Файл: Содержание Введение 3 Семья как социальный институт 4 Характерные признаки семьи, ее структура и функции 8 Проблемы современной семьи в Российском обществе 16 Заключение 20 Список литературы 22 введение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание
Введение 3

1. Семья как социальный институт 4

2. Характерные признаки семьи, ее структура и функции 8

3. Проблемы современной семьи в Российском обществе 16

Заключение 20

Список литературы 22

ВВЕДЕНИЕ
Сегодня мы часто слышим, что семья скоро отомрет. Многие социологи говорят, что институт брака в западных странах за последние 40 лет сильно ослабел. В качестве аргументов они называют легкость и частоту разводов, вступление в брак в более позднем возрасте, увеличение числа людей, никогда не состоявших в браке, рост количества незарегистрированных браков, доступность контрацептивов, рассматривая эти факторы как силы, подтачивающие основы семьи и сводящие на нет ее главную функцию — продолжение рода. Если такая тенденция сохранится, предостерегают социологи и демографы, то индустриальные общества иссякнут, поскольку не смогут воспроизводить сами себя.

Семья – одним из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества раньше классов. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроизводством» жизни, воспитании детей.

Огромное значение в семье придается роли женщины, так как именно от ее действия зависит нравственная и социальная сила, которая является базовой основой семьи. Составной частью семьи в большинстве случаев являются дети. И это образует еще одну группу взаимоотношений в семье.

Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества.

Семья – уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Именно по этим причинам актуализируется задача профессионального изучения семьи как социальной системы, отношений семьи и государства, концептуальных основ государственной семейной политики. Современная семья в силу социально-экономических потрясений в стране испытывает огромные трудности. Российское общество, находящееся в социально-экономическом кризисе, не в состоянии помочь и поддержать институт семьи. Не выдерживая внешнего деструктивного натиска, семья рушится.

Проблемы семьи представляют интерес, как для специалистов, так и для неспециалистов, т.к. эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества.


Социальные проблемы семьи отражают тесную зависимость семьи от общества.

Семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить социальную работу, направленную на совершенствование семейно-брачных отношений укрепление семьи.
1. Семья как социальный институт
Семья – наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-психологического исследования. Типичная современная семья в развитых европейских странах состоит из 2– 6 человек: мужа, жены, детей и ближайших родственников по материнской и отцовской линиям — бабушек и дедушек.

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.

В рамках исторического направления рассматривается происхождение семьи и ее развитие в различных социально - экономических формациях. Существует множество подходов и теорий в этом вопросе.

О. Конт понимал семью как категорию изменяющуюся, историческую и при этом считал ее основной общественной группой, которая выполняет самые важные функции.

Заметный вклад в развитие теории семьи внес французский социолог Ле Плей, который считал, что семья является единственным способом выводить дальнейшее поколения, развивая добро и подавляя зло, если семья не справится с укрощением «маленьких варваров», то, прежде всего, пострадает общество. В течение длительного периода 19 века семья рассматривалась как изначальная и самая маленькая ячейка общества и ученых интересовала не столько она сама, сколько ее отношение к государству.

Ф. Энгельс особенно внимательно рассматривал эволюцию форм семьи, ее развитию от групповых форм к моногамии.



Вклад в теорию семьи внес и Э. Дюркгейм. Влияние на социологию семьи оказала теория «социальных групп» американского социолога Ч. Кули. Он ввел понятие первичных групп (семьи, соседства, детской группы), которые являются общественными первичными ячейками и характеризуются интимными, личностными, неформальными связями, непосредственным общением, устойчивостью, малыми размерами. В первичных группах происходит социализация личности.

А. Г. Харчева считает, что семья – наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек.

Во второй половине 20 века происходит осознание социальной важности процессов изменения семьи. Появляется социально-психологические подходы к изучению семьи. Рассматриваются проблемы современной семьи:

– несоответствие функционирования семьи общественным потребностям (низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.);

– противоречия между мужскими и женскими ролями, между ролями семейными и профессиональными. Низкая сплоченность группы;

– падение престижа традиционного брака.

