Файл: Методические рекомендации по преподаванию модуля краеведение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРЕПОДАВАНИЮ МОДУЛЯ «КРАЕВЕДЕНИЕ»

В КУРСЕ «ИСТОРИЯ»

Задачи современного школьного исторического образования, определенные ФГОС и Концепцией нового УМК по отечественной истории, требуют особого внимания к изучению региональной истории: «учебный курс российской истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села)». Изучение истории родного края является важным фактором складывания региональной идентичности школьников (осознание ими принадлежности к Приморскому краю), что в свою очередь вместе с изучением российской истории способствует формированию российской идентичности (осознание себя гражданином России). Таким образом, целью изучение региональной истории является формирование у обучающихся систематических знаний об истории Приморского края как неотъемлемой части истории Отечества, базовых национальных ценностей, уважения к истории, культуре, традициям родного края и «малой» Родины, воспитание региональной и российской гражданской идентичности.

При отборе краеведческого материала учитель истории ориентируется на требования примерной основной образовательной программы, методические рекомендации авторских УМК, модели заданий ГИА (ОГЭ, ЕГЭ), ВПР.

Требования ФГОС основного общего образования к результатам освоения основных образовательных программ включают личностные и предметные результаты, отражающие сформированность и удовлетворенность региональных и этнокультурных интересов обучающихся.

Хронологически программа модуля «Краеведение» в рамках курса «История» в 5-9 классах охватывает период с момента появления первых людей на территории Приморья до 1914 года.

Рекомендуется использовать краеведческий материал синхронизировано с программами федеральных курсов: «Всеобщая история» (5 кл.), «История России» ( 6-9 кл.). Это способствует реализации многоуровнего подхода в изучении истории, определенного в Концепции нового УМК по отечественной истории и нацеленного на выстраивание системы связей и отношений по вертикали: общероссийская история, региональная история, локальная история, история семьи, история личности.

История Приморского края имеет свою особенность. Являясь неотъемлемой частью российской истории, она, в то же время, связана общей историей и факторами развития со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Использование многоуровневого подхода, позволит рассмотреть историю Приморского края в контексте событий, происходящих в России и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Достижение образовательных результатов в основной школе в рамках исторического образования решаемых через освоение краеведческого материала:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

Содержание программы учебного модуля «Краеведение», 5 класс. Общее количество часов – 5.
Программа курса может быть реализована как самостоятельная дидактическая единица или путем интеграции отдельных тем в содержание образовательных программ предметной дисциплины «История», а также в рамках элективных, факультативных курсов, в организации кружковой, исследовательской и проектной деятельности.

Предложенные в программе темы могут стать основой для выполнения индивидуальных или групповых проектов, учебных исследований школьников и иметь продолжение в старших классах.


Программа содержит избыточный учебный материал и может корректироваться.
Приморье в древности.

Тема 1. Появление и расселение человека на территории Приморья.

Появление и расселение человека на территории Приморья. Образ жизни и занятия древнейших жителей Приморья.

Тема 2.Приморье в эпоху палеолита, мезолита, неолита.

Археологические памятники палеолита, мезолита и неолита. Дальневосточный очаг неолитических культур.

Тема 3.Приморье в эпоху палеометалла.

Эпоха бронзы - время развития производящего хозяйства. Ранний железный век в Приморье. Развитый железный век в Приморье. Археологические памятники эпохи палеометалла.

Тема 4.Древнейшие племена Приморья.

Древнейшие племена Приморья. Сушени - родоначальники приморских племён. Илоу и воцзюй - племена палеометалла в Приморье. Территория расселения и основные занятия племён. Складывание предпосылок для возникновения государственности в железном веке.

Тема 5. Культура и религия древнейших приморцев.

Культура и религиозные представления древнего населения Приморья.


Календарно-тематическое планирование модуля «Краеведение»,

5 класс


5 класс

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Формы/технологии обучения




1.Появление и расселение человека на территории Приморья.

1


1 четверть

Групповая работа




2.Приморье в эпоху палеолита, мезолита, неолита.

1

1 четверть

Урок-экскурсия




3.Приморье в эпоху палеометалла.

