Файл: Проблемные ситуации в объектах и городской среде с точки зрения безбарьерности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и Науки Республики Казахстан

Международная Образовательная Корпорация



По дисциплине: Основы проектирования безбарьерной среды

На тему: Проблемные ситуации в объектах и городской среде с точки зрения безбарьерности

Выполнил: студент группы ТПГС 20(21) ДОТ

Жаксыбеков Т.С

Алматы 2023

Глава 1. Международный и отечественный опыт архитектурно -градостроительной организации пространства безбарьерной среды для пожилых людей.

1.1 Анализ мировых и отечественных социально - демографических тенденций и их архитектурно-пространственной составляющей.

1.2. Анализ существующего опыта зарубежных и отечественных исследований, проектных решений, построек, в сфере создания «безбарьерной» среды на всех градостроительных уровнях.

1.3. Классификация архитектурно - градостроительных приемов создания безбарьерной среды и выявление проблемных ситуаций.

Выводы по первой главе.

Глава 2. Архитектурные и социально-градостроительные методы пространственной адаптации пожилых людей в городской среде.

2.1. Мобильность, как критерий дифференциации престарелых: «дом -участок - город», как три категории адаптации пожилого человека к архитектурной среде. Эргономические характеристики стареющего организма.

2.2. Методы анализа градостроительной ситуации с точки зрения интересов престарелых различных категорий мобильности на примере г.Самары.

• 2.2.1. Метод предварительного социологического опроса.

2.2.2. Метод оптимизации размещения учреждений первой необходимости для людей старшей возрастной группы.

2.2.3. Метод выявления объектов рекреации отдыха лечения и «учета влияния внешних условий» для различных категорий престарелых граждан в единой системе безбарьерной городской среды. Оптимизация трассировок внутригородских маршрутов.

2.3. Метод архитектурно-градостроительной маршрутизации городской среды (на примере четырех районов в г. Самаре).

2.4. Схемы - инварианты индивидуальных архитектурных пространств пожилых людей различных категорий мобильности.

Выводы по второй главе.

Глава III. Теоретические основы архитектурной концепции формирования каркаса безбарьерной городской среды (БГС) для пожилых людей


3.1 Теоретическая модель безбарьерного городской среды для общества всех возрастов на всех градостроительных уровнях.

3.2 Архитектурно-пространственные принципы организации центра социальной и медицинской реабилитации как универсального пространства для пожилых.

3.3 Архитектурно-градостроительные принципы формирования безбарьерной городской среды для пожилых людей.

3.3.1 Принцип «каркаса на каркасе». Формирование безбарьерных пешеходных связей. t 3.3.2 Принцип транспортной комфортности и инженерного оборудования безбарьерного пространства.

3.3.3 Принцип «знаковых систем» обеспечение визуальными коммуникациями.

3.3.4 Принцип безбарьерной ландшафтной организации и доформирования среды специальными малыми архитектурными формами.

3.4 Рекомендации по методике проектирования безбарьерной городской • среды в крупном городе (на примере г. Самара) и результаты экспериментального проектирования.

Выводы по третьей главе.



Процесс эволюционного развития человека непрерывен. Вместе с ним постоянен и процесс совершенствования среды обитания людей, городов, зданий. Среда изменяется прямо пропорционально изменениям, происходящим в человеке с возрастом. Одной из главнейших задач архитектора является прогнозирование предстоящих изменений пространственной среды в связи с эволюцией потребностей человека.

Проблема старения - аспект, пристально рассматриваемый на протяжении последних двадцати лет, крупнейшими мировыми организациями, занимающимися правами человека.

По данным ООН, последние 50 лет средняя продолжительность жизни в мире увеличилась почти на 20 лет и достигла в настоящее время 66 лет [89]. В то же время снижается рождаемость. Оба эти обстоятельства привели к увеличению абсолютной численности пожилых людей и их доли в общем населении Земли.

По имеющимся прогнозам к 2030 году 70 процентов пожилого населения мира будет проживать в развивающихся странах.

Старение населения ставит новые и неизвестные ранее проблемы, а также открывает новые возможности для организации жизни отдельных людей и формирования удобной пространственной, социально-экономической и культурной среды.

Чтобы стареющее общество процветало, необходимо приспособить системы и условия для доступного в соответствующем возрасте их использования. Разработку архитектурных и градостроительных объектов следует вести с учётом особенностей среды для пожилых.



Инициатива ООН, заявленная как создание новой «архитектуры старения», должна пониматься специалистами архитекторами и градостроителями в своём первоначальном, прямом понимании. Среду необходимо адаптировать для стареющего общества всеобъемлюще, рассматривая все её компоненты от частного к общему (по-отдельности и в целом).

К вопросам интеграции пожилых в сообщество следует отнести не только аспекты здравоохранения и социального обеспечения, но и формирование среды таким образом, чтобы обеспечить пешеходное и транспортное движение пожилым, получение ими необходимой информации, попутного обслуживания таким образом чтобы пожилые могли воспользоваться теми условиями, которые предусматривается для них в вышеперечисленных областях.

В ответ на глобальное старение Организация Объединенных Наций выступила с рядом инициатив. Всемирная ассамблея по проблемам старения ООН (Вена, 1982) приняла Международный план действий по проблемам старения. В плане рекомендовались действия в таких секторах, как занятость и гарантия дохода, здравоохранение и питание, обеспечение жильем, образование и социальное обеспечение. Пожилое население рассматривалось в этом плане как неоднородная и активная часть населения с широкими возможностями и, иногда, специфическими потребностями в медицинском обслуживании.

Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей, принятые Генеральной Ассамблеей в 1991 г., устанавливали всеобщие стандарты, относящиеся к статусу пожилых людей в пяти областях: независимость, участие, потребности в уходе, самореализация и достоинство.

В 1992 г., в десятую годовщину принятия Плана действий, Ассамблея провела Международную конференцию по проблемам старения[89], которая приняла Декларацию по проблемам старения, определив основные направления осуществления Плана действий, и провозгласила 1999 г. Международным годом пожилых людей.

Международный план действий по проблемам старения является первым международным документом по проблемам старения, обеспечивающим руководство процессом осмысления и разработки стратегий и программ по проблемам старения. Его называют «Венским планом» в честь того города, где он был разработан. Однако чаще о нем говорят как о «Международном плане», подчеркивая его значение для всех регионов мира.

Документ содержал 62 рекомендации, касающиеся действий в области проведения научных исследований. Одной из первоочередных задач является перерассмотрение подходов к жилью и среде окружающей престарелых.


Венский план" содержал основные практические рекомендации, касающиеся обеспечения жильем и улучшения условий жизни. Говорилось в частности, что соответствующее жилье и благоприятное физическое окружение необходимы для благополучия всех людей, и положение о том, что жилье оказывает большое влияние на качество жизни любой возрастной группы в любой стране является общепризнанным. Благоустроенное жилье особенно важно для престарелых, поскольку для них оно является практически центром всей их деятельности. Адаптация жилья, предоставление практических бытовых приспособлений, облегчающих повседневную жизнь, и соответствующим образом спроектированного домашнего оборудования может облегчить тем пожилым людям, подвижность которых ограничена, или страдающим какими-либо другими видами инвалидности, продолжать жить в своих собственных домах.

Отмечалось также, что пожилые люди сталкиваются с многочисленными проблемами, связанными с дорожным движением и транспортом. В частности, пешеходам пожилого возраста приходится бороться с объективными или субъективно ощущаемыми опасностями, которые ограничивают их мобильность и стремление к участию в какой-либо деятельности. Условия дорожного движения следует приспосабливать к возможностям пожилых людей, а не наоборот. Меры и мероприятия должны включать обучение вопросам дорожного движения, установление пределов скорости движения, особенно в населенных пунктах, создание безопасных дорожных условий, удобства и адаптированные транспортные средства и т.д.

Являющийся объединяющей темой Международного года принцип «Building a society for all ages» - «Пространство для общества всех возрастов» не потеряет своей актуальности еще многие десятки лет.

Создание новой «архитектуры старения» и перевод ее на мировую арену с инкорпорацией в политическом контексте становится контрапунктом Программы в области старения Организация Объединенных Наций. Активно идет процесс модернизации Международного плана действий 1982 года, а также разработка Долгосрочной стратегии действий по проблемам старения, которые были представлены второй Всемирной ассамблее по проблемам старения в Испании в 2002 году.

Проблема старения предполагает комплексное решение. В нем должны принимать участие как специалисты различных профессий: архитекторов, врачей, психологов, социологов, так и сама заинтересованная группа.

Необходимо тщательно перерассмотреть подход к проектированию не только жилища для старшей возрастной группы, но также его элементов и, что наиболее важно акцентировать внимание на следующей пространственно-логической цепочке: дом - участок - городская среда. Необходимо выявить ряд существенных для архитекторов и градостроителей деталей, с учетом которых возможно создание безбарьерного пространства - особенности проектирования ландшафта, организация беспрепятственного пешеходного движения в городской среде.
Задействование систем знаков, с учетом особенностей возрастного восприятия, использование специальных механизмов и систем необходимых для того чтобы экономить ограниченные силы пожилых.

Венский план» рекомендовал разрабатывать и осуществлять специальную политику и меры, а также предусматривать системы, позволяющие престарелым перемещаться и защищающие их от опасностей уличного движения.

Содержалась также рекомендация относительно того, что градостроительные планы и нормы реконструкции и развития должны уделять особое внимание проблемам стареющих лиц, оказывая помощь в обеспечении их социальной интеграции.

Все вышеперечисленные аспекты характеризуют глобальность проблемы и говорят о невозможности не комплексного подхода к её решению. Вместе с тем, нельзя не отметить, что этот самый комплексный подход невозможно обеспечить без участия архитекторов-градостроителей. Нужно учитывать, что возрастная структура общества и деятельность людей являются условиями определяющими формирование среды.

С изменениями в демографической структуре населения необходимо учитывать возрастную специфику эстетических оценок предметно - пространственной среды.

Градостроительное прогнозирование должно охватывать задачи расчёта и размещения объектов городской инфраструктуры, с тем, чтобы сделать их равнодоступными для всех возрастных групп. Архитекторы должны также рассматривать вопросы транспортного обслуживания, учитывая изменения требований к остановкам, стоянкам автотранспорта, давать необходимые рекомендации по совершенствованию собственно транспортных средств с учетом возрастной эргономики.

Целью исследования является разработка архитектурной концепции поэтапного формирования безбарьерного городского пространства для пожилых людей в структуре градостроительного каркаса крупного города (на примере г. Самары).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучение социальных, экономических и пространственных факторов, влияющих на необходимость формирования безбарьерной городской среды для маломобильных слоёв населения.

2. Изучение теоретического и практического мирового опыта по созданию архитектурных объектов социального обеспечения и развития для малоподвижных горожан.

3.Выявление теоретических обоснований концепции безбарьерной городской среды (БГС), а также установление специфических особенностей и характера оборудования пространств пребывания пожилых людей в городской среде.