Файл: Задача обучения на сегодняшний день состоит в том, чтобы студенты не только слушали и усваивали знания, которые им преподносит преподаватель, но и добывали эти знания самостоятельно в ходе исследовательского поиска..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 192

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1.2 Понятие исследования

Тема 1.3 Основные этапы исследовательского процесса

Тема 1.4. Накопление и обработка научной информации

Тема 1.5 Правила работы с учебной литературой

Ведение записей — обязательный элемент работы над книгой, неотделимый от процесса чтения, и поэтому их нельзя откладывать «на потом».

Записи должны быть предельно полными. Это, как правило, занимает гораздо меньше времени, чем повторное обращение к книге.

Тема 1.6 Способы представления результатов исследовательской деятельности

Тема 1.7 Методы научного исследования

Тема 2.2 Основные элементы введения индивидуального проекта

Тема 2.3 Основная часть индивидуального проекта

Тема 2.4 Оформление заключения и приложений индивидуального проекта

Тема 2.5 Язык и стиль индивидуального проекта

Тема 3.1 Основные требования по оформлению работы

Тема 3.2 Оформление ссылок в индивидуальном проекте

Тема 3.3 Оформление списка использованных источников. Библиографическое описание

Тема 3.4 Правила оформления презентации

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕМА (наименование)

СОДЕРЖАНИЕ (план)

ВВЕДЕНИЕ

1. НАИМЕНОВАНИЕ

2. НАИМЕНОВАНИЕ

3. НАИМЕНОВАНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………..………………… 3

1. НАИМЕНОВАНИЕ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ…..…………………………. 5

2. НАИМЕНОВАНИЕ ВТОРОЙ ГЛАВЫ.…………………………….. 9

3. НАИМЕНОВАНИЕ ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЫ……………………………. 13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..…………………………………….……………………. 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………. 19

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………….………………………………………. 20

В приложения 3, 4, 5 обязательно загляни.


Индивидуальный проект

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 1.1 Научные исследования и их роль в практической деятельности человека

Задача обучения на сегодняшний день  состоит в том, чтобы студенты не только слушали и усваивали знания, которые им преподносит преподаватель, но и добывали эти знания самостоятельно в ходе исследовательского поиска.

Совет Европы по образованию в 1996 г. разработал 5 ключевых компетенций, которыми должен владеть выпускник учебного заведения профессионального образования ХХI века:

- умение работать в команде;

- умение устно и письменно общаться, знание иностранного языка;

- умение работать с информацией (находить, критически относиться, обрабатывать, сохранять, передавать);

- толерантность (терпимо относиться к другому мнению, дать возможность другому думать не так, как я);

- учиться всю жизнь.

Понятие «наука» имеет несколько основных значений:

- сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую схематизацию объективных знаний о действительности;

- наука выступает как результат этой деятельности – система полученных научных знаний;

- термин «наука» употребляется для обозначения отдельных отраслей научного знания;

- науку можно рассматривать как отрасль культуры, которая существовала не во все времена и не у всех народов.

Непосредственные цели науки – это получение знаний об окружающем мире, предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. Наука создана для непосредственного выявления существенных сторон всех явлений природы, общества и мышления.

К основным задачам науки можно отнести:

- открытие законов движения природы
, общества, мышления и познания;

- сбор, анализ, обобщение фактов;

- систематизация полученных знаний;

- объяснение сущности явлений и процессов;

- прогнозирование событий, явлений и процессов;

- установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

Науку можно рассматривать как систему, состоящую: из теории; методологии, методики и техники исследований; практики внедрения полученных результатов.

Развитие науки идет от сбора фактов, их изучения и систематизации, обобщения и раскрытия отдельных закономерностей к связанной, логически стройной системе научных знаний, которая позволяет объяснить уже известные факты и предсказать новые.

Процесс познания включает накопление фактов. Без систематизации и обобщения, без логического осмысления фактов не может существовать ни одна наука. Но хотя факты — это необходимый материал для ученого, сами по себе они еще не наука. Факты становятся составной частью научных знаний, когда они выступают в систематизированном, обобщенном виде.

