматизма предназначено разработке инструктивно-методической документации, касающейся различных аспектов

организации работы по обеспечению безопасности образовательного процесса как с обучающимися, так и с педагогическими работниками.
Обеспечение безопасности образовательного процесса и качество организационной работы по профилактике детского травматизма зависит от степени профессионализма и компетентности педагогических работников, сотрудников, отвечающих за безопасность образовательной организации и образовательного процесса. Слаженность работы администрации и педагогов, грамотная организация разграничения полномочий и компетенций разных уровней управления образовательным процессом в образовательной организации, применения инструктивно-методической документации
(по пожарной безопасности; по правилам безопасности при проведении уроков или занятий в образовательной организации по химии, биологии, физике, информатике, физической культуре, технологии и т. д.) позволит на должном уровне выполнить поставленные задачи по профилактике детского травматизма и исключить случаи травмирования обучающихся.
В процессе проведения организационных мероприятий по профилактике детского травматизма и обеспечению безопасности образовательного процесса в образовательной организации осуществляется комплекс мероприятий, охватывающий деятельность не только директора, его заместителей, педагогического работника, ответственного за профилактику детского травматизма, но и всех педагогических работников и включающий в себя:
- организацию работы по созданию и обеспечению условий проведения учебно- воспитательного процесса;
- выработку мер по внедрению предложений членов педколлектива, направленных на дальнейшее улучшение и оздоровление условий проведения образовательного процесса;
- обсуждение на педагогическом совете, совещаниях при директоре или Управляющем совете мероприятий по обеспечению безопасности учебно-воспитательного процесса и профилактики детского травматизма;
- работу по предупреждению травматизма среди обучающихся;
- соблюдение в учебно-воспитательном процессе обязательных норм и правил, препятствующих травмированию обучающихся;
- контролирование используемых в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения с позиции соблюдения требований безопасности;
- порядок обучения правилам дорожного движения, поведения на воде и улице, пожарной безопасности и т. д.;
- контролирование соблюдения мер по выполнению санитарно-гигиенических норм, требований, правил по пожарной безопасности при проведении воспитательных мероприятий и мероприятий вне образовательной организации с обучающимися;
- организацию с обучающимися и их родителями (лицами, их заменяющими) мероприятия по предупреждению травматизма во время учебно-воспитательного

процесса, дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев, происходящих на улице, воде и т. п.;
- своевременное выполнение алгоритма действий при несчастном случае с обучающимися.
В структуру образовательной организации по профилактике детского травматизма входит не только деятельность, касающаяся учебного процесса, внеучебной деятельности и дополнительного образования, но и взаимодействие с такими организациями и ведомствами, как МВД, МЧС по городу Москве, Московский метрополитен, Московская железная дорога, Роспотребнадзор по городу Москве,
Департамент здравоохранения и учреждения здравоохранения города.
Основные гигиенические требования к условиям пребывания и обучения
обучающихся
Работа по профилактике детского травматизма должна выстраиваться в двух основных направлениях:
- работа по созданию безопасной образовательной среды для обучающихся;
- гигиеническое обучение и воспитание обучающихся, целью которого является выработка у них навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
Основные гигиенические требования к условиям обучения в образовательной организации регламентированы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», которые направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и предусматривают выполнение требования к санитарному состоянию территории организации, ее зданий, сооружений, помещений, а также требования к оборудованию помещений образовательных организаций, к обеспечению нормального светового, воздушного и теплового режима в помещениях, к состоянию физического воспитания и организация физической культуры, к организации режима учебно-воспитательного процесса и состоянию медицинского обслуживания.
Работа по формированию навыков безопасного поведения обучающихся может осуществляться в образовательной организации на основе следующих принципов:
- системность – работа проводится ежедневно в течение всего учебного года;
- сезонность – учитываются местные условия, времена года;
- доступность – представленный учащимся материал, должен соответствовать возрастным особенностям.
Основными направлениями в этой работе выступает информационная и профилактическая деятельность педагогических работников.
Информационная деятельность по формированию навыков безопасного поведения осуществляется посредством подготовки и оформления работы различных информационных материалов – стендов, таблиц, плакатов.