Файл: Типология государств.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ

ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ - их классификация по типам, содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование

Под ТИПОМ понимаются общие, системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.
Два подхода к типологии государств:

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД (19 век, Маркс и Энгельс) основан на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации

Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений), который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства. НАПРИМЕР, экономическую основу рабовладельческого общества составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и на рабов, которые рассматривались исключительно как производители материальных и других благ.

Каждой формации (кроме первобытнообщинной) соответствует свой тип государства и права

БАЗИС-ТИП ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИЛА

НАДСТРОЙКА-ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве.

Марксистская теория различает четыре типа государств:

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ,

ФЕОДАЛЬНЫЙ,

БУРЖУАЗНЫЙ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО-> КОММУНИСТИЧЕСКИЙ

Переход от одного исторического типа государства к другому осуществляется в ходе социальной революции, объективной основой которой служит несоответствие (конфликт) характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества.

Главные НЕДОСТАТКИ формационного подхода:

  1. Восточные государства не укладывались в формационный подход. Теория социально-экономических формаций была разработана главным образом на материале европейских стран. Восточные же государства отличались большим своеобразием развития и спецификой экономической и политической организации, поэтому не укладывались в рамки формационной теории;





  1. Развитие обществ и государств характеризуется как одномерное, однолинейное, заранее предопределенное, одна формация закономерно сменяется другой, более прогрессивной. Это движение имеет необратимую силу. Все народы должны пройти все формации. Однако данное положение не всегда соответствует социальной практике;



  1. Не подтвердилось положение о постепенном отмирании государства как аппарата классового принуждения и формирования взамен его коммунистического общественного самоуправления.


ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД
Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы.

(особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.) в совокупности: культура

Тойнби (1889–1975), внес большой вклад в развитие цивилизационного подхода, попытался разработать критерии цивилизации и классифицировать их. В качестве типологической характеристики цивилизации он, в частности, называл религию, образ мышления, общность историко-политической судьбы и экономического развития и др

В юридической науке отсутствует типология государств по цивилизационному критерию. Выделяют этапы цивилизации:

а) локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.);

б) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.);

в) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество.

Достоинство цивилизационного подхода видится в том, что он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу.

Цивилизационный и формационный подходы к изучению общества нельзя противопоставлять, они взаимно

дополняют друг друга и должны применяться в комплексе.