Факты систематизируют и обобщают с помощью простейших понятий, являющихся важными структурными элементами науки. Наиболее широкие понятия называют категориями. Важная форма знаний — принципы (постулаты), аксиомы. Под принципом понимают исходные положения какой-либо отрасли науки. Они являются начальной формой систематизации знаний (аксиомы евклидовой геометрии, постулат Бора в квантовой механике и т. д.).

Наиболее высокой формой обобщения и систематизации знаний является теорияПод теорией понимают учение об обобщенном опыте (практике), формулирующее научные принципы и методы, которые позволяют обобщить и познать существующие процессы и явления, проанализировать действие на них разных факторов и предложить рекомендации по использованию их в практической деятельности людей

.

Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему наук в целом, весьма условно можно подразделить на 3 большие группы (подсистемы) - естественные, общественные и технические, различающиеся по своим предметам и методам. Резкой грани между этими подсистемами нет - ряд научных дисциплин занимает промежуточное положение. Так, например, на стыке технических и общественных наука находится техническая эстетика, между естественными и техническими наука - бионика, между естественными и общественными наука - экономическая география. Каждая из указанных подсистем, в свою очередь, образует систему разнообразным способом координированных и субординированных предметными и методическими связями отдельных наук, что делает проблему их детальной классификации крайне сложной и полностью не решенной до сегодняшнего дня.

Наряду с традиционными исследованиями, проводимыми в рамках какой-либо одной отрасли науки, проблемный характер ориентации современной науки вызвал к жизни широкое развёртывание междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных научных дисциплин, конкретное сочетание которых определяется характером соответствующей проблемы. Примером этого является исследование проблем охраны природы, находящееся на перекрёстке технических наук, биологии, наук о Земле, медицины, экономики, математики и др. Такого рода проблемы, возникающие в связи с решением крупных хозяйств, и социальных задач, типичны для современной науки.

По своей направленности, по непосредственному отношению к практике отдельные науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные.

Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Эти законы и структуры изучаются в "чистом виде", как таковые, безотносительно к их возможному использованию. Поэтому фундаментальные науки иногда называют «чистыми».

Непосредственная цель прикладных наук - применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем.
 Поэтому здесь критерием успеха служит не только достижение истины, но и мера удовлетворения социального заказа. На стыке прикладных наук и практики развивается особая область исследований - разработки, переводящие результаты прикладных наука в форму технологических процессов, конструкций, промышленных материалов и т.п.

Прикладные науки могут развиваться с преобладанием как теоретической, так и практической проблематики. Например, в современной физике фундаментальную роль играют электродинамика и квантовая механика, приложение которых к познанию конкретных предметных областей образует различные отрасли теоретической прикладной физики – физику металлов, физику полупроводников и т.п. Дальнейшее приложение их результатов к практике порождает разнообразные практические прикладные науки - металловедение, полупроводниковую технологию и т.п., прямую связь которых с производством осуществляют соответствующие конкретные разработки. Все технические наука являются прикладными.

Как правило, фундаментальные науки опережают в своём развитии прикладные, создавая для них теоретический задел. В современной науке на долю прикладных приходится до 80-90% всех исследований и ассигнованийОдна из насущных проблем современной организации науки - установление прочных, планомерных взаимосвязей и сокращение сроков движения в рамках цикла «фундаментальные исследования - прикладные исследования - разработки - внедрение».

Тема 1.2 Понятие исследования


Исследование научное — процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности.

Многие считают, что исследования — это задача научного работника в повседневной работе. Это глубокое заблуждение. В современном мире исследование является главным фактором успеха, а если сформулировать по-научному, — главным фактором повышения эффективности управления.

В связи с этим можно построить определение понятия «исследование» следующим образом. Исследование — это вид деятельности человека, состоящий в:

- распознавании проблем и ситуаций;

- определении их происхождения;

 - выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;

- установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;

- нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящие к определенной деятельности.

По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные).

Различаются исследования и по использованию ресурсов и времени их проведения. Бывают исследования незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие.

По времени — продолжительные и непродолжительные.

Важным критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но более глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной внешней информации. Это позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации.

Наконец, исследования различаются и по степени организованности и участию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными или коллективными, спонтанными или организованными.

Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих характеристик являются следующие:



- методология исследования — совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования;