Файл: Математика и оборона страны.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

БУРЯТСКИЙ РЕСПОТРЕБСОЮЗ

ПОЧУ «Улан-Удэнский

торгово-экономический

техникум»



«Улаан-Yдын худалдаа наймаанай-экономическэ техникум»


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ на тему

Математика и оборона страны


Выполнили студенты 192-2 групы

Специальность 40.02.02
Правоохранительная деятельность

Фамилия ,Имя, Отчество

Голубева Алена Николаевна

Даренина Нелля Антоновна

Могильникова Дарья Владимировна

Руководитель

_______________________ Гурулева И.А

(оценка, подпись)

Преподаватель ОИД

________________________Алексеева М.С.

(оценка, подпись)

Улан-Удэ

2023

Оглавление

Введение.............................................................................................Стр. 3
Глава 1. Основная часть
1.1 Математика на защите Отечества...............................................Стр. 5
1.2 Математические задачи – для фронта
........................................Стр. 8
1.3 Математика в артиллерии
............................................................Стр. 9
1.4 Математика в авиации
.................................................................Стр. 11
1.5 Математика в военно-морском деле
.......................................... Стр. 13
Глава 2. Исследовательская часть
2.1 Статистика в военном производстве
........................................ Стр. 15
Заключение.........................................................................................Стр. 18
Список используемой литературы .................................................. Стр. 19

Введение

Математика – это неотъемлемая часть во всех сферах жизни общества. В нынешнее время одной из самых актуальных проблем любого государства является оборона своей страны. И, несомненно, в данной сфере математика является важнейшей составляющей.

Актуальность данного исследования состоит в том, что наши ровесники знают о войне лишь из книг и кинофильмов. Но память человеческая несовершенна, многие события забывают. Мы должны знать реальных людей, которые приближали победу и подарили нам будущее.


Тема «Математика и оборона страны» практически не затрагивается среди молодёжи, требует досконального объяснения, времени и возможностей для ее изучения. Она ярко отражает значимость математики в нашей жизни.

Со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне (ВОВ) прошло 75 лет. Неисчислимые жертвы понесла наша страна. Представители самых различных профессий на фронте и в тылу вносили свой неоценимый вклад в общее дело победы.

В данной работе мы хотели рассказать о работе ученых математиков в этот сложный период. Многие из них впоследствии стали замечательными учеными, их имена звучат в названиях доказанных ими теорем, разработанных методов.

Не только на полях битвы, но и работая на оборонных предприятиях, своим самоотверженным трудом они вносили свой вклад в победу над фашизмом. Для изготовления военной техники часто требовалось широкое использование математических и физических расчетов.

Одна из главных целей – глубже затронуть важность математики в нашей жизни; показать на практике пользу математики, её многогранность и как знания этой науки могут помочь в решении жизненных проблем; используя исторические данные, поднять интерес к математике.

За основу исследования взяты материалы военных событий, а именно: определённые вклады математиков и математики в целом.

Объект исследования: конкретные жизненные задачи и проблемы Великой Отечественной войны, решение которых в основном осуществлялось с помощью математических знаний.

Предмет исследования: математики и математика в ВОВ.

Многие думают, что математика – это всего лишь скучный предмет, но это далеко не так. Математические знания могут очень помочь в жизни, а особенно, в военном деле.

Цель исследования: определить и изучить вклад математики и математиков в победу русского народа в Великой Отечественной войне.

Задачи:
1. Определить, какие задачи приходилось решать математикам в годы войны.

2. Выяснить, кто из учёных-математиков принимал участие в боевых действиях и внёс большой вклад в усовершенствование военной техники, оружия.

3. Повысить интерес к математике.

Гипотеза:

При подготовке и в ходе боевых действий командирам, принимая решения, обязательно необходимо проводить математические расчеты. Без расчетов командир обречен на поражение.



Методы исследования:

- изучение литературных источников,сайтов сети Интернет;

- сравнительный анализ полученной информации;

- отбор информации для работы;

- изучение и решение задач, которые могли решаться в годы войны;


Глава 1 Математические задачи для фронта и тыла

Мы должны преклоняться перед вы­держкой, самоотверженностью и вер­ностью Отчизне, которую проявля­ли математики-воины. Однако нельзя забывать и о другом вкладе мате­матиков в победу советского народа над сильным и коварным врагом. Этот вклад состоит в использовании тех специфических знаний и умений, ко­торыми обладают математики. Зна­чение этого фактора особенно важ­но в наши дни, когда война стала, в первую очередь, соревнованием ра­зума, изобретательности и точного расчета. Дело в том, что для военных действии привлекаются все до­стижения естествознания, а вместе с ними и математика во всех ее прояв­лениях. Создание атомного и ракет­ного оружия потребовало не только использования физических законов, но и обширных математических расчетов, создания новых математи­ческих моделей и даже новых вет­вей математики. Без таких предва­рительных математических исследо­ваний не создается ни одна техни­ческая система и, чем она сложнее, тем разнообразнее и шире ее мате­матический аппарат.

Для примера, крейсер представляет собой очень сложную техническую систему. Преж­де чем его построить, надо выявить геометрические формы корпуса судна, чтобы при движе­нии не создавалось дополнительное сопротивления и чтобы одновременно судно слушалось руля. Также не­обходимо обеспечить живучесть ко­рабля, надежность его управления, рассчитать влияние расположения машин, орудий, торпедных аппаратов на устойчивость и пр. Но и этого мало — требуется обеспечить связь со всеми боевыми единицами корабля, то есть создать эффективную систему управ­ления кораблем и его оружием.


