Файл: Учебное пособие. Челябинск Издво зао Библиотека А. Миллера.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 538

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А.В. ФЕДОСЕЕВ
НАЛОГИ
И
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Челябинск
2022

2
УДК 336.02
ББК 65.261.4
Ф33
Федосеев А.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие. – Челябинск:
Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2022. – 187 с.
Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлениям подготовки бакалавриата «Экономика и управление», «Правоведение и правоохранительная деятельность», «Профессиональное обучение (по отраслям)»,
«Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» по программе учебной дисциплины «Налоги и налогообложение».
В учебном пособии рассматриваются основные положения налогообложения, функционирующего в современных рыночных условиях с учетом действующего законодательства; раскрываются принципы налоговой системы; сущность, функции и классификация налогов. Пособие включает контрольные вопросы и задания, призванные помочь студентам в освоении знаний по дисциплине. Материал будет полезен для студентов при выполнении контрольных работ, самостоятельной работы, домашних заданий, при подготовке к тестированию и итоговой аттестации.
Учебное пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения высших учебных заведений.
Рецензенты:
Е.А. Неживенко, д-р экон. наук, проф., ФГБОУ ВО «ЧелГУ»
И.И. Просвирина, д-р экон. наук, проф., ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)»
© Федосеев А.В., 2022

3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................................ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ............................ 7
1.1. Экономическая сущность налогов, сборов и страховых взносов ................... 7 1.2. Функции налогов и принципы налогообложения ........................................... 10 1.3. Классификация налогов ..................................................................................... 15 1.4. Элементы налога и основной налоговый понятийный аппарат .................... 24 1.5. История становления и развития налоговой системы РФ ............................. 31 1.6. Налоговый кодекс РФ ........................................................................................ 41 1.7. Недостатки и перспективы развития налоговой системы РФ ....................... 43
Глава 2. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ .......................................................... 48
2.1. Налог на добавленную стоимость .................................................................... 48 2.2. Акцизы ................................................................................................................. 63 2.3. Налог на доходы физических лиц..................................................................... 74 2.4. Налог на прибыль организаций ........................................................................ 95
Глава 3. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ .................................................... 109
3.1. Налог на на имущество организаций ............................................................. 110 3.2. Налог на игорный бизнес................................................................................. 119 3.3. Транспортный налог ........................................................................................ 125
Глава 4. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ .................................................................. 134
4.1. Земельный налог ............................................................................................... 134 4.2. Налог на имущество физических лиц ............................................................ 142
Глава 5. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ ............................................ 150
5.1. Упрощенная система налогообложения ........................................................ 150 5.2. Патентная система налогообложения ............................................................ 160 5.3. Налог на профессиональный доход ................................................................ 168 5.4. Единый сельскохозяйственный налог ............................................................ 176
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .......................................................................... 183


4
ВВЕДЕНИЕ
Система налогообложения является одним из основных государственных регулятивных инструментов, с помощью которого государство обеспечивает исполнение своих функций, формирует бюджеты разных уровней, создает паритет между интересами участников рынка. Налоги являются важнейшим инструментом государственного регулирования экономики, основным источником средств, пополняющих государственную казну. Эффективная налоговая система страны подразумевает подъем народного хозяйства на высокий научный, технологический и организационно-экономический уровень, его более интенсивное развитие за счет реализации налогами своих основных функций – фискальной, распределительной, регулирующей и контролирующей.
Государство, осуществляя налоговое регулирование путем изменения видов налогов, повышения или понижения налоговых ставок, установления налоговых льгот, порядка и сроков уплаты налогов, круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, отчислений в бюджет, имеет возможность стимулировать развитие производства, являться инструментом антикризисного управления государством, фактором роста отраслей народного хозяйства.
Учебное пособие «Налоги и налогообложение» составлено с учетом действующего налогового законодательства, а также учитывает элементы существующей налоговой политики РФ.
Цель пособия – дать наиболее полное представление о налогах и налогообложении и налоговой политике страны, сформировать у студентов теоретическую базу знаний о налоговой системе Российской Федерации, экономическом механизме налогообложения, а также привить практические навыки исчисления и уплаты основных налогов в РФ.

