Файл: 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности по основам православной культуры в соответствии с требованиями фгос ноо к результатам освоения предмета Основы православной культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Крещение Руси. Время крещения и официальная дата крещения Руси. Десятинная церковь и храм Святого Василия. Начало русского просвещения.

День памяти святого князя Владимира.

Тема 3. «ПРАВОСЛАВИЕ И РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО» — 5 ч.

Церковь — собрание верующих во Христа. Небесная и земная Церковь. Объяснение полного названия Православной Церкви — Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Поместные Церкви. Представление о Соборах как органе церковного управления и решения важных церковных вопросов. Символ веры. Православная Церковь в России и других странах.

Русская Православная Церковь. Учреждение Русской митрополии. Первый митрополит. Автокефалия Русской Православной Церкви. Патриаршество. Патриарх — предстоятель Церкви. Священный Синод. Епархия и приход.

Понятие о государственной и культурообразующей религии в России. Представление о церковно-государственной симфонии. Закрепление духовно-исторических традиций в государственных символах России.

Таинства и богослужение Православной Церкви. Семь таинств Православной Церкви: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причастие, Соборование, Венчание, таинство Священства.

Священник — иерей, священнослужитель, особо посвященный человек, совершающий богослужение. Православная традиция священнического рукоположения от апостолов. Общее представление о единстве «Священного Писания» и «Священного Предания».

Тема 4. «ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ» — 2 ч.

Храм (церковь, собор, часовня) — общий дом христиан, посвященный Богу, место общественного православного богослужения. Основные внешние особенности.

Внутреннее устроение и назначение главных частей. Икона и иконостас. Особенности церковного искусства: архитектуры, иконы, песнопений. Христианская символика. Крест и его символический смысл.

Тема 5. «О ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ» — 4 ч.

Таинства Православной Церкви: таинство Крещения, Причащения, Миропомазания, Покаяния (Исповеди), Елеосвящения (Соборования), Брака (Венчания), Священства.

Происхождение церковного богослужения.

Понятие о богослужебном круге. Суточный богослужебный круг. Седмичный богослужебный круг. Годовой богослужебный круг. Литургия — главное богослужение Православной Церкви.

Молитва — общение с Богом. Виды молитв. Молитва в русской художественной культуре.


Тема 6. «О ЦЕРКОВНЫХ КОЛОКОЛАХ» — 4 ч.

Виды и названия колоколов.

Церковные колокола. Происхождение колокола. Клепало и било. Приход колоколов в русскую культуру.

Очепный и язычный способы извлечения звона. Ростовские звоны. Звенигородские колокола. Разновидности колокольных звонов: благовест, перезвон, перебор, двузвон, трезвон.

Колокололитейное искусство.

Тема 7. «ЗА МОНАСТЫРСКИМИ СТЕНАМИ» 2 ч.

Духовный подвиг монашества. Значение слов «монах», «инок». Происхождение монашества. Отшельничество. Общежитийность.

Русские монастыри – стражи духовности и земли Русской: Псково-Печерский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Спасо-Андроников монастырь, Свято-Введенская Оптина пустынь, Курская Коренная пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Свято-Данилов монастырь, Донской монастырь.

Святые мученики в истории христианской Церкви. Святые мученики царской семьи.
Тема 8. «ДОМ И СЕМЬЯ» 3 ч.

Многоплановость проявления православных традиций в жизни народа. Дом, семья в традиционной русской культуре. Семья – малая Церковь.

Святые образы семейного благочестия. Святые Пётр и Феврония Муромские.

Образец семейной святости царственных мучеников Николая I, Александры, Алексея, Ольги, Анастасии, Татьяны, Марии.

Тема 9. «РУСЬ СВЯТАЯ»2 ч.

Отношение к Родине в русской культурной традиции как к Дому Пресвятой Богородицы. Почитание чудотворных икон Пресвятой Богородицы: «Курская Коренная» икона Божией Матери, икона Покрова Пресвятой Богородицы, «Взыскание погибших», «Скоропослушница», «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость», «Державная» икона Божией Матери.

Легенда о граде Китеже.

Иконы-защитницы Русской земли: Владимирская, Казанская, Смоленская, Донская, Тихвинская иконы Божией Матери.

Образы Святой Руси в русской художественной культуре.
3.Таблица тематического распределения количества часов:


№ п/п

Разделы темы




Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1 класс.

2

класс

3

класс


4 класс



РАЗДЕЛ 1. «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» - 33 часа

1 класс

1

Тема1.Красота в нашем мире

3

3










2

Тема 2.Хранилища культуры

5













3

Тема 3.Всегда живое

6

5










4

Тема 4.Наша Родина

10

6










5

Тема 5.Спаситель

3

10










6

Тема 6.Семья

3

3










7

Заключительный урок

1

1










8

Итоговое повторение и проектная деятельность

2

2













ИТОГО

31

33













РАЗДЕЛ 2. «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» - 34 часа

2 класс

1

Вводный урок

1




1







2

Тема 1.Духовное в реальном мире

3




3







3

Тема 2.Жизнь Иисуса Христа и православные праздники

28




28







3.1

Жизнь Иисуса Христа и

-




9







3.2.

