ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Институт финансов экономики и управления

(наименование института полностью)

38.03.02 Менеджмент

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Логистика и управление цепями поставок

(направленность (профиль) / специализация)

Практическое задание №1
по учебному курсу «Философия»

«Проблемы творчества в истории философии»

Обучающегося

Пискунов Виктор Константинович







(И.О. Фамилия)




Группа

МЕНбвд-2006бс













Преподаватель

Евченко Ольга Сергеевна







(И.О. Фамилия)





Тольятти 2023

Эссе на тему: «Проблемы творчества в истории философии»


Проблема творчества важна и актуальна по многим причинам. В первую очередь потому, что творчество - это широкомасштабная тема. Необходимо ее изучать для того, чтобы научиться лучше понимать механизмы развития человека и общества. Необходимо рассматривать две проблемы при обсуждении вопроса о творчестве. Первая - это проблема источников творчества. Вторая - это проблема механизмов, то есть при каких условиях имеет место творчество, как оно возникает, что представляет собой творческий акт, как создает человек нечто новое, не существовавшее ранее.


Существенные признаки творческого мышления отмечают уже античные мыслители, хотя существует своеобразное «ограничение» человеческого творчества из-за единства с божественным началом. Для античной философии характерно понимание божественного творчества.

Ранние греческие мыслители не выделяли искусства из общего комплекса созидающей деятельности (ремесла, культивирование растений и пр.) Однако в отличие от других видов созидательной деятельности, творчество художника совершается под влиянием божественного наития. Это представление нашло яркое выражение у Платона в его учении об Эросе. Божественное творчество, плодом которого является мироздание, есть момент божественного созерцания. Аналогично этому и человеческое творчество есть только момент в достижении высшего, доступного человеку «умного» созерцания.

Иное понимание возникает в христианской философии средних веков. У христианских философов человеческое творчество выступает, прежде всего, как «творчество истории». Неслучайно философия истории впервые возникает на христианской почве («О граде Божием» Августина): история, согласно средневековому представлению, есть та сфера, в которой конечные человеческие существа принимают участие в осуществлении замысла Божьего в мире.

Поскольку далее не столько разум, сколько воля и волевой акт веры связывают человека с Богом, приобретает значение личное деяние, личное, индивидуальное решение как форма соучастия в творении мира Богом. Это оказывается предпосылкой понимания творчества как создание чего-то небывалого, уникального и неповторимого. При этом сферой творчества оказывается преимущественно область исторического деяния, деяния нравственного и религиозного.

Своеобразное «ограничение» человеческого творчества снимается в эпоху Возрождения, когда человек постепенно освобождается от Бога и начинает рассматривать самого себя как творца. Возрождение понимает творчество, прежде всего как художественное творчество, как искусство в широком смысле слова, которое в своей глубинной сущности рассматривается как творческое созерцание. Отсюда характерный для Возрождения культ гения как носителя творческого начала. Именно в эпоху Возрождения возникает та рефлексия по поводу творческого процесса

, которая незнакома ни древности, ни Средневековью, но столь характерна для Нового времени.

Завершенная концепция творчества в XVIII веке создается И. Кантом, который специально анализирует творческую деятельность под названием продуктивной способности воображения. Кант наследует протестантскую идею о творчестве как предметно-преобразовательной деятельности, изменяющей облик мира, создающей новый, ранее не существовавший, «очеловеченный» мир и философски осмысливает эту идею. Кант анализирует структуру творческого процесса как один из важнейших моментов структуры сознания. Творческая способность воображения, по Канту, оказывается соединительным звеном между чувственными впечатлениями и рассудком в силу того, что она обладает одновременно наглядность впечатлений и объединяющей силой понятия.

В философии конца XIX-XX веков творчество рассматривается, прежде всего, в его противоположности механической деятельности. В философии жизни наиболее развернутая концепция творчества дана А. Бергсоном. Творчество, как непрерывное рождение нового, составляет по Бергсону, сущность жизни; творчество есть нечто объективно совершающееся (в природе - в виде процессов рождения, роста, созревания; в сознании – в виде возникновения новых образов и переживаний).

Глубинное взаимопроникновение творчества и будущего хорошо осознавали и всесторонне исследовали такие русские философы, как П.Я. Чаадаев, В.С. Соловьёв, Н.А. Бердяев и другие. Собственно, исходная проблема исследования творчества – понимание смыслов и содержания этого феномена.

Например, по Н.А. Бердяеву, «творчество есть обнаружение любви к Богу и божественному, а не к миру сему. И потому путь творчества есть также путь преодоления «мира». Но творчество есть иное качество духовной жизни, чем смирение и аскеза, есть обнаружение богоподобной природы человека». Таким образом, творчество - это особый феномен человеческой устремленности к трансцендентному ради обязательного выхода «за грани мировой данности».

Еще один исследовательский ракурс: в теории В.С. Соловьева творчество вообще рассматривается как исключительно мистическое событие, в силу того что главной его целью является общение с высшим миром, самопроявление божественных энергий.


Таким образом, творчество – это созидание нового в интересах социального прогресса, возрастания степени свободы человека, гуманизации общественных отношений, обеспечивающих всестороннее, гармоническое развитие личности. Значения творчества многообразны и охватывают сферы личности, процесса, результата.