Файл: В. О. Ключевский считал, что дворцовые перевороты в нашей стране в xviii веке имели очень важное политическое значение, которое выходило далеко за пределы дворцовой сферы и затрагивало самые основы государственного.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Итак, речь шла о значительном ограничении самодержавия в России коллективным правлением представителей высшей бюрократии. На момент составления "условий" это понятие почти полностью совпадало с понятием "аристократия", поскольку Верховный Тайный совет формально состоял из четырех человек - Голицына, двух Долгоруких (Алексея и Василия) и Остермана. Два других человека - фельдмаршалы князья М. М. Голицын и В. В. Долгорукий-также участвовали в заседании совета, избравшего Анну. В "условиях" упоминался также совет из восьми человек, поэтому можно предположить его дальнейшее расширение за счет членов с такими же или другими подобными фамилиями.
Подготовленный верховниками проект "условий" был отправлен в Митаву, где Анна, давно мечтавшая во что бы то ни стало вырваться из Курляндии, не колеблясь подписала их. Без промедления новоиспеченная царица собралась в путь и к 10 февраля прибыла в Москву. Но пока она путешествовала, по городу поползли слухи о" заговоре разбойников".
По-видимому, детали плана сначала не были известны, но 2 февраля подписанные "условия" были привезены в Москву и оглашены перед собранием членов Сената, Синода, генералов и других высших чиновников. Идея ограничения самодержавия в пользу Верховного Тайного совета, состоящего из представителей двух семей, воспринималась как узурпация власти этими двумя семьями.
Анна Иоанновна, приехав в Москву и узнав о разногласиях среди дворянства, начала готовить переворот с помощью своих родственников по материнской линии, Салтыковых. 25 февраля к ней прибыла депутация дворянства, которая, ссылаясь на то, что верховные вожди осуществляли свои планы тайно, просила созвать собрание представителей для решения вопроса о государственном устройстве. Анна, поколебавшись, согласилась и приказала составить соответствующий указ. Но тут офицеры гвардии, воспитанные сторонниками самодержавия, подняли шум, крича, что не позволят никому диктовать законы императрице. В результате вместо декрета о созыве подобия учредительного собрания родилась петиция о восстановлении самодержавия. Анна публично нарушила ненавистные "условия", и ограниченная монархия в России, просуществовав чуть больше месяца, была ликвидирована Ключевским В. О.

Анна Иоанновна (1730-1741)

Значение царствования Анны Иоанновны, длившегося десять лет, заключается прежде всего в том, что в это время произошел окончательный переход от старой России к новой. Восприятие этого царствования современниками, а через них и потомками, отражало тот факт, что в этот период происходила смена поколений. Старые соратники Петра I сошли со сцены, и пришли более молодые, не менее честолюбивые, но, возможно, еще более свободные от моральных ограничений. Именно им, чье детство и юность, обычно окрашенные в наших воспоминаниях в розовые тона, совпали с петровской эпохой, новое царствование казалось удушливым безвременьем.

Неудавшаяся личная жизнь рано овдовевшей императрицы парадоксальным образом отразилась на управлении страной. В Митаве самым близким к Анне человеком был курляндский дворянин Эрнст Бирон. С ним, прибывшим вскоре после воцарения императрицы в Москву, Анна не расставалась ни на минуту. Она постоянно нуждалась в его обществе, делила с ним все горести и радости. Привязанность императрицы к Бирону была так велика, что, как только его настроение ухудшалось, настроение императрицы сразу же ухудшалось. Власть Бирона над ней была поистине безгранична, и вполне понятно, что ни одно важное решение не принималось без его участия. Его имя, связанное с понятием "Бирон", прочно укоренилось в исторической литературе.
Как правило, под "Бироном" понимают разгул полицейского террора, о котором говорилось выше и который, безусловно, был основан Петром Великим, и так называемое "засилье иностранцев" Ключевского В. О.

Иван VI (1740-1741), царствование Анны Леопольдовны. Ноябрьский переворот 1741 года

Уже в 1731 году, вскоре после вступления на престол, Анна Иоанновна позаботилась о своем возможном преемнике. Он был провозглашен нерожденным сыном племянницы императрицы-дочери ее сестры Екатерины и герцога Мекленбург - Шверинского Анны Леопольдовны. Последнему в то время было всего 13 лет. Через некоторое время был выбран ее жених - герцог Антон-Ульрих Брауншвейг-Люнебургский.
Чтобы развеять первое не слишком благоприятное впечатление, ему предложили завоевать руку княгини военной доблестью и послали воевать с турками под командованием Миниха. Князь проявил себя храбрым и честным офицером, участвовал в взятии Очакова и заслужил чин генерал-майора. Антон-Ульрих вернулся в Петербург в июле 1739 года, и наконец свадьба состоялась. В августе 1740 года Анна Леопольдовна родила мальчика, которому суждено было ненадолго стать русским императором Иоанном VI Миненко Н. А. История России с древнейших времен до второй половины XIX века.
Но тут встал вопрос о регенте с двухмесячным ребенком. Было три варианта. Во-первых, роль регента могла быть возложена на его родителей или только на Анну Леопольдовну, но императрица, видимо, опасалась, что в этом случае реальная власть окажется в руках герцога Мекленбургского Леопольда, который славился своим дурным характером и вовсе не был желанным гостем в России. Можно было бы передать бразды правления в руки коллегиального органа - Кабинета министров, но это означало бы, по сути, возврат к той модели власти, которую Анна Иоанновна отвергла в самом начале своего царствования. Наконец, третьим претендентом на регентство был Бирон, затеявший с этой целью сложную интригу. Вырвать регентство из рук императрицы означало для Бирона не только удержать власть в своих руках, но и увеличить ее, причем законным путем. В результате ему удалось привлечь на свою сторону влиятельных членов кабинета и заставить Анну Иоанновну подписать соответствующий указ.


Победа вскружила Байрону голову, и он, казалось, думал, что ему все равно. 7 ноября он поссорился с Анной Леопольдовной, нагрубил ей и пригрозил отправить ее с мужем в Германию. Этот разговор оказался роковым для Бирона: в ту же ночь произошел переворот, положивший конец его правлению.
Главным организатором переворота был Миних. При этом он не претендовал на регентство, намереваясь отдать его Анне Леопольдовне, но, призвав гвардейцев арестовать Бирона, ловко манипулировал именем Елизаветы, за которое они готовы были идти в огонь и воду. Переворот был совершен без осложнений, и 9 ноября появился манифест от имени императора об отстранении герцога Курляндского от регентства. Бирон отправился в ссылку в Сибирь.
По свидетельству современников, переворот был встречен с энтузиазмом. После принесения присяги Анне Леопольдовне как правительнице, младенца Ивана Антоновича подвели к окну дворца и показали толпе народа, которая приветствовала его радостными криками. Так началось царствование герцогини Брауншвейгской Миненко Н.А. История России с древнейших времен до второй половины XIX века.

Сама правительница не чувствовала влечения к государственной деятельности и часто, вздыхая, говорила о том, как бы ей хотелось, чтобы ее сын поскорее вырос. В этой ситуации, возможно, если бы в правительстве были люди энергичные и решительные, они могли бы многого добиться. Но Анна Леопольдовна держала вокруг себя в основном тех же людей, которые окружали ее тетку. Столь же неспособным к государственной мудрости был и принц Антон Ульрих.
Вопиющее нежелание правительства всерьез заниматься управлением страной вызывало все большее недовольство. Законность власти Анны Леопольдовны была сомнительна, и перспектива провести таким же образом семнадцать лет ее царствования мало кого вдохновляла. Напряжение в обществе росло, и возможность свержения правителя становилась все более реальной, и только она сама, казалось, ничего не хотела замечать. Еще в марте 1741 года Миних подал в отставку, отчаявшись что-либо изменить, а Остерман пригрозил отставкой. Опытные политики хорошо знали обстановку в Петербурге, отдавали себе отчет в том, что недовольные все больше концентрировались в окружении царевны Елизаветы, и считали необходимым принять меры безопасности. Одни предлагали отправить ее в монастырь, другие-немедленно выдать замуж. Но Элизабет тоже знала об этих планах, и именно опасность их осуществления, возможно, больше всего на свете толкала ее, любившую веселый и беззаботный образ жизни так же, как и ее племянницу, на путь заговора.