5
Курс основан на знании дисциплин: «Экономика», «Статистика»,
«Экономика и организация производства», «Основы предпринимательского дела» и др.
Учебное пособие стостоит из пяти глав. Первая глава посвящена теоретическим основам налогов и налогообложения и законодательной базе. Во второй главе рассматриваются виды и методика исчисления федеральных налогов, в третьей – региональных налогов, в четвертой – местных налогов. В пятой главе рассмотрены специальные режимы налогообложения.
Каждая глава пособия завершается вопросами для самоконтроля для закрепления полученных знаний и оказания помощи в случае самостоятельного изучения дисциплины, ответы на которые помогут проверить степень освоения учебного материала и подготовиться к экзамену.
В результате изучения материалов данного пособия студент должен
знать:
 содержание основных налоговых понятий и терминов;
 сущность налогов, их элементы и принципы налогообложения;
 налоговую систему и налоговую политику РФ;
 методы и приемы начисления налогов и сборов;
 порядок исчисления и уплаты налогов;
 налоговое законодательство РФ;
 налоговое администрирование и налоговый контроль в РФ;
уметь:
 анализировать налоговую систему РФ;
 использовать полученные знания о налогах и налогообложении в профессиональной деятельности;
 прогнозировать и оценивать изменения в налоговом законодательстве;
 использовать методы начисления налогов и сборов для анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций;


6
 осуществлять расчет налоговых платежей и поступлений;
владеть:
 методами налогообложения;
 методикой исчисления налогов и сборов, взимаемых на территории РФ;
 навыками применения на практике нормативно-правовых актов в сфере налогообложения;
 методами налогового контроля.
Информационными материалами для данного пособия послужили:
 Налоговый кодекс Российской Федерации,
 законодательные акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления,
 указы Президента РФ,
 инструктивные материалы Министерства финансов РФ, ФНС России.
При подготовке учебного пособия также использовались материалы российской специальной литературы и периодических изданий. Ссылки на законодательство приведены в редакции, действующей на 1 декабря 2022 г.

7
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1. Экономическая сущность налогов, сборов и страховых взносов
Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (Ст. 8 НК РФ).
Налоги являются важнейшим инструментом государственного регулирования экономики, основным источником средств, пополняющих государственную казну.
Отличительная черта налога как экономической категории заключается в наличии в нём совокупности определённых признаков, которые отличают его от любого другого установленного государством платежа.
Основные признаки налога представлены на рисунке 1:
Рис. 1. Признаки налога
П
ри зн ак и на ло га
Императивно-обязательный характер
Индивидуальная безвозмездность
Исключительно денежный платёж
Законность
Уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства
Регулярность и срочность

8
Разберем признаки налога более подробно:
1.
Императивно-обязательный характер – означает, что уплата налога является конституционально-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом или добровольным пожертвованием. Система налогообложения не предусматривает каких-либо форм кредитования государства и всегда характеризуется безвозвратностью. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, причем всегда в форме закона. Требования налоговых органов и налоговые обязательства налогоплательщика следуют из закона. Выполнение налоговой обязанности обеспечивается системой государственного принуждения. Неизбежность налогов лаконично определил известный политический деятель США Б. Франклин: «Платить налоги и умереть должен каждый...».
2.
Индивидуальная безвозмездность налогов означает, что, уплатив налог, плательщик не может и не должен рассчитывать на получение эквивалентной выгоды от государства. Т.е. государство не обязано оказывать налогоплательщику публичные услуги или совершать в его интересах конкретные действия. Поэтому прямая выгода (заинтересованность) платить налоги для налогоплательщика отсутствует.
3.
Исключительно денежный платёж. НК РФ определяет налог как денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Какие-либо натуральные формы уплаты налога действующее законодательство не предусматривает.
4.
Законность налогов означает, что их установление, начисление и взимание осуществляются в порядке, определённом исключительно законом.
Как правило, обязанность платить налоги закрепляется в государственных законодательных актах. В статье 57 Конституции РФ определено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налоги взимаются только с законных операций, т.е. налоги характеризуются легитимностью.
5.
Уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства. Как говорилось выше, налоги – это основа пополнения казны


9 государства, т.е. основной источник доходов бюджета. Так формируется централизованный фонд денежных средств, направляющихся на осуществление деятельности государства: содержания аппарата управления страной, обеспечение обороноспособности страны, обеспечение правопорядка и решения всего комплекса социальных, экономических, экологических и целого ряда других задач общенационального значения.
6.
Регулярность и срочность налога выражается в периодической его уплате в установленные законодательством сроки.
Налог следует отличать от сбора и страховых взносов.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования. Страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.