Чудеса и проповедь Христа» -

-




10







3.3.

Евангельские события последних дней земной жизни Христа

-




9







4

Итоговое повторение. Проектная деятельность

2




2










ИТОГО

34

34













РАЗДЕЛ 3. «О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ» - 34 часа

3 класс

1

Тема 1.Что мы знаем о Евангелии

2







2




2

Тема 2.Образ вселенной в православной культуре

7







7




3

Тема 3.По праздничным иконам вспоминаем Евангелие

6







6




4

Тема 4.Библия рассказывает о событиях до Спасителя

18







18




5

Итоговое повторение. Проектная деятельность.

1







1







ИТОГО

34







34







РАЗДЕЛ 4. «ПРАВОСЛАВИЕ — КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩАЯ

РЕЛИГИЯ РОССИИ» - 34 часа

4 класс

1

Тем 1.Культура – всеобщее достояние

3










3

2

Тема 2.Как Русь стала православной

8










8

3

Тема 3.Православие и Российское государство

5










5

4

Тема 4.Православный храм

2










2

5

Тема 5.О православном богослужении

4










4

6

Темиа 6.О церковных колоколах

4










4

7

Тема 7.За монастырскими стенами

2










2

8

Тема 8.Дом и семья

3










3

9

Тема 9.Русь святая

2










2

10

Итоговое повторение. Проектная деятельность.

1










1




Итого

34










4




Всего

135

33

34

34

34



3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ




п/п

Наименование разделов,

блоков, тем

Номер

и содержание урока

Характеристика УУД
















1 класс. Раздел «Мы и наша культура» - 33 часа







1

Введение – 1 час

1.Красота в нашем мире

Знакомятся с понятием «красота».

Рассматривают картины, пейзажи, сопоставляю их с увиденным на природе







2

Тема 2.«Красота в нашем мире» - 3 часа

2.Нерукотворная красота природы

Знакомятся с понятием «красота».







3.Рукотворная красота культуры.

Знакомятся с понятием «Рукотворная красота культуры». Узнают, что:

-рукотворность - особенность культуры;

-человек – созидатель культуры. Научатся различать и правильно использовать понятия «святость»,. «творчество».

Познакомятся с преподобным Серафимом Саровским и преподобным Сергием Радонежским: - образами святости в отечественной церковной и светской культуре.







4.Человек – созидатель культуры.

Знакомятся с понятием «Нерукотворная красота природы». Традиционное представление о нерукотворности природы. Научатся различать и правильно использовать понятия “Творец». «Творение».

Научатся понимать, что необходимо проявлять заботу о природном мире.







3

Тема 3.«Хранилища культуры» – 5 часа

5.Оружейная палата

Знакомятся с понятием «Музеи как хранилища предметов культуры». Виртуально знакомятся с сокровищами Оружейной палаты.







6.Государственная Третьяковская галерея

Виртуальная экскурсия в Государственную Третьяковскую галере.

Знакомятся с иконой Спас Нерукотворный.

Научатся видеть образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.







7.Государственный Русский музей и Государственный Эрмитаж.

Виртуальная экскурсия в Государственный Русский музей. Краткий обзор о Государственном Эрмитаже: Рассматривают иконы Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».







8.Библиотеки – хранилища культуры.

Узнают, что Библиотеки – хранилища культуры.

Знакомятся с Российской государственной библиотекой. Слушают историю возникновения библиотек при храмах и монастырях, о русских царях – основателях крупнейших библиотек России.







9.Человек – хранитель культуры.

Узнают о роли человека – хранителе культуры и

зависимости культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния.







4

Тема 4.«Всегда живое» - 6 часов

10.Древнейшая книга в России – Евангелие.

Знакомятся с понятием «Евангелие», «Напрестольное Евангелие»

Получат представления о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре..







11.Иконы.

Знакомятся с понятием «икона». Узнают о назначении иконы. Получат представление о ценности иконы для православных верующих как святыни и исторической и художественно-эстетическая ценности иконы для отечественной и мировой культуры.

Увидят иконы Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Узнают об иконописце Андрей Рублёве.







12.Храмы.

Знакомятся с понятием «храмы». Получат общее бщее представление о православном храме как доме Божием.

Получат представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры.

Узнают об особенностях внешнего устроения храма.

Научатся понимать понятия «Крест», «главка, купол, барабан, держава, апсида».

Получат общее представление о внутреннем устроении православного храма. Научатся понимать понятия «иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие».

