Файл: 4 четверть 3 урок Раздел Развитие науки и образования Тема урока Система высшего образования история и современность. Возникновение и развитие высшего образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФИО учителя: Бекжанова Жанна Ержановна
Предмет / класс Всемирная история 11 класс
Четверть, неделя 4 четверть 3 урок
Раздел: Развитие науки и образования
Тема урока: Система высшего образования: история и современность. Возникновение и развитие высшего образования
Цели урока:
определим изменения и преемственность в развитии системы высшего образования в контексте исторического развития;
сравним современные модели высшего образования, выявляя их особенности и преимущества
Текст для озвучки (закадровый текст | Изобр | Титры |
Тема урока: Система высшего образования: история и современность.Возникновение и развитие высшего образования | [Слайд №1] | |
Сегодня на уроке: Цели обучения: исследуем историю возникновения высших учебных заведений, выявляя общие тенденции их развития; проанализируем роль первых университетов в распространении просвещения и наук | [Слайд №2] | |
| [Слайд №3] | |
Главными причинами появления университетов были: потребность в грамотных людях (юристах, медиках, богословах) для работы в государственном аппарате, вызванная ростом экономики, средневековых городов, торговли, ремесла и культуры. А также массовое желание нового способа поиска истины Поскольку господствовавшая в XI-XV в.в. в Европе схоластика к XIV в. Уже исчерпала себя, провозглашая своей целью познание мира, используя разум, схоластика превратилась в догматичную науку с непогрешимыми и окончательными знаниями, которые запрещено было переосмысливать, а также проводить эксперименты из-за чего схоластика тормозила научный прогресс, Важной вехой в развитии педагогической науки и образования явилось создание первых средневековых университетов. Они были созданы по инициативе ученых и всех, заинтересованных в развитии науки городских слоев, в недрах церковных школ конца XI – начала XII вв. Церковь стремилась удержать и укрепить свое влияние в развитии университетского образования. Ватикан являлся официальным покровителем многих университетов. | [Слайд | |
Часто студенты выбирали профессоров и ректора из своей среды. Ректор обладал временными полномочиями (обычно на год). Фактически власть в университете принадлежала нациям (национальным объединениям «землячествам» студентов и преподавателей) и факультетам (учебным корпорациям студентов и профессоров). | | |
| [Слайд №6] | |
| [Слайд №7] | |
Чтобы стать университетом, учреждению нужно было получить папскую буллу (указ) о своем создании. Права учебного заведения подтверждались привилегиями королевской власти. Привилегии закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, право дарования ученых степеней). Профессора, студенты и служащие университета подчинялись выбранному ректору университета и деканам факультетов | [Слайд №8] | |
Средневековый университет, как правило, насчитывал четыре факультета: Артистический, или факультет свободных искусств- -Читали сочинения Аристотеля по логике, физике, этике, метафизике. Обучение длилось 6-7лет. 13-15-летний подросток, проучившийся 2-3 года, получал степень бакалавра, а еще через 4-6 лет - степень «магистра искусств». Богословский факультет ( престижный) Изучали главным образом Священное Писание и «Сентенции» Петра Ломбардского. Обучение длилось около 12 лет. В конце обучения им присваивались звания магистра теологии, а затем лиценциата. Юридический факультет Изучалось римское и католическое право. Через четыре года обучения студенты получали степень бакалавра, а еще через три года – лиценциата. Медицинский факультет Изучали труды Гиппократа, Авиценны, Галена и других известных врачей. По истечении четырех лет обучения студентам присваивалась степень бакалавра, и в течение двух лет они должны были заниматься врачебной практикой под руководством магистра. После пяти лет обучения им позволялось сдавать экзамены на звание лиценциата. | [Слайд №9] | |
Основные формы обучения в средневековом университете лекция (чтение книг избранного автора и их комментарий) диспут (споры по заранее выдвинутым вопросам) элементы практики: медики собирали травы, изготавливали настои для лечения больных юристы - присутствовали на судебных процессах богословы - посещали богослужения. Создание университета не требовало больших финансовых затрат. Первые университеты были мобильны. Они располагались в простых и скромных помещениях. Вместо скамей слушатели могли сидеть даже на соломе. Порядок записи в университет был достаточно вольным и условным. Обучение было платным, но не дорогим. Основные черты средневекового университета:
| [Слайд №10] | |
| [Слайд №11] | |
| [Слайд №12] | |
Первые университеты в Европе появились в Италии в IX в. в Салерно и в 1088 г. в Болонье. Болонский университет- предпосылки для его зарождения появились в начале XI века, когда преподаватели риторики и грамматики стали изучать право. Здесь могли обучаться как мужчины, так и женщины. Ценились только знания – это уравнивало в правах и крестьян, и аристократов. Студенческие объединения имели свои уставы и традиции. Изначальное название учебного заведения – «Студиум». Главенствующую роль здесь играли сами студенты (universitas scholarium), а не преподавательский состав. Чтобы оплатить труд преподавателей (а зарплат как таковых у них ранее не было), студенты сами собирали деньги и компенсировали преподавательскую деятельность. Все сборы и пожертвования проводились на добровольной основе и не имели фиксированного размера. Причем студенты имели право «уволить» нерадивого преподавателя, если он пропускал лекцию или опаздывал на нее. Да и положение в обществе не играло роли при поступлении – нельзя было стать студентом только лишь из-за того, что твоя семья занимает в обществе высокое положение. Временем расцвета учебного заведения считаются XII-XIII века. Именно в этот период стали преподаваться латинская и греческая литература, медицина и философские науки. А вот XIII век стал переломным в истории учебного заведения. Муниципальное управление Болоньи отменяет студенческие пожертвования, подчиняя собственной юрисдикции весь профессорский состав. В эпоху позднего Средневековья к изучаемым предметам и дисциплинам добавляются астрономия, арифметика, геометрия, музыка, позже – математика и логика. | [Слайд №13] | |
| [Слайд №14] | |
| [Слайд №15] | |
| [Слайд №16] | |
| | |
| | |
Урок окончен, до свидания!!!