1

1 четверть

Работа с источником




4.Древнейшие племена Приморья.

1

1 четверть

Проектная деятельность




5.Культура и религия древнейших приморцев.


1

1 четверть

Исследовательская деятельность







Всего 5 час












Для организации контроля за усвоением краеведческого материала следует применять различные виды и формы текущего, промежуточного, итогового контроля (письменные проверочные работы, тестовые задания, терминологические диктанты), ориентироваться на модели заданий ГИА, ВПР (тексты, графики, диаграммы, задания на описание, последовательность, соответствие, с кратким и развернутым ответом).

Контроль знаний

5 класс


Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Тестирование (Т)

Практическая работа (ПР)

Работа с картой (РК)

Оформление отчета по экскурсии (ЭО)

Анализ источника (АИ)

Метапредметный практикум (МП)

Итоговая контрольная работа (ИКР)

Т

ПР

РК

ЭО

МП

ИКР

АИ










Итоговый (групповой или индивидуальный) проект / исследовательская работа

.





Примерные темы проектных работ

Темы проектов отражают жизнь древних людей на территории Приморья: расселение, занятия, верования.

Пример. «Прыжок в прошлое». Групповой проект-реконструкция орудий труда, предметов быта, украшений древнейших жителей Приморья. Проект может стать составной частью ролевой игры «День древнего жители Приморья».


  1. Образ жизни и занятия древнейших жителей Приморья.

  2. Археологические памятники палеолита, мезолита и неолита

  3. Территория расселения и основные занятия племён илоу и воцзюй на территории Приморья.



Учебные исследования


  1. Дальневосточный очаг неолитических культур.

  2. Складывание предпосылок для возникновения государственности в железном веке.

  3. Религиозные представления древнего населения Приморья.


Содержание программы учебного модуля «Краеведение», 6 класс. Общее количество часов – 6.
Программа курса может быть реализована как самостоятельная дидактическая единица или путем интеграции отдельных тем в содержание образовательных программ предметной дисциплины «История», а также в рамках элективных, факультативных курсов, в организации кружковой, исследовательской и проектной деятельности.


Предложенные в программе темы могут стать основой для выполнения индивидуальных или групповых проектов, учебных исследований школьников и иметь продолжение в старших классах.

Программа содержит избыточный учебный материал и может корректироваться.

Приморье в средние века.

Тема 1. Племена Мохэ.

Племена Мохэ (Уцзи). Территория и расселение мохэ. Общественный строй. Отношения с соседними странами.

Тема 2. Госуларство Бохай (698 – 926 гг.).

Государство Бохай (698-926 гг.). Образование государства Бохай. Общественный и государственный строй. Хозяйство и быт. Культура и религия. Гибель государства Бохай.

Тема 3. Чжурчженьская империя Цзинь (1115 – 1234 гг.)

Чжурчжэньская империя Цзинь (1115-1234 гг.). Чжурчжэньские племена и образование государства. Хозяйство и быт. Общественный и государственный строй. Чжурчжэньские города. Культура и религия. Гибель Золотой империи чжурчжэней. Государство Восточное Ся (1215-1233 гг.).

Тема 4. Чжурчжэни в XIV-XV веках.

Расселение и занятие чжурчженей в XIV-XV веках.
Календарно-тематическое планирование модуля «Краеведение», 6 класс.


6 класс


1.Племена Мохэ.

1

1 четверть

Групповая работа




2.Государство Бохай (698 – 926 гг.). Культура и религия бохайцев.

2

1 четверть

Исследовательская деятельность




3.Чжурчженьская империя Цзинь (1115 – 1234 гг.) Культура и религия чжурчженей.

2

2 четверть

Проектная деятельность, Урок-экскурсия




4.Чжурчжэни в XIV-XV веках.

1

4 четверть

Работа с источником







Всего 6 час











Для организации контроля за усвоением краеведческого материала следует применять различные виды и формы текущего, промежуточного, итогового контроля (письменные проверочные работы, тестовые задания, терминологические диктанты), ориентироваться на модели заданий ГИА, ВПР (тексты, графики, диаграммы, задания на описание, последовательность, соответствие, с кратким и развернутым ответом).