Глава 1.1

Начало использования математических знаний в военном деле

Начало использования математических знаний в военном деле относится к глубокой древности. Известно, что в Древнем Вавилоне арифметические сведения употреблялись при подсчете необходимых запасов для армии, геометрия же использовалась при строительстве укреплений и подсчете объема необходимых земляных работ.

Реформы Петра Ӏ, направленные на усиление мощи государства Российского, на ликвидацию его экономической отсталости, поставили новые задачи в области образования. Для государственного аппарата, преобразуемой армии и морского флота была необходима подготовка специалистов. В 1701 году по указу Петра Ӏ в Москве открылась школа математических и навигационных наук. Она размещалась в Сухаревой башне.


В России еще не было общеобразовательных школ, и навигационная школа стала прежде всего давать учащимся общее образование. В школе учили грамоте и арифметике с элементами алгебры и геометрии. Школа математических и навигационных наук сыграла значительную роль в истории русской культуры. Многие ее воспитанники стали государственными деятелями, видными военачальниками, педагогами, инженерами. История школы неразрывно связана с жизнью и трудами Л.Ф.Магницкого, отдавшего ей 40 лет своей жизни. Здесь он воспитал новые кадры учителей, которые продолжили его деятельность по улучшению преподавания математики в России.

В начале Великой Отечественной войны плечом к плечу с рабочими, крестьянами, инженерами встали на защиту Родины и педагоги, и ученые.

Одним из многих факторов, способствовавших победе, с полным основанием следует считать то, что примерно за 15 лет до начала Великой Отечественной войны в нашей стране началась ликвидация безграмотности среди населения, а в30-х гг. уже была создана стройная система народного образовании. Она позволила с первых же месяцев войны быстро организовать подготовку большого числа военных специалистов.

Математические знания были нужны и непосредственно в бою. Известно, что такой род войск – артиллерия без расчетов не мог бы существовать. На фронте были и специальные расчетные части. Проблемы пристрелки, разработанные еще в XIX веке, в связи с появлением новых типов артиллерии потребовали в период Великой Отечественной войны дополнительных исследований и составления таблиц.

Стрельба с самолета по самолету и по наземным целям также привела к математическим задачам, которые нужно было срочно решить. Ими упорно занимались как специалисты в области артиллерии, так и математики. Проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель, а также область, которую накроет бомбовой удар. Такие таблицы были составлены еще до начала войны, но для самолетов, обладающих большими скоростями. Во время войны были созданы специальные полки ночных тихоходных бомбардировщиков, но для них не было таблиц бомбометания. На кафедре теории вероятностей МГУ были рассчитаны таблицы бомбометания с малых высот при малых скоростях самолета. Они оказали несомненную помощь нашим летчикам.


Традиционная область деятельности ученых нашей страны - исследование артиллерийских систем. В апреле 1942 году коллектив математиков под руководством основателя конструктивной теории функции действительного переменного и первого аксиоматика теории вероятностей академика С. Н. Бернштейна(1880-1968) разработал и вычислил таблицы для определения местонахождения судна по радиопеленгам. Таблицы ускоряли штурманские расчеты примерно в 10 раз. В 1943 году были подготовлены штурманские таблицы, которые нашли широкое применение в боевых действиях дальней авиации, значительно повысили точность самолетовождения. Штаб авиации дальнего действия, дал высокую оценку работе математиков, отметив, что ни в одной стране мира не были известны таблицы, равные этим по простоте и оригинальности.

В результате решения сложной математической задачи член - корреспондент АН СССР Н. Г. Четаев (1902-1959) определил наивыгоднейшую крутизну нарезки стволов орудия. Это обеспечивало максимальную кучность боя, и скорость снаряда при полете.

Видную роль сыграли в годы войны математики Московского университета. Существенное значение для решения некоторых практических задач имело развитие в Московском университете одного из разделов математики - номографии, изучающей теорию и способы построения особых чертежей-номограмм. Номограммы позволяют значительно экономить время вычислений, максимально упрощают расчеты ряда задач. Добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях с фашистскими захватчиками в Крыму, на Украине, в Прибалтике и в Восточной Пруссии выдающийся математик и педагог А.А. Ляпунов (1911 - 1973). Он храбро воевал и внес много значимого в правила стрельбы; уже после войны (с 1964 г.) был избран член - корреспондентом АН СССР.

Эту же проблему решал и академик А.Н. Колмогоров (1903-1987). Используя свои работы в области теории вероятностей, он дал определение наиболее выгодного рассеяния артиллеристских снарядов. Полученные им результаты помогли повысить меткость стрельбы и тем самым увеличить эффектность действия артиллерии, которую заслуженно называли богом войны.

Все они могли бы стать гордостью нашей науки, но война прервала и зачеркнула развитие так славно начатого ими научного пути. Сколько замыслов осталось не осуществленными, какие россыпи математических сокровищ они унесли с собой.

Глава 1.2 Теория стрельбы
Во время Великой Отечественной войны широкое употребление при стрельбе по танкам и другим целям получили так называемые кумулятивные снаряды. Их пробивное действие оказалось несравненно большим, чем снарядов такого же калибра, и даже с большим количеством взрывчатых веществ. Оказывается, что если в снаряде сделать выемку и эту выемку закрыть стальным конусом, то пробивное действие такого заряда резко увеличивается. Это явление было замечено еще во 2-ой половине прошлого века и тогда женашло использование горного дела. Первое военное применение этого эффекта относится к 1914г., широкое же использование пришлось на войну 1941-45 гг. Этом явлением заинтересовался выдающийся советский математик и механик М. А. Лаврентьев (род. в 1900 г.). После длительных экспериментов он разработал математическую теорию кумулятивного заряда.