Файл: Дипломная работа тема работы Оценка конкурентоспособности организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 226

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт электронного обучения
Специальность
080502
Экономика и управление на предприятии (в электроэнергетике)
Кафедра менеджмента
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема работы
Оценка конкурентоспособности организации
УДК 658.5:339.137.2
Студент
Группа
ФИО
Подпись
Дата
З-3202
Деньгин А.В.
Руководитель
Должность
ФИО
Ученая степень, звание
Подпись
Дата
Доцент
Сечина А.А. к.х.н.
КОНСУЛЬТАНТЫ:
По разделу «Социальная ответственность»
Должность
ФИО
Ученая степень, звание
Подпись
Дата
Старший преподаватель
Громова Т.В.
Нормоконтроль
Должность
ФИО
Ученая степень, звание
Подпись
Дата
Старший преподаватель
Громова Т.В.
ДОПУСТИТЬ КЗАЩИТЕ:
Зав. кафедрой
ФИО
Ученая степень, звание
Подпись
Дата менеджмента
Чистякова Н.О. к.э.н.
Томск – 2016 г.

2
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт электронного обучения
Специальность 080502 Э
кономика и управление на предприятии (в электроэнергетике)
Кафедра менеджмента
УТВЕРЖДАЮ:
Зав. кафедрой
__________ Н.О. Чистякова
«___»_____________2016 г.
ЗАДАНИЕ
на выполнение выпускной квалификационной работы
В форме: дипломной работы
Студенту:
Группа
ФИО
З-3202
Деньгину Анатолию Владимировичу
Тема работы:
Оценка конкурентоспособности организации
Утверждена приказом директора
№1590/с от 26.02.2016 г.
Срок сдачи студентом выполненной работы:
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Исходные данные к работе
(наименование
объекта
исследования
или
проектирования;
производительность или нагрузка; режим работы (непрерывный,
периодический, циклический и т. д.); вид сырья или материал изделия;
требования к продукту, изделию или процессу; особые требования к
особенностям функционирования (эксплуатации) объекта или
изделия в плане безопасности эксплуатации, влияния на окружающую
среду, энергозатратам; экономический
анализ и т. д.).
Объект исследования – ООО «СИБАР ГРУПП»;
Предмет исследования – оценка конкурентоспособности организации
Перечень подлежащих исследованию,
проектированию и разработке вопросов
(аналитический обзор по литературным источникам с целью
выяснения достижений мировой науки техники в рассматриваемой
области; постановка задачи исследования, проектирования,
конструирования;
содержание
процедуры
исследования,
проектирования,
конструирования;
обсуждение
результатов
выполненной работы; наименование дополнительных разделов,
подлежащих разработке; заключение по работе).
1. Изучение теоретических аспектов конкурентоспособности предприятия и товара;
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «СИБАР
ГРУПП»;
3. Оценка и повышение конкурентоспособности предприятия ООО «СИБАР ГРУПП»;
Перечень графического материала
(с точным указанием обязательных чертежей)
18 таблиц;
4 рисунка:
- Метод пяти сил М.Портера;
- Многоугольник конкурентоспособности;
- Динамика продаж ООО «СИБАР ГРУПП»;
- Распределение рынка шинопроводной продукции.
Консультанты по разделам выпускной квалификационной работы


3
Раздел
Консультант
Социальная ответственность
Громова Т.В.
Дата выдачи задания на выполнение
выпускной квалификационной работы по
линейному графику
Задание выдал руководитель:
Должность
ФИО
Ученая степень, звание
Подпись
Дата
Доцент
Сечина А.А. к.х.н.
Задание принял к исполнению студент:
Группа
ФИО
Подпись
Дата
З-3202
Деньгин А.В.