Социальные исследования идут в следующих направлениях:

– изучения мотивации вступления в брак, возраст вступления в брак, прекращение брака;

– изучение структуры семьи, ее численности, распределения ролей на основании этих исследований создание несколько типологий семей;

– отношения, складывающиеся в семье, как между супругами, так и между поколениями;

– качество жизни, материального уровня жизни семьи и влияние этих факторов на семейные отношения;

– функции семьи, их изменение, трансформация и влияние этих изменений на размеры семьи, деторождение.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Ролевые отношения в семье могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций.

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно важно упорядочить, регламентировать и закрепить некоторые социально-значимые отношения, сделать их обязательными для членов общества. Базисным элементом регулирования общественной жизни являются социальные институты.


«Социальный институт - это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием конкретной, решаемой социальным институтом задачи».

Социальные институты обеспечивают реализацию основополагающих потребностей общества, связанных с его материальным обеспечением, интеграцией социальных групп, воспроизводством и сохранением духовных ценностей и т. д. Благодаря их наличию обеспечивается воспроизводство населения, материальных и духовных благ, социализация человеческих индивидов, преемственность поколений и многое другое. Социальные институты функционируют лишь при наличии соответствующих общественных потребностей. При исчезновении таких потребностей их функционирование постепенно прекращается, и они отмирают.

Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны, это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.

Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется. А. С. Макаренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком».

Итак, семья — это социальный институт, регулирующий отношения не только между мужем и женой, и отношения между родителями и детьми.
2. Характерные признаки семьи, ее структура и функции

Термины брак и семья, как в обыденной речи, так и в научных публикациях находятся рядом, что действительно правомерно, поскольку реальности, обозначаемые этими терминами, тесно взаимосвязаны. Однако брак и семья - не одно и тоже, это не тождественные, а скорее пересекающиеся понятия, ведь семья может существовать без брака, а брак без семьи.

Брак - это общественное установление, учреждение или, как говорят социологи, особый общественный институт. Это исторически обусловленное, регулируемое обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающие их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Иными словами, брак - это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий способов сохранения и развития общества.

Брачная форма регулирования отношений между представителями разных полов появилось не сразу. В глубочайшей древности отношения между людьми, в том числе между полами, регулировалось только биологическими импульсами. В это время в половое общение могли вступать друг с другом все члены общества: братья с сёстрами, родители со своими детьми. Такая форма отношений между полами, беспорядочная связь между ними называется промискуитетом. Каждая женщина данного стада могла принадлежать каждому мужчине этого же стада. Такое явление называется эндогамией, т.е. браком внутри данной общности. Впоследствии такие связи стали угрожать существованию данного рода. Было введено половое табу, полный запрет на сексуальные связи между людьми внутри данного рода. Постепенно это породило новые, экзогамные связи между людьми: лишенные возможности вступать в связь с женщиной своего рода, мужчины стали вступать в случайные связи с женщинами другого рода. От этой связи рождались более жизнестойкие дети. Поэтому постепенно эндогамные связи были совершенно запрещены. Таким образом, первой формой брака был групповой дуально-родовой брак. При нём все мужчины одного рода имели право на супружеские отношения с любой женщиной другого рода.

Групповой брак существовал до конца каменного века. Впоследствии преимущественные связи именно с наиболее предпочитаемыми партнёрами получили всё большее распространение, таким образом, общество постепенно перешло к новой форме брака - парному браку. В нём объединялась уже одна супружеская семья. Правда, любой из напарников мог при этом составлять такие пары одновременно, а тем более последовательно. Поскольку отцовство в таких условиях было трудно установить, родство считалось по материнской линии. Дети, рождённые данной женщиной, принадлежали тому роду, которому принадлежала сама эта женщина.