Файл: 4 четверть 3 урок Раздел Развитие науки и образования Тема урока Система высшего образования история и современность. Возникновение и развитие высшего образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФИО учителя: Бекжанова Жанна Ержановна

Предмет / класс Всемирная история 11 класс

Четверть, неделя 4 четверть 3 урок

Раздел: Развитие науки и образования

Тема урока: Система высшего образования: история и современность. Возникновение и развитие высшего образования

Цели урока:

определим изменения и преемственность в развитии системы высшего образования в контексте исторического развития;

сравним современные модели высшего образования, выявляя их особенности и преимущества



Текст для озвучки (закадровый текст

Изобр

Титры



Тема урока: Система высшего образования: история и современность.Возникновение и развитие высшего образования


[Слайд №1]




Сегодня на уроке:

Цели обучения:

исследуем историю возникновения высших учебных заведений, выявляя общие тенденции их развития;

проанализируем роль первых университетов в распространении просвещения и наук


[Слайд №2]











[Слайд №3]










Главными причинами появления университетов были: потребность в грамотных людях (юристах, медиках, богословах) для работы в государственном аппарате, вызванная ростом экономики, средневековых городов, торговли, ремесла и культуры. А также массовое желание нового способа поиска истины
Поскольку господствовавшая в XI-XV в.в. в Европе схоластика к XIV в. Уже исчерпала себя, провозглашая своей целью познание мира, используя разум, схоластика превратилась в догматичную науку с непогрешимыми и окончательными знаниями, которые запрещено было переосмысливать, а также проводить эксперименты из-за чего схоластика тормозила научный прогресс,
Важной вехой в развитии педагогической науки и образования явилось создание первых средневековых университетов. Они были созданы по инициативе ученых и всех, заинтересованных в развитии науки городских слоев, в недрах церковных школ конца XI – начала XII вв.

Церковь стремилась удержать и укрепить свое влияние в развитии университетского образования. Ватикан являлся официальным покровителем многих университетов.


[Слайд









Часто студенты выбирали профессоров и ректора из своей среды. Ректор обладал временными полномочиями (обычно на год). Фактически власть в университете принадлежала нациям (национальным объединениям «землячествам» студентов и преподавателей) и факультетам (учебным корпорациям студентов и профессоров).













[Слайд №6]







[Слайд №7]





Чтобы стать университетом, учреждению нужно было получить папскую буллу (указ) о своем создании.

Права учебного заведения подтверждались привилегиями королевской власти. Привилегии закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, право дарования ученых степеней).

Профессора, студенты и служащие университета подчинялись выбранному ректору университета и деканам факультетов


[Слайд №8]




Средневековый университет, как правило, насчитывал четыре факультета:
Артистический, или факультет свободных искусств-

-Читали сочинения Аристотеля по логике, физике, этике, метафизике.

Обучение длилось 6-7лет.

13-15-летний подросток, проучившийся 2-3 года, получал степень бакалавра, а еще через 4-6 лет - степень «магистра искусств».
Богословский факультет ( престижный)

Изучали главным образом Священное Писание и «Сентенции» Петра Ломбардского.

Обучение длилось около 12 лет.

В конце обучения им присваивались звания магистра теологии, а затем лиценциата.

Юридический факультет
Изучалось римское и католическое право.

Через четыре года обучения студенты получали степень бакалавра, а еще через три года – лиценциата.
Медицинский факультет

Изучали труды Гиппократа, Авиценны, Галена и других известных врачей.

По истечении четырех лет обучения студентам присваивалась степень бакалавра, и в течение двух лет они должны были заниматься врачебной практикой под руководством магистра.

После пяти лет обучения им позволялось сдавать экзамены на звание лиценциата.


[Слайд №9]




Основные формы обучения в средневековом университете

лекция (чтение книг избранного автора и их комментарий)

диспут (споры по заранее выдвинутым вопросам)

элементы практики: 

медики собирали травы, изготавливали настои для лечения больных

юристы - присутствовали на судебных процессах

богословы - посещали богослужения.

Создание университета не требовало больших финансовых затрат. Первые университеты были мобильны. Они располагались в простых и скромных помещениях. Вместо скамей слушатели могли сидеть даже на соломе. Порядок записи в университет был достаточно вольным и условным. Обучение было платным, но не дорогим.

Основные черты средневекового университета:


  • преподавание латыни как универсального языка обучения;

  • закрепление последовательности академических процедур;

  • право на присуждение ученых степеней и званий;

  • внутренняя конфликтность университета, обусловленная конфронтацией церковной и светской духовности;

  • ориентация на соединение обучения и исследования, понимаемого как комментирование религиозных текстов и поиск скрытых смыслов и др.


[Слайд №10]







[Слайд №11]










[Слайд №12]




Первые университеты в Европе появились в Италии в IX в. в Салерно и в 1088 г. в Болонье.

Болонский университет- предпосылки для его зарождения появились в начале XI века, когда преподаватели риторики и грамматики стали изучать право. Здесь могли обучаться как мужчины, так и женщины. Ценились только знания – это уравнивало в правах и крестьян, и аристократов. Студенческие объединения имели свои уставы и традиции.

Изначальное название учебного заведения – «Студиум». Главенствующую роль здесь играли сами студенты (universitas scholarium), а не преподавательский состав. Чтобы оплатить труд преподавателей (а зарплат как таковых у них ранее не было), студенты сами собирали деньги и компенсировали преподавательскую деятельность.
Все сборы и пожертвования проводились на добровольной основе и не имели фиксированного размера. Причем студенты имели право «уволить» нерадивого преподавателя, если он пропускал лекцию или опаздывал на нее.
Да и положение в обществе не играло роли при поступлении – нельзя было стать студентом только лишь из-за того, что твоя семья занимает в обществе высокое положение.
Временем расцвета учебного заведения считаются XII-XIII века. Именно в этот период стали преподаваться латинская и греческая литература, медицина и философские науки. А вот XIII век стал переломным в истории учебного заведения. Муниципальное управление Болоньи отменяет студенческие пожертвования, подчиняя собственной юрисдикции весь профессорский состав.
В эпоху позднего Средневековья к изучаемым предметам и дисциплинам добавляются астрономия, арифметика, геометрия, музыка, позже – математика и логика.

[Слайд №13]







[Слайд №14]







[Слайд №15]







[Слайд №16]

























Урок окончен, до свидания!!!