Большеви́зм.docx

Добавлена: 13.02.2019

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Большеви́зм — революционное марксистское течение политической мысли и политический режим , связанный с формированием жёстко централизованной, сплочённой и дисциплинированной партии социальной революции, ориентированной на свержение существующего государственного строя, захват власти и установление «диктатуры пролетариата».

Принято считать, что большевизм – родное дитя марксизма во всем. Именно в марксизме большевики нашли теорию, которая давала простой рецепт быстрого достижения желанной цели – революционное насилие. Но не только Маркс и Энгельс были учителями большевиков. Большевизм в России имел и российские исторические корни. Это, прежде всего, идеология русского бунта, анархистско-социалистические течения народников. Оказали влияние на мировоззрение большевиков идеи С. Нечаева, М. Бакунина, П. Ткачева. От Нечаева большевизм унаследовал нравственный нигилизм, оправдываемый революционной необходимостью. С Ткачевым его сближает, прежде всего, идея об организации власти в форме партийной диктатуры. Отчетливо видны в воззрениях большевиков и идеи западного анархо-синдикализма. Эта «мировоззренческая смесь» привела к оформлению идеологии, ориентированной, по выражению Бакунина на «дикий голодный пролетариат, на разнузданную чернорабочую чернь». В своей коренной сути большевизм – это эклектическое сочетание идей Бланки, Бакунина, анархо-синдикалистов под лозунгами марксистов. Основная его черта, по определению Бердяева, - иррациональное сознание, которое всегда предпочитает волю свободе. Большевики от своих учителей усвоили главное – насилие есть революционная целесообразность, цель – все, остальное второстепенно.



Идея Революционного меньшинства Петра Ткачева

Ткачев, продолжатель дела Каракозова и Нечаева, находившийся под влиянием Чернышевского, разработал теорию о «революционном меньшинстве», сыгравшую огромную роль в событиях 1917 года, так как и левые эсеры, и Ленин со своими последователями в той или иной степени психологически жили под влиянием этой теории.

Народ, — писал Ткачев, в своей статье «Народ и революция», — не может себя спасти, сам себе предоставленный, не может устроить свою судьбу сообразно своим реальным потребностям, не может провести и осуществить в жизни идею социальной революции».

Только революционное меньшинство может, «положить основание новому разумному порядку общежития». Народ в революции явится только в качестве «разрушительной силы», действие которой направляется революционным меньшинством.

«Отношение революционного меньшинства к народу и участие последнего в революции может быть определено следующим образом: революционное меньшинство, освободив народ из-под ига гнетущего его страха и ужаса перед властью предержащей, открывает ему возможность проявить свою разрушительно-революционную силу и, опираясь на эту силу, искусно направляя ее к уничтожению врагов революции, оно разрушает охраняющие их твердыни и лишает их всяких средств к сопротивлению и противодействию. Затем пользуясь своей силой и своим авторитетом, оно вводит новые прогрессивно коммунистические элементы в условия народной жизни».


Только овладев государственным аппаратом, революционная партия сможет приступить к выполнению своих реформаторских планов, в результате которых будет создано коммунистическое общество. Именно владение государственным аппаратом является первым и необходимым условием, без достижения которого революционная партия не может приступить к выполнению своих задач по перестройке общества на коммунистических началах».

«Революция осуществляется революционным государством, которое с одной стороны борется и уничтожает консервативные элементы общества, упраздняет все те учреждения, которые препятствуют установлению равенства и братства; с другой — вводит в жизнь учреждения, благоприятствующие их развитию. Таким образом, захватив власть, революционная партия ведет деятельность двоякого рода — «революционно-разрушительную» с одной стороны, и «революционно-устроительную» — с другой. «Насильственным переворотом не оканчивается дело революционеров. Захватив в свои руки власть, они должны суметь удержать ее и воспользоваться ею для осуществления своих идеалов».

Ткачев также проповедовал создание строго централизованной и дисциплинированной революционной организации для захвата власти.

«Успех революции возможен только при создании организации, сплачивающей разрозненные революционные элементы в одно живое тело, действующее по одному общему плану, подчиняющееся одному руководству — организации, основанной на централизации власти и децентрализации функций».

Только такая организация, по мнению Ткачева, способна подготовить и осуществить государственный переворот.

По свидетельству современников, идеи Ткачева «приводили не только в крайнее негодование, но и в ужас тогдашних революционеров».