Получат представление о православном богослужении. Экскурсия в православныйи храм







13.В храме.







1.4.О храме.







15.Богослужение-общение народа с Богом







5

Тема 5.«Наша Родина» – 10 часов

16.Наша Родина - Россия.

Узнают, что Россия – наша Родина. Получат представление о России – общй Родине всех её россиян. Научатся видеть и понимать: красоту просторов России, её историческое и культурное единство.







17.Города России

Виртуальное путешествие по городам России.

Знакомятся с древнейшими городами России: Новгородом, Владимиром, Суздалем, Ростовом, Псковом, Ярославлем, Курском. Получат представление о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов;

о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей.







18.Москва – столица России

Получают представление о Москве – столица России.

Характеризуют понятие «столица» как главный город страны.

Узнают об объединительной роли Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Узнают о Московском Кремле. Архангельском соборе. Храме Василия Блаженного.

Виртуальное путешествие по Москве







19.Поэты и художники России - о Москве.

Познакомятся со стихами поэтов и картинами художников России – о Москве.

Получат представлние смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «русское государство», «Русская земля».







20.Наша культура.

Получат представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Научатся характеризовать понятие «культур» как лучшее из всего, что делает человек.







21.Народ и культура.

Получат представление о взаимосвязи народа и культуры. Получат представление о культуре как совместном творчестве народа.







22.Что значит народ?

Познакомятся с понятием «народ»как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой.







23.Отечество и отечественная культура.

Познакомятся с понятиями «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура». Получат представление о традициях как ценных явлениях культуры, передаваемые от поколения к поколению.













24.Русь и русская культура.

Получат представление о служении Родине как священном долге православных граждан.

Узнают о национальных героях России – Козьме Минине и князе Дмитрии Пожарском, преподобных Александре Пересвете и Андрее Ослябе.







25.Идеал и идея в русской культуре.

Получат представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками).







6

Тема 6.«Спаситель» - 3 часа

26.Иисус Христос.

Узнают содержание понятий «Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы.







27.Спаситель мира.

Получат представление о Христосе как Спасителе мира. Познакомятся с Иконой «Всех скорбящих Радость».







28.Искупитель.

Получат представление о Христосе – Искупителе человечества..







7

Тема 7.«Семья» – 3 часа

29.О маме и папе

Получат представление о семейных православных традициях в Русской культуре.

Узнают о традиционном отношении к иконе в православных семьях.

Познакомятся с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери.







30.В семье.







31.Кто держит мир?







8

Заключительный урок Итоговая проектная деятельность-2 часа

32.Экскурсия в Свято-Успенский храм

Закрепляют знания о Спасителе и Православии, о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира.

Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» («Семистрельная»).

Защита проектов.







33.Защита проектов «Города России







2 класс. Раздел 2.»Мир вокруг и внутри нас»-34 часа







1

Вводный урок – 1 час

1.О чем рассказывает история православнойкультуры?

Знакомятся с основными понятиями православной культуры.







2

Тема 2.«Духовное в реальном мире» – 3 часа

2.Мир внешний и мир внутренний. Кто держит мир?

Получают представление о мире как творении Божием, о разнообразии и богатстве мира.

Научатся понимать связь между видимым и невидимым миром. Сопоставят законы природы и духовные законы.







3.Человек – венец творения.

Научатся понимать понятие «Бог».

Получат представление о библейских сюжетах о Сотворении человека по образу Божию.







4.Добро и зло в человеческом обществе и в мире природы.

Получат представление о добре и зле в человеческом мире и природе. Знакомятся с библейской историей о грехопадении, возникновении зла.

Значение слова «грех».

Научатся понимать духовный смысл человеческой жизни.







3


Тема 3.Жизнь Иисуса Христа и православные праздники- 28 часов

5.Евангелие – книга о Спасителе и о спасении. Рождество Пресвятой Богородицы.

Знакомятся с главными православными праздниками.

Углубят свое представление о Евангелии — книге о Спасителе и о спасении,

Научатся рассказывать о Рождестве Пресвятой Богородицы. Введении во храм Пресвятой Богородицы.







3.1

«Жизнь Иисуса Христа - 9 часов

.







6 Благовещение Пресвятой Богородицы

Продолжают изучать православные праздники: Благая весть о рождении Спасителя. Архангел Гавриил. Дух Святой. Праздник Благовещения.








Тема 1.«Культура – всеобщее достояние» -3 часа

1. Драгоценное и неделимое наследство

Получат представление о великой русской культуре — достоянии всех россиян.







2.Религия- неотъемлемая часть культуры и жизни людей

Получат представление о еелигия — неотъемлемая часть культуры.







3.Величайшее сокровище – русский язык

Научатся понимать язык как особый человеческий дар.