Между тем информация о заговоре, в котором были замешаны и некоторые иностранные дипломаты, не могла не дойти до ушей членов Кабинета. 11 ноября больного Остермана принесли на носилках в покои государыни, умоляя немедленно арестовать одного из главных заговорщиков - елизаветинского врача Лестока, а саму царевну изолировать. Правительница ответила, что не верит в виновность царевны и сама с ней поговорит. 23 ноября состоялся разговор между Анной и Елизаветой, относительно содержания которого существуют различные версии, но очевидно, что царевна категорически отрицала причастность к заговору и полностью убедила в этом доверчивого правителя. Ни князь Антон Ульрих, ни члены Кабинета не смогли убедить ее. Единственное, на что согласилась Анна Леопольдовна, - это провозгласить себя императрицей, что было решено сделать в день ее рождения 18 декабря, но времени уже не оставалось. Разговор 23 ноября только ускорил развитие событий, и в ночь с 24 на 25 ноября 1741 года новый государственный переворот положил конец царствованию Ивана Антоновича.
Сначала было решено отправить опальную семью за границу. Но их доставили только в Ригу, где они были задержаны на год, а затем еще год содержались в пригороде Риги-Дунамунде. К этому времени Анна Леопольдовна родила еще двух дочерей-Екатерину и Елизавету. После этого все они были вывезены обратно в Россию, сначала в Ранебург, а затем в Холмогоры, куда в 1744 году Ивана Антоновича увезли от родителей. В 1745 и 1746 годах Анна Леопольдовна родила еще двух сыновей, Петра и Алексея, после чего умерла. Ее тело было доставлено в Св. Петербург и похоронен с подобающими почестями. Многочисленные слухи о судьбе низложенного императора вынудили правительство в 1756 году отправить его в Шлиссельбургскую крепость, где он должен был умереть в 1764 году от рук тюремщиков, когда поручик В. Я. Мирович попытался освободить его. Между тем его отец, братья и сестры остались в Холмогорах. В 1774 году умер принц Антон Ульрих, а в 1780 году его несчастные дети были отправлены в Данию жить к своей тете, королеве Юлиане Марии. Принцесса Елизавета умерла в 1782 году, Алексей-в 1787-м, Петр-в 1798-м. Единственная оставшаяся в живых пожилая, глухая княгиня Екатерина в 1803 году безуспешно просила у императора Александра I разрешения вернуться в Холмогоры Миненко Н.А. История России с древнейших времен до второй половины XIX века.


Елизавета Петровна (1741-1762)

Ноябрьская революция 1741 года закрыла одну и открыла другую, новую страницу русской истории-страницу двадцатилетней давности. Так продолжалось царствование императрицы Елизаветы Петровны, в течение которого происходил переход империи от первой половины века ко второй, от времени юности и зрелости к времени мужественной зрелости.
Прежде всего, на себя обращают внимание особенности самого переворота. Как и предыдущие, она осуществлялась с помощью гвардейских штыков, но если раньше гвардейцы играли лишь роль статистов, которыми ловко манипулировала та или иная придворная группа, то теперь они были полноценными актерами. За несколько лет до переворота царевна Елизавета много времени проводила в обществе гвардейцев, крестила их детей, давала им деньги, и к 1741 году была для них не какой-то абстрактной фигурой, известной только по имени, а общей любимицей, благодетельницей и заступницей, дочерью человека, имя которого в их сознании ассоциировалось со сказочными подвигами на благо России.
В течение всего царствования при назначении высших должностных лиц Елизавета Петровна отдавала предпочтение русским иностранцам. Царствование императрицы Елизаветы Петровны, длившееся двадцать лет, - целая эпоха в русской истории. Однако рассказ об этом интереснейшем этапе в истории страны, ставшем своеобразным мостом, по которому Российская империя перешла на новый этап своего развития, не укладывается в рамки данной работы. Поэтому обратимся к событиям конца 1761 года, когда на престол взошел император Петр III.

Восшествие на престол и свержение Петра III Федоровича (1762) 

Императрица скончалась 25 декабря 1761 года, когда во всех храмах России прошли торжественные рождественские службы и священники, ничего не знавшие о случившемся, произнесли тост за Елизавету Петровну.
Смерть императрицы Елизаветы Петровны положила начало самому короткому в русской истории - всего полгода - царствованию Петра III. Император Петр III, он же великий князь Петр Федорович, был сыном старшей сестры Елизаветы Петровны Анны Петровны от ее брака с герцогом Карлом Фридрихом Голштинским. Сама Анна умерла в 1728 году вскоре после родов, а ее рано осиротевший сын (в 1739 году он потерял отца) был спешно привезен в Россию в начале 1742 года, объявлен наследником русского престола и крещен в православие под именем Петра Федоровича. В 1745 году он женился на принцессе Софии Августе Фредерике Ангальт-Цербстской.