10
1.2. Функции налогов и принципы налогообложения
Роль налога выражается в его основных функциях:
Фискальная (от лат. fiscus – корзина; касса, казна, финансы), т.е. функция пополнения казны – приоритетная с точки зрения действующего российского законодательства, т.к. налоги – это основной источник доходов бюджета;
Стимулирующая функция с точки зрения ее практической реализации определяется через совокупность налоговых ставок, налоговых льгот, налоговых вычетов, налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Государство, оперируя этими инструментами, вынуждает субъекты экономики действовать в том направлении, которое выгодно государству. Кроме того, вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определённых производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других;
Распределительная функция определяется тем, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную (от богатых – к бедным, от работающих – к неработающим), осуществляет финансирование крупных межотраслевых и социальных целевых программ, имеющих общегосударственное значение, в силу чего данная функция иногда называется социальной.
Регулирующая
(регулятивная) функция выражается в том, что с помощью налогов можно влиять на процессы производства, потребления, демографическую и молодежную политику, иные социальные явления.
Контрольная функция выражается в том, что налоговый контроль осуществляется за финансово-хозяйственной деятельностью


11 налогоплательщика, за своевременным внесением налогов в бюджетную систему, за соблюдением налогового законодательства и т.д.
Реализация функций налога связана с принципами, на которых построена система налогообложения и которые реализуется в конкретном виде налога.
Всю систему принципов можно сгруппировать в три группы: экономические, организационные, юридические.
Основные принципы налогообложения, зафиксированные в налоговом законодательстве РФ, представлены в табл. 1.
Таблица 1
Принципы налогообложения

Принципы
Содержание принципа
Экономические принципы:
1. Равенства и справедливости:
Распределение налогового бремени должно быть всеобщим и равным, т.е. каждый налогоплательщик обязан вносить справедливую долю в государственную казну. Всем юридическим и физическим лицам необходимо принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соизмеримо доходам, получаемым ими под покровительством и при поддержке государства. а) Выгоды налогопла- тельщика
Уплачиваемые налоги в определённой мере должны соответствовать тем выгодам, которые налогоплательщик получает от услуг государства. Т.е., налогоплательщику должна возвращаться часть уплаченных налогов путём выплат из бюджета, получения различного рода компенсаций, финансирования образования, здравоохранения и других социальных затрат. Имеет место связь указанного подхода со структурой расходов бюджета. б) Платежеспо- собности
Способность налогоплательщика платить налоги: каждый платит свою долю в зависимости от платёжеспособности.
2. Эффективности
1) Налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система подразумевает наличие в ней инструментов, стимулирующих экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций.
2) Минимизация издержек государства при сборе налогов и на содержание налогового аппарата. Размер собранного налога должен быть больше, чем затраты на его взимание.
3. Соразмерности
Необходимость соблюдения обоснованного соотношения наполняемости бюджета и последствий налогообложения для налогоплательщиков.

12
Продолжение таблицы 1

Принципы
Содержание принципа
4. Множественности Налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинация различных налогов и облагаемых объектов должна образовывать такую систему, которая бы отвечала требованию оптимального перераспределения налогов по плательщикам.
Организационные принципы:
1. Единства налоговой системы
Не должны устанавливаться налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны.
Недопустимо установление налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или денежных средств.
2. Эластичности
В целях приведения в соответствие с объективно изменяющимися государственными потребностями некоторые обязательные элементы налога и даже сам налог могут быть оперативно изменены как в сторону ослабления, так и в сторону усиления его фискальной или иной функции.
3. Стабильности
Налоговая система должна быть достаточно стабильной, кардинальное реформирование налоговой системы должно проводиться лишь в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Одним из атрибутов данного принципа является требование ст. 5 НК РФ о том, что изменения в части установления новых налогов и (или) сборов должны вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
4. Однократности
Недопущение обложения одного и того же объекта более чем одним налогом. Один и тот же объект должен облагаться только одним налогом и только один раз за определенный законодательством налоговый период. Данный принцип воплощен в ст. 38 НК РФ, где сказано, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.