Научатся различать и правильно использовать понятия: «функции языка», «отношение к языку» «русский язык», «духовная лексика».

Углубят понимание и расширят представление: о Церковнославянском языке как хранителе и источнике духовной лексики.

Познакомятся с высказываниями ученых, писателей о языке;







2

Узнают'>Тема 2.«Как Русь стала православной» - 8 часов

4.Посещение русских земель первым апостолом

Узнают о посещении русских земель святым апостолом Андреем Первозванным.

Познакомятся с древнейшими древнерусскими историческими и литературными памятниками о посещении святым апостолом Андреем русских земель.







5.Почитание на Руси Андрея Первозванного

Узнают о почитании на Руси Андрея Первозванного, о Дне памяти св. апостола Андрея Первозванного.

Узнают о старейшем ордене России - Андреевском кресте.







6.Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий

Узнают о святых равноапостольных учителях словенских Кирилле и Мефодии,. создании славянской азбуки.







7.Восточные славяне до принятия христианства

Получат представление о религиозных верованиях восточных славян и руссов до принятия христианства, о почитании предков и природы — двух основных культа славян-язычников.








8.Святая равноапостольная княгиня Ольга

Узнают о святой равноапостольнаой княгини Ольги и ее крещении.







9.Святой равноапостольный князь Владимир

Вспомнят и углубят представление о Святом равноапостольном князе Владимире.

Получат представление о значения крещения Руси







10.Святой равноапостольный князь Владимир







11.Крещение Руси







3

Тема 3.«Православие и Российское государство» - 5 часов

12.Русская православная церковь

Получат представление о Русской Православной Церкви как собрания верующих во Христа.

Объяснение полного названия Православной Церкви — Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь.







13.Что такое церковь







14.Государственная и культурообоазующая религия России

Понятие о государственной и культурообразующей религии в России.

Представление о церковно-государственной симфонии. Закрепление духовно-исторических традиций в государственных символах России.







15.Государственный герб России







Флаг России







4

Тема 4.«Православный храм» - 2 часа

17. Как устроен храм

Углубление знаний о православном храме.

Разрабатывают проекты: «Основные внешние особенности и внутреннее устроение и назначение главных частей».

«Христианская символика. Крест и его символический смысл».







18. Икона и иконостас







5

Тема 5.

«О православном богослужении» -

4 часа

19.Таинства Православной церкви

Формирование представления о таинствах Православной Церкви: Крещения, Причащения, Миропомазания, Исповеди, Соборования, Венчания, Священства.

Понятие о богослужебном круге, литургии — главного богослужения Православной Церкви.

Научатся понимать, что молитва — общение с Богом. Узнают о видах молитв и о молитве в русской художественной культуре







20.Как возникло богослужение







21.Богослужение в православной церкви







22.Молитва в русской культуре







6

Тема 6.«О церковных колоколах» - 4 часа

23.Какие бывают колокола?

Рассказывают о видах и названиях колоколов, о Церковных колоколх.

Узнают о происхождении колокола.

Знакомятся с разновидностями колокольных звонов: благовест, перезвон, перебор, двузвон, трезвон.

Рассказывают о колокололитейном искусстве.







24.Откуда пришли колокола?







25.О колокололитейном искусстве







26.О чем поют колокола







7

Тема 7. «За монастырскими стенами» - 2 часа

27.О монашеском подвиге

Научатся понимать духовный подвиг монашества.

Узнают значение слов «монах», «инок».

Получают представление о происхождении монашества. Знакомятся в виртуальной экскурсии с известными русскими монастырями: Псково-Печерский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Спасо-Андроников монастырь, Свято-Введенская Оптина пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Свято-Данилов монастырь, Донской монастырь.

Знакомятся с духовным подвигом святые мученики в истории христианской Церкви.







28.Монастыри-стражи духовности и земли Русской







8

Тема 8.«Дом и семья» - 3 часа

29.Дом и семья в православной традиции

Получат представления о доме семье в традиционной русской культуре.

Узнают о святых образах семейного благочестия: Святых Пётре и Февронии Муромских, о семейной святости святой Императорской семьи







30.Святые образы семейного благочестия







31.О семейной святости святой Императорской семьи







9

Тема 9.«Русь святая» - 2 часа

32.Дом Богородицы

Получат представления об отношении к Родине в русской культурной традиции как к Дому Пресвятой Богородицы.

Знакомятся с почитанием чудотворных икон Пресвятой Богородицы: «Скоропослушница», «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость», «Державная» икона Божией Матери; иконы-защитницы Русской земли: Владимирская, Казанская, Смоленская, Донская, Тихвинская иконы Божией Матери.







33.Защитница земли Русской







10

Итоговое повторение. Проектная деятельность

34.Защита проектов

Защита проектов на тему «Русь святая», «Дом и семья»