4
Реферат
Выпускная квалификационная работа содержит 81 страницу, 4 рисунка,
18 таблиц, 34 использованных источника.
Ключевые слова: конкурентоспособность, оценка, показатели деятельности, факторы и критерии
Объектом исследования является ООО «СИБАР ГРУПП.
Цель работы: обозначить пути повышения конкурентоспособности предприятия-производителя электротехнической продукции ООО «СИБАР
ГРУПП»
В процессе исследования проводились: анализ финансово- хозяйственной деятельности, анализ ассортимента предприятия, выделены основные финансовые показатели деятельности предприятия, проведен анализ конкурентной среды предприятия
В результате исследования выявлены слабые места предприятия, рекомендованы меры по повышению конкурентоспособности предприятия на рынке электротехнического оборудования
Степень внедрения: в настоящий момент внедряется на предприятии
Область применения: рекомендации на практике будут применяться на предприятии ООО «СИБАР ГРУПП»
Экономическая эффективность/значимость работы: исполнение рекомендаций для повышения конкурентоспособности
В будущем планируется: дальнейшее повышение конкурентоспособности.

5
Определения, обозначения, сокращения, нормативные ссылки
В данной работе используются следующие сокращения:
Si – silicium (кремний) – 14й элемент таблицы Менделеева. Кремний- органические вещества лежат в основе технологии изготовления литой оболочки;
Bar – токопроводящая шина;
IP – (International/IngressProtectionRating) – классификатор степеней защиты, регламентирующий проникновение посторонних объектов – пыли и воды в соответствии с международным стандартом IEC 60529 (DIN 40050,
ГОСТ 14254-96);
ГРЩ – главный распределительный щит;
КС – конкурентоспособность;
КЗ – короткое замыкание.

6
Оглавление
Реферат ......................................................................................................................... 4
Определения, обозначения, сокращения, нормативные ссылки ............................ 5
Введение ....................................................................................................................... 7 1 Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия и товара ........ 9 1.1 Понятия «конкуренция» и «конкурентоспособность» и их содержание .. 9 1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия ............... 15 1.3 Методы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия .......... 24 2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «СИБАР
ГРУПП» ...................................................................................................................... 36 2.1 Краткое описание ООО «СИБАР ГРУПП» ............................................... 36 2.2 Ассортимент предприятия ........................................................................... 37 2.3 Анализ результатов финансовой деятельности предприятия .................. 39 2.4 Анализ целевого рынка ................................................................................ 40 2.5 SWOT-анализ ООО «СИБАР ГРУПП» ...................................................... 40 3 Оценка и повышение конкурентоспособности предприятия ООО «СИБАР
ГРУПП» ...................................................................................................................... 48 3.1 Анализ конкурентной среды предприятия ................................................ 48 3.2 Анализ конкурентоспособности ООО «СИБАР ГРУПП» методом пяти сил М. Портера ....................................................................................................... 49 3.3 Анализ по технологии QuaD ....................................................................... 56 3.4 Балльная оценка конкурентоспособности ООО «СИБАР ГРУПП» ....... 61 3.5 Многоугольник конкурентоспособности ................................................... 65 3.6 Рекомендации предприятию ООО «СИБАР ГРУПП» для повышения конкурентоспособности ........................................................................................ 67 4 Социальная ответственность ................................................................................ 71
Заключение ................................................................................................................ 76
Список использованных источников ...................................................................... 78


7
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что в рыночных условиях особое значение приобретает проблема конкурентоспособности предприятия на рынке.
Проблемы достижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов не могут быть оптимально решены без учета особенностей развития конкретной отрасли народного хозяйства.
Конечная цель всякого предприятия – устойчивая конкурентная позиция на рынке.
Содержательная сущность конкурентоспособности не имеет общепринятого формального, а тем более количественного определения.
Помимо того, объектом анализа конкурентоспособности чаще всего является товар, а не вся деятельность предприятия.
Теория конкурентоспособности предприятия и ее конкурентных преимуществ разработана в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хек-шера, Б.
Олина и др. Однако новые тенденции в развитии мировой экономики потребовали пересмотра ортодоксальных взглядов. В последнее десятилетие наиболее значительный вклад в разработку проблем конкурентоспособности предприятий внесли американские экономисты И. Ансофф, М. Портер и др.
Анализируя причины высокой конкурентоспособности предприятий, эти экономисты пришли к выводу, что она во многом зависит от наличия и эффективного использования условий: необходимых факторов производства, развитого спроса, зрелости конкурентной среды, качества управления, разумной государственной политики и даже благоприятных случайностей.[8]
Оценка конкурентоспособности предприятия может прояснить сложившуюся экономическую ситуацию, определить положение предприятия на рынке, выявить слабые места организации, выдвинуть решения назревших проблем в производстве, менеджменте или сбыте.

8
Теоретическая и практическая значимость изучения конкурентоспособности предприятий, расширение предприятий электротехнической отрасли предопределили выбор темы выпускной квалификационной работы, ее цели и состав исследуемых в ней проблем.

9
1
Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия и
товара
1.1 Понятия «конкуренция» и «конкурентоспособность» и их
содержание
Экономическая результативность отраслей и отдельных хозяйствующих субъектов неразрывно связана с конкуренцией. Определение сущности конкуренции, ее функций и видов необходимо для выбора оптимального рыночного поведения и достижения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.
В общетеоретическом смысле конкуренция (от лат. concurrere – сталкиваться) – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства.
Такое столкновение при рыночных отношениях неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством со всеми другими товаропроизводителями в борьбе за покупательский спрос. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание – экономический закон товарного хозяйства [20].
Средством конкуренции являются товары и услуги, с помощью которых соперничающие фирмы стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя. Если объектом конкуренции считать потребности группы потребителей, образующих сегмент рынка, выбранный фирмами-соперниками, а субъектами фирмы-изготовители и фирмы услугодатели.
Адам Смит, в частности, связывал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между продавцами (или покупателями) за наиболее выгодные условия продажи товара (услуги). При этом основным методом конкурентной борьбы ему виделись изменения цен. Поведенческое понимание конкуренции совершенствовалось в направлении более точного указания ее цели и способов ведения. Так, в марксистской трактовке


10 конкуренцией называется
«свойственная товарному производству- антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров» [20].
Неоклассический вариант поведенческого толкования конкуренции связывает ее с борьбой за редкие экономические блага и, разумеется, за деньги потребителя, на которые их можно приобрести. Логика этого подхода состоит в том, что большинство благ (товаров, услуг, ресурсов) являются редкими в том смысле, что их количество меньше потенциальной потребности общества.
Наряду с поведенческой трактовкой в 19 и особенно в 20 веке получила распространение трактовка структурная. Ее истоки восходят к работам Ф.
Эджуорта, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлина и других крупнейших ученых, заложивших фундамент современной западной теории четырех основных типов рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии.
Третий подход к определению конкуренции является функциональным.
Й. Шумпетер, в частности, в рамках своей теории определял конкуренцию как соперничество старого с новым. Нововведения скептически принимаются рынком, но если новатору удается их осуществить, именно механизм конкуренции вытесняет с рынка предприятия, использующие устаревшие технологии [20].
Ф. Фон Хайек рассматривал конкуренцию совсем с другой стороны, называя ее процедурой открытия. По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции скрытое – становится явным. Скажем, в условиях типичной для реального рынка нехватки информации первоначально одинаково привлекательными могут казаться несколько возможных линий поведения фирмы. И только конкуренция «открывает», какая из них на самом деле верна, а какая ведет в тупик [20].
В Законе РФ от 26июля2006 г. N 135-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О защите конкуренции» конкуренция определена как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают

11 возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [1].
Предметом конкуренции является товар, произведенный и представленный на рынок с целью его приобретения и использования покупателем. В условиях рынка товаром могут быть: средства производства, потребительские товары, услуги, идеи, знания и умения, ценные бумаги и другие ценности. При этом товар становится предметом рыночного обмена только в случае, если потребитель признает его полезность, призванную удовлетворить определенные потребности покупателя. Например, самолеты могут выступать и как в качестве средств производства – при их приобретении коммерческими авиакомпаниями, и как потребительский товар – в случае их приобретения для личного пользования [19].
Понятие
«конкуренция» тесно связано с понятием
«конкурентоспособность».
В условиях рыночной экономики конкурентоспособность товара – это главный фактор успеха. Конкурентоспособность товара предполагает оптимальное сочетание качества, цены, дизайна и возможности послепродажного обслуживания.
Осознавая значимость конкурентоспособности продукции своих стран для национальной экономики, правительства ряда развитых государств, считают необходимым содействовать ее обеспечению, применяя как рыночные механизмы повышения конкурентоспособности, так и нерыночные, к которым относятся лоббирование продаж товаров на межгосударственном уровне.
Предоставление связанных кредитов для закупок товаров, производимых страной-кредитором, нетарифные барьеры: антидемпинговые и компенсационные пошлины, договорные ограничения, жесткие и разнообразные нормы качества ввозимой продукции и т.д.
Наиболее системно и эффективно проблемами обеспечения конкурентоспособности занимаются в США. В 1988 г. Конгрессом США была принят Закон «О торговле и конкурентоспособности», с введением которого


12 начался современный этап технологической политики США. Этот этап характеризуется дальнейшим укреплением партнерства между федеральными, местными и частными структурами по повышению конкурентоспособности товаров, производимых в стране. Для координации этой деятельности при президенте США создан Совет по конкурентоспособности [9].
В принятой в 1994 г. администрацией президента США стратегии национальной безопасности США, в которую, в том числе, входят разделы о повышении конкурентоспособности товаров и производительности труда, расширении рынков сбыта товаров. Поэтому при анализе конкурентной среды целесообразно учитывать влияние на нее государственной политики в области регулирования конкуренции [9].
В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. В России на проблемы, связанные с повышением конкурентоспособности товаров, производимых в РФ, официально, на высшем уровне управления обратили внимание только в 1999 г., когда в ежегодном
Послании российского президента «Россия на рубеже эпох» была поставлена задача повышения конкурентоспособности российской экономики.
Но пока продвижение современной философии в российский бизнес относится в основном к сфере производства потребительских товаров, в полной мере вынужденных конкурировать с зарубежными фирмами на внутреннем рынке.
Конкурентоспособность – многогранное понятие, которое может быть определено в различных аспектах в зависимости от решаемых задач.
Универсального определения конкурентоспособности для всех субъектов экономики нет и в принципе быть не может. Все зависит от того, применительно к какому объекту (предмету) или субъекту оно рассматривается.
Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш. трактуют ее как способность фирмы, компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами

13 аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей [6].
Киперман Г.Я. считает, что это способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности [15].
Фатхутдинов Р.А. анализирует конкурентоспособность организации, как способность фирмы выпускать конкурентоспособную продукцию, преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами [6].
Хруцкий В.Е. и Корнеева И.В. дают следующее определение: « конкурентоспособность организации – это способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в текущий период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг» [6].
На микроуровне термин «конкурентоспособность» применим к конкуренции некоторого числа фирм, которые ведут хозяйственную деятельность в целях получения максимальной прибыли и обеспечения экономического роста.
Конкуренция подразумевает увеличение удовлетворения спроса потребителей посредством производства (реализации) продукции. На этом уровне правомерно говорить о конкурентоспособности конкретной продукции, т.е. ее способности соответствовать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогами, представленными на рынке. С одной стороны, конкурентоспособность обусловливается качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами, с другой – рыночными ценами предложения.
На макроуровне конкурентоспособность определяется в высшем уровне экономического роста и возможности генерировать постоянно растущие реальные доходы населения и жизненные стандарты. В свою очередь достижение социальных и природоохранных целей